Klassitsizm_prezentatsia

Содержание

Слайд 2

Классицизм –

это широкое эстетическое направление в искусстве, оказавшее влияние на живопись,

Классицизм – это широкое эстетическое направление в искусстве, оказавшее влияние на живопись,
архитектуру, скульптуру, литературу и театр XVII-XIX веков. Название пришло из французского языка (classicisme). Термин образован от латинского слова classicus, что означает «образцовый».

Шарль Лебрен «Святое семейство со спящим младенцем Иисусом»

Клод Лоррен «Пейзаж с Аполлоном и Сивиллой Кумской»

Слайд 3

Особенности стиля

- ОРИЕНТАЦИЯ НА КАНОНЫ АНТИЧНОГО ИСКУССТВА;
- СТРОГИЕ ПРОПОРЦИИ, СТРОЙНОСТЬ КОМПОЗИЦИИ;

Особенности стиля - ОРИЕНТАЦИЯ НА КАНОНЫ АНТИЧНОГО ИСКУССТВА; - СТРОГИЕ ПРОПОРЦИИ, СТРОЙНОСТЬ

- ТЯГА К СИММЕТРИИ, УПОРЯДОЧЕННОСТИ;
ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ ПРОСТОТА И ЧЁТКОСТЬ ЛИНИЙ, ФОРМ;
- ОПОРА НА ЛОГИКУ; ГАРМОНИЯ, НЕДОПУСТИМОСТЬ ДИССОНАНСОВ И ХАОТИЧНОСТИ;
- СЛЕДОВАНИЕ СТРОГИМ ПРАВИЛАМ И КАНОНАМ, ПОЛОЖЕННЫМ В ОСНОВУ ЖИВОПИСНОЙ И ЭСТЕТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ;
- СТРЕМЛЕНИЕ К ИЗОБРАЖЕНИЮ ЛЮДЕЙ ГАРМОНИЧНО РАЗВИТЫМИ, БЛИЗКИМИ К АНАТОМИЧЕСКОМУ ИДЕАЛУ;
- ВЫБОР ВЫСОКИХ, ВЕЧНЫХ ТЕМ.

Никола Пуссен «Аркадские пастухи»

Никола Пуссен «Великодушие Сципиона»

Слайд 4

Жанровая иерархия классицизма

Для классицистической традиции характерно разделение жанров на высокие и

Жанровая иерархия классицизма Для классицистической традиции характерно разделение жанров на высокие и
низкие. Этот принцип наблюдался и в живописи, и в литературе, и в драматургии. Считалось недопустимым смешивать жанровые элементы.
К высоким жанрам относили исторический, мифологический и религиозный. В подобных сюжетах часто звучат героические мотивы, а сопоставить их можно с одой у литераторов и трагедией у драматургов. К низким были отнесены натюрморт, пейзаж и портрет. Такие сюжеты считались менее значимыми, бытовыми.

Шарль Лебрен «Конный портрет Людовика XIV»

Слайд 5

Классицизм в литературе

Франсуа Малерб, поэзия.
Пьер Корнель, Жан-Батист Расин, драматургия.
Никола Буало-Депрео, сатира.
Жан

Классицизм в литературе Франсуа Малерб, поэзия. Пьер Корнель, Жан-Батист Расин, драматургия. Никола
Батист Мольер (Поклен), комедия.

Жак-Луи Давид «Смерть Давида»

Слайд 6

Основные черты классицизма в литературе

ОБРАЩЕНИЕ К АНТИЧНОМУ ИСКУССТВУ
ПРАВИЛО ТРИЕДИНСТВА:
- ЕДИНСТВО ДЕЙСТВИЯ — ДОЛЖЕН

Основные черты классицизма в литературе ОБРАЩЕНИЕ К АНТИЧНОМУ ИСКУССТВУ ПРАВИЛО ТРИЕДИНСТВА: -
БЫТЬ ОДИН ЧЕТКО ВЫДЕЛЕННЫЙ ГЛАВНЫЙ СЮЖЕТ, В ТО ВРЕМЯ КАК ВТОРОСТЕПЕННЫЕ СВОДЯТСЯ К МИНИМУМУ.
- ЕДИНСТВО МЕСТА — НА ПРОТЯЖЕНИИ ВСЕГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЕЙСТВИЯ ДОЛЖНЫ ПРОИСХОДИТЬ В ОДНОМ МЕСТЕ.
- ЕДИНСТВО ВРЕМЕНИ — СОБЫТИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДОЛЖНЫ ПРОИЗОЙТИ ЗА ОДНИ СУТКИ.

Никола Пуссен «Брак»

Шарль Лебрен «Вступление Александра в Вавилон»

Слайд 7

Жанры:

К высоким жанрам относятся:
- трагедия;
- ода;
- дифирамб;
- героическая поэма.
К низким жанрам относятся:
- комедия;
- сатира;
- эпиграмма;
- авантюрный

Жанры: К высоким жанрам относятся: - трагедия; - ода; - дифирамб; -
роман;
- бурлескная пародийная поэма;
- басня.

Карл Брюллов «Последний день Помпеи»

Слайд 8

Образы:

В классицистических произведениях всегда есть строго положительный и строго отрицательный персонаж. Они олицетворяют, соответственно, один

Образы: В классицистических произведениях всегда есть строго положительный и строго отрицательный персонаж.
порок и одну добродетель и являются носителями одного человеческого качества. При этом действия положительных персонажей всегда подчинены разуму, в то время как отрицательных — страстям и эмоциям.

Никола Пуссен «Вознесение Девы Марии»

Слайд 9

В России

классицизм начал развиваться после реформ Петра I. М.В. Ломоносов адаптировал правила французской поэтики

В России классицизм начал развиваться после реформ Петра I. М.В. Ломоносов адаптировал
к русскому языку и выдвинул теорию «трех штилей», различающую высокий, средний и низкий стили в литературе.

Дмитрий Левицкий «Екатерина II в виде Законодательницы в храме богини Правосудия»

М.В. Ломоносов

Слайд 10

Основоположником русского классицизма принято считать А. Д. Кантемира.
В. К. Тредиаковский является автором

Основоположником русского классицизма принято считать А. Д. Кантемира. В. К. Тредиаковский является
таких понятий, как «проза» и «поэзия». Именно он условно разделил произведения на две части и смог дать им определения, обосновал систему силлабо-тонического стихосложения.
А. П. Сумароков считается основоположником драматургии русского классицизма.
Д. И. Фонвизин считается создателем русской бытовой комедии.
Г. Р. Державин является одним из последних крупных представителей русского классицизма.

А.Д. Кантемир

В.К. Тредиаковский

А.П. Сумароков

Д. И. Фонвизин

Г.Р. Державин

Слайд 11

Сатира —

форма обличительной поэзии, где целью критики была не человеческая личность, а

Сатира — форма обличительной поэзии, где целью критики была не человеческая личность,
ее пороки.
Сатирики считали своей задачей просвещение и нравоучение, поэтому, чтобы добиться большего эффекта, изобличали пороки, используя приемы сарказма и иронии.

Никола Пуссен «Рождение Венеры»

Слайд 12

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОБРАЗЫ
ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДОЛЖНЫ БЫТЬ БЛИЗКИ ШИРОКИМ МАССАМ, ОТРАЖАТЬ МЕСТНЫЙ КОЛОРИТ, А В

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОБРАЗЫ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДОЛЖНЫ БЫТЬ БЛИЗКИ ШИРОКИМ МАССАМ, ОТРАЖАТЬ МЕСТНЫЙ КОЛОРИТ, А
ГЕРОЯХ ЛЮДИ ДОЛЖНЫ УЗНАВАТЬ СЕБЯ И СВОИХ СОСЕДЕЙ

ПАТРИОТИЧЕСКИЙ ПАФОС
ИДЕАЛ ПИСАТЕЛЕЙ-КЛАССИЦИСТОВ — ГРАЖДА­НИН И ПАТРИОТ, СТРЕМЯЩИЙСЯ ТРУДИТЬСЯ НА БЛАГО ОТЕЧЕСТВА. ОН ДОЛЖЕН СТАТЬ АКТИВНОЙ ТВОРЧЕ­СКОЙ ЛИЧНОСТЬЮ, БОРОТЬСЯ С ОБЩЕСТВЕННЫМИ ПО­РОКАМИ, СО ВСЕМИ ПРОЯВЛЕНИЯМИ ЗЛОНРАВИЯ И ТИРАНИИ.

Никола Пуссен «Похищение сабинянок»

Клод Лоррен «Отплытие царицы Савской»

Слайд 13

Ода –

(от др.-греч. «песнь») жанр лирики, торжественная песня, посвящённая какому-либо событию,

Ода – (от др.-греч. «песнь») жанр лирики, торжественная песня, посвящённая какому-либо событию,
герою или отдельное произведение такого жанра.
Ода является жанром строгой формы и строится из трех частей: «приступа» (представления темы), рассуждения (развитие темы с помощью образов) и краткого, но эмоционально сильного заключения.

Антон Лосенко «прощание Гектора с Андромахой»

Слайд 14

Основные периоды Русского классицизма:

90 годы XVII века – 20 годы XVIII века.

Основные периоды Русского классицизма: 90 годы XVII века – 20 годы XVIII
Еще называют Петровской эпохой. В этот период как таковых русских произведений нет, а активно развивается переводная литература. Отсюда и берет начало русский классицизм как следствие прочитанных переведенных произведений из Европы. (Ф. Прокопович)
30-50 гг XVII века – яркий всплеск классицизма. Происходит четкое жанровое становление, а также реформы в русском языке и стихосложении. (В. К. Тредиаковский, А. П. Сумароков, М. В. Ломоносов)
60-90 гг XVIII века также называют Екатеринской эпохой или эпохой Просвещения. Основным является классицизм, однако в это же время уже наблюдается зарождение сентиментализма. (Д. И. Фонвизин, Г. Р. Державин, Н. М. Карамзин).

Клод Лоррен «Деревенский фестиваль»

Слайд 15

Основные черты классицизма:

Авторы-классицисты черпали вдохновение в литературе и искусстве античного времени, в

Основные черты классицизма: Авторы-классицисты черпали вдохновение в литературе и искусстве античного времени,
работах Горация, Аристотеля, таким образом в основе было подражание природе.
Произведения были построены на принципах рационализма. Четкость, ясность и логичность также являются характерными чертами.
Построение образов обусловливается общими чертами для времени или эпохи. Таким образом, каждый персонаж – продуманное олицетворение периода времени или слоя общества.
Чёткое деление героев на положительных и отрицательных. Каждый герой воплощает в себе какую-то одну основную черту: благородство, мудрость или скупость, подлость. Часто герои имеют «говорящие» фамилии: Правдин, Скотинин.
Строгое соблюдение иерархии жанров. Соответствие стиля жанру, недопущение смешения разных стилей.
Соблюдение правила «трех единств»: места, времени и действия. Все события происходят в одном месте. Единство времени означает, что все события укладывались в период не более суток. И действие – сюжет ограничивался одной линией, одной проблемой, о которой шла речь.

Жак-Луи Давид «Коронация Наполеона в соборе Нотр-Дам»