Слайд 2Учебный проект по литературе
«Любовь в жизни героев романа И.С. Тургенева «Отцы и
дети»
Любовь есть одна из тех страстей, которые надламывают наше «я».
И.С. Тургенев
Слайд 3А знаете ли вы, что…
сам Тургенев был несчастлив в любви, полюбив
раз и навсегда несвободную женщину и прожив для её семьи, он так и не создал свою…
Слайд 4Василий Васильевич Розанов:
Я скажу определеннее и резче, чтобы
выразить мысль свою: что
с момента встречи с Виардо, еще ранее, чем он
мог оценить ее «духовные красоты»,
Тургенев как бы пал под ноги этой
женщины... и остался так недвижим
до конца жизни.
В этой странной физической, но
именно, однако, физической связи...
пьедестала
и статуи, канделябра и свечи
Она горит, светит...
Он — ничего.
Она счастлива, цветет...
Он — смотрит на ее счастье.
Она вполне живет.
Он вполне не живет... Именно «не
живет»,
поскольку любит и оттого, что любит
ее. Он вовсе не живет для себя.
Слайд 5Основополагающий вопрос проекта:
Только ли катастрофа неразделённая любовь или и она обогащает
человека?
Слайд 6 Практически все герои «Отцов и детей» испытывают или испытали любовь. Но
для двоих — Павла Петровича и Базарова — это чувство становится роковым.
Слайд 7Проблемные вопросы произведения:
Способен ли Базаров на сильное чувство и выдерживает ли он
испытание любовью?
Почему Аркадий и Катя Локтева смогли стать счастливыми?
Прав или нет, по-вашему, Тургенев в своём понимании любви?
Слайд 8 Вообще, как ни странно, оказывается, что любовная история Базарова очень похожа
на любовную историю Павла Петровича. Павел Петрович знакомится с княгиней Р. на балу, Базаров тоже встречает Одинцову на балу.
Слайд 9Учебные вопросы:
Почему Одинцова отвергла Базарова?
Какую роль сыграли женщины в судьбе Павла Петровича?
Какова
роль эпилога в романе?
Слайд 10Использование образов-символов в романе:
Аркадий и Базаров едут в первый раз в имение
Одинцовой в день ангела Евгения. Для него как будто символически начинается новая жизнь. “Посмотрим, как он [ангел] обо мне печется”, - говорит Евгений. Когда Анна Сергеевна приезжает попрощаться с умирающим Базаровым, Василий Иванович восклицает: “Жена! Жена! ... к нам ангел с неба!” - и повторяет: “Ангел! Ангел!”
Слайд 11Использование образов-символов в романе:
Образ креста, перекрещенных линий появляется в описании Одинцовой: беседуя
с Базаровым, она “скрестила руки на груди”, а из-под складки платья “едва виднелись кончики ее ног, тоже скрещенные”. Княгиня Р. послала П.П.Кирсанову кольцо со сфинксом, “провела по сфинксу крестообразную черту и велела сказать, что крест – вот разгадка”. Крест издревле считался символом обреченности, смерти. Это и прослеживается в характере отношений двух пар.
Слайд 12Использование образов-символов в романе:
Кольцо, означающее строение, композицию романа по концентрическому признаку. Малое
кольцо – история Павла Петровича. Расширяющееся кольцо – прохождение Базаровым тех же испытаний и прозрений.
Слайд 13Разные варианты судеб:
Павел Петрович:
Любовь, ради которой он бросил всё, зачеркнул
свою карьеру, привела к духовной гибели.
Слайд 14Николай Петрович:
Судьбу героя, где всё в «норме», автор описывает со снисходительной
иронией.
Слайд 15Анна Одинцова:
Героиню и её мужа Тургенев развенчивает фразой в эпилоге «…доживутся,
пожалуй, до счастья… пожалуй, до любви».
Слайд 16Евгений Базаров:
Неразделённая любовь его разрушает, он умирает…
Слайд 17Подведём итоги:
Тема любви подходит в романе очень близко к теме смерти.
Здесь можно усмотреть ещё одно сходство между историей любви Павла Петровича и историей любви Базарова. Будучи неспособным разлюбить княгиню даже после её смерти, Павел Петрович потерял всё; повествователь говорит, что его “исхудалая голова лежала на белой подушке, как голова мертвеца… Да он и был мертвец”. Базаров, полюбив Одинцову, скоро умирает. Таким образом, в обоих случаях несчастная любовь приводит к смерти, фактической или душевной, уже не так важно. (Базаров порезался на вскрытии, наверное, из-за того, что был невнимателен. А причиной его рассеянности и невнимательности была именно несчастная любовь.)