- Главная
- Литература
- groza
Содержание
- 2. История создания Процесс создания пьесы «Гроза» многими нитями связан с прошедшими периодами в творчестве Островского. Автора
- 3. Название «Гроза» могло быть дано произведению по той причине, что это слово лучше всего передаёт произошедшее
- 4. Жанр и направление «Гроза» — это драма, по мнению А. Островского. Данный жанр определяет тяжелый, серьезный,
- 5. Композиция Экспозиция: Островский рисует образ города и даже мира, в котором живут герои и развернутся будущие
- 6. Конфликт В «Грозе» можно выделить несколько конфликтов: Во-первых, это противоборство между самодурами (Дикой, Кабаниха) и жертвами
- 7. Тема В своём произведении Александр Николаевич поднял множество важных тем, но главной среди них стала тема
- 8. Частные темы Быт и нравы Калинова. Автор описывает захолустную провинцию, чтобы показать людям, что не нужно
- 9. Идея Основная мысль произведения заключена в непреклонном отстаивании своих интересов – стремлении к независимости, красоте, новым
- 10. Проблематика Социальный конфликт влечет за собой общественные и личные проблемы. Островский, во-первых, обличает самодурство как психологическое
- 11. В произведении есть четкая система персонажей, в которую вписываются образы героев Во-первых, это угнетатели. Дикой является
- 13. Скачать презентацию
Слайд 2История создания
Процесс создания пьесы «Гроза» многими нитями связан с прошедшими периодами
История создания
Процесс создания пьесы «Гроза» многими нитями связан с прошедшими периодами

Появление светлого, доброго начала, естественной героини – это новшество в творчестве автора. Первые мысли и наброски «Грозы» появились летом 1859 года, а уже в начале октября у писателя было четкое представление всей картины. На произведение сильно повлияло путешествие по Волге. Под патронатом морского министерства была организована этнографическая экспедиция с целью изучения обычаев и нравов коренного населения России. В ней участвовал и Островский.
Город Калинов – это собирательный образ разных приволжских городов, одновременно похожих друг на друга, но имеющих свои отличительные черты. Островский, как опытный исследователь, все свои наблюдения о быте русской провинции и специфики поведения жителей вносил в дневник. На основе этих записей позже были созданы персонажи «Грозы».
Слайд 3 Название «Гроза» могло быть дано произведению по той причине, что это
Название «Гроза» могло быть дано произведению по той причине, что это

Сама же гроза, как природное явление, играет важную роль в пьесе, символизируя собой неизбежность кары — рок, нависший над героями.
Тучи сгущались над Катериной после измены, и вот ее признание и, наконец, самоубийство, совпавшее с громовым явлением природы, стали своеобразными стихийными бедствиями в судьбе семьи Кабановых и самого Калинова. Роль грозы в пьесе — это метафора происходящих там событий, природное выражение социального конфликта.
Смысл названия
Слайд 4Жанр и направление
«Гроза» — это драма, по мнению А. Островского. Данный жанр
Жанр и направление
«Гроза» — это драма, по мнению А. Островского. Данный жанр

Если говорить о направлении, то эта пьеса абсолютно реалистична. Главным показателем этого, пожалуй, является описание нравов, повадок и бытовых аспектов существования жителей провинциальных приволжских городов. Автор придает этому большое значение, тщательно обрисовывая реалии жизни героев и их образы.
Слайд 5Композиция
Экспозиция: Островский рисует образ города и даже мира, в котором живут герои
Композиция
Экспозиция: Островский рисует образ города и даже мира, в котором живут герои

Далее следует завязка конфликта Катерины с новой семьей и обществом в целом и внутреннего конфликта (диалог Катерины и Варвары)
После завязки мы видим развитие действия, в ходе которого герои стремятся разрешить конфликт
Ближе к финалу конфликт доходит до момента, когда проблемы требуют срочного разрешения
Кульминация — последний монолог Катерины в 5 действии
Вслед за ней – развязка, которая показывает неразрешимость конфликта на примере гибели Катерины.
Слайд 6Конфликт
В «Грозе» можно выделить несколько конфликтов:
Во-первых, это противоборство между самодурами (Дикой, Кабаниха)
Конфликт
В «Грозе» можно выделить несколько конфликтов:
Во-первых, это противоборство между самодурами (Дикой, Кабаниха)

С другой стороны, действие существует благодаря конфликту психологическому, то есть внутреннему – в душе Катерины.
Социальный конфликт дал начало всем предыдущим: Островский начинает свое произведение с брака обедневшей дворянки и купца. Данная тенденция широко распространилась во времена автора. Правящее аристократическое сословие начало терять власть, беднея и разоряясь из-за праздности, расточительности и коммерческой безграмотности. Зато купцы набирали обороты за счет беспринципности, напористости, деловой хватки и кумовства. Тогда одни решили поправить дела за счет других: дворяне выдавали утонченных и образованных дочерей за грубых, невежественных, но богатых сыновей из купеческой гильдии. Из-за этого несоответствия брак Катерины и Тихона изначально обречен.
Слайд 7Тема
В своём произведении Александр Николаевич поднял множество важных тем, но главной
Тема
В своём произведении Александр Николаевич поднял множество важных тем, но главной

Катерина стала олицетворением новой, прогрессивной эпохи, которая отчаянно нуждалась в освобождении от цепких оков темной обывательщины. Она не могла мириться с лицемерием, раболепствовать и унижаться в угоду сложившихся устоев. Её душа стремилась к светлому и прекрасному, однако в условиях затхлого невежества все её порывы были обречены на неудачу.
Сквозь призму отношений Катерины и её новой семьи автор пытался донести до читателя сложившуюся обстановку в обществе, которое оказалось на грани глобального социального и нравственного перелома. Этой задумке как нельзя лучше соответствует смысл названия пьесы – «Гроза». Эта мощная природная стихия стала олицетворением краха застойной атмосферы провинциального городка, погрязшего в суевериях, предрассудках и фальши. Смерть Катерины во время грозы стала тем внутренним толчком, который побудил многих жителей Калинова к самым решительным действиям.
Слайд 8Частные темы
Быт и нравы Калинова. Автор описывает захолустную провинцию, чтобы показать
Частные темы
Быт и нравы Калинова. Автор описывает захолустную провинцию, чтобы показать

Также важными темами здесь являются любовь и семья, так как по ходу повествования поднимаются проблемы воспитания и конфликт поколений. Влияние семьи на определенных героев очень важно (Катерина – отражение воспитания ее родителей, а Тихон вырос таким бесхарактерным из-за тирании матери).
Тема греха и покаяния. Героиня оступилась, но вовремя осознала свою ошибку, решив исправиться и покаяться в содеянном. С точки зрения христианской философии, это высоконравственное решение, которое возвышает и оправдывает Катерину.
Вера. Религиозность автор делит на показную и настоящую. Большинство жителей Калинова суеверны, но настоящей веры у них нет, поэтому они все грешат, но тайно. Зато на людях все они разделяют ханжескую мораль и демонстрируют боязнь Бога и его суда. Истинная вера есть у Катерины, которая долго не решается на грехопадение, а потом не может себя простить. Она изо всех сил старается жить по заповедям, но не напоказ, а на самом деле. Поэтому автор всячески подчеркивает, что никто не имеет права ее судить.
Прогресс. Автор затрагивает тему научного прогресса и его тернистого пути в российской глубинке, где ему противостоят суеверия и невежество. Кулигин пытается установить громоотвод, но натыкается на грубое и ложное представление обывателей о природе грозы и ее назначении.
Слайд 9Идея
Основная мысль произведения заключена в непреклонном отстаивании своих интересов – стремлении
Идея
Основная мысль произведения заключена в непреклонном отстаивании своих интересов – стремлении

Слайд 10Проблематика
Социальный конфликт влечет за собой общественные и личные проблемы.
Островский, во-первых, обличает самодурство как психологическое
Проблематика
Социальный конфликт влечет за собой общественные и личные проблемы.
Островский, во-первых, обличает самодурство как психологическое

Во-вторых, автор осуждает слабость, повиновение и эгоизм с помощью образов Тихона, Бориса и Варвары. Своим поведением они лишь потворствуют тирании хозяев жизни, хотя могли бы сообща переломить ситуацию в свою пользу.
Проблему противоречивого русского характера, переданного в образе Катерины, можно назвать личной, хоть и навеянной глобальными потрясениями. Глубоко религиозная женщина в поиске и обретении себя идет на измену, а потом и на самоубийство, что противоречит всем христианским канонам.
Нравственные проблемы связаны с любовью и преданностью, воспитанием и тиранией, грехом и покаянием. Герои не могут отличить одно от другого, эти понятия причудливо переплетаются между собой. Катерина, например, вынуждена выбирать между верностью и любовью, а Кабаниха не видит разницы между ролью матери и властью догматика, ею движут благие намерения, но воплощает она их во вред всем.
Трагедия совести немало важна. Например, Тихон должен был принять решение – защищать жену от нападок матери или нет. Катерина также шла на сделку с совестью, когда сближалась с Борисом.
Невежество. Жители Калинова глупы и не образованы, верят гадалкам и странницам, а не ученым и профессионалам своего дела. Их мировоззрение обращено в прошлое, они не стремятся к лучшей жизни, поэтому нечего удивляться дикости нравов и показному ханжеству главных персон города.
Слайд 11В произведении есть четкая система персонажей, в которую вписываются образы героев
Во-первых, это
Во-первых, это

Во-вторых, приспособившиеся. Тихон – это слабый человек, который любит свою жену, но не может найти в себе силы защитить ее от гнета матери. Он не поддерживает старые порядки и традиции, но не видит смысла идти против системы. Таков и Борис, который терпит происки своего богатого дяди. Варвара — дочь Кабанихи. Она берет свое обманом, проживая двойную жизнь. Днем она формально подчиняется условностям, ночью гуляет с Кудряшом. Лживость, изворотливость и хитрость не портят ее веселого, авантюрного нрава: она также добра и отзывчива к Катерине, нежна и заботлива по отношению к любимому.