- Главная
- Литература
- Концепция Добра и Зла в Потерянном рае Дж. Милтона и в Фаусте И.В. Гёте
Содержание
- 2. Джон Мильтон - знаменитый английский поэт, публицист, мыслитель, политический деятель. Родился в Лондоне 9 декабря 1608
- 3. Великое значение «Потерянного Рая» — в психологической картине борьбы неба и ада. Кипучие политические страсти Мильтона
- 4. Мильтон "Потерянный рай". Сатана спускается на землю Русский критик Белинский назвал поэму «апофеозой восстания против авторитета»,
- 5. Поэме Мильтона присуще и своеобразное чувство историзма. Мильтон показывает, что люди, выйдя из рая и лишившись
- 6. Конфликт Добра и зла Мильтон взял из Библии. Ему, пуританину, всегда представлялась главной борьба Добра и
- 7. Люцифер, издавна ставший мифическим воплощением идеи Зла, играет роковую роль в судьбе Адама и Евы. Они
- 8. Мильтоновского Бога нельзя назвать положительным образом. И Адам его пресен, что, в общем-то, как говорилось, не
- 9. Великий немецкий писатель Иоганн Вольфганг Гёте родился 28 августа 1749 г. во Франкфурте-на-Майне. В 1765 г.
- 10. Кем только не был этот человек, чем он только не занимался. Поэт, портретист, скульптор, пейзажист, критик,
- 11. “Фауст” удивительно современен. Не только каждая эпоха находит в бессмертных строках что-то животрепещуще-важное для себя, но
- 12. Фауст– человек, который пытается дос-тигнуть совершенства. В этом и состоит цель его жизни, его счастье. Фауст
- 13. Причем дьявол уверен в победе, убежден в том, что Фауст будет проклят: Тебе со мною будет
- 14. Фауст, зная сущность Мефистофеля, не подозревает, что тот заключил пари с Господом относительно его судьбы. Сущность
- 15. Уже с первых страниц произведения читатель оказывается перед вопросом: «Зачем Добру в лице Создателя нужно отдавать
- 16. В своём поиске совершенной красоты и знания Фауст выходит за рамки как религиозных, так и общественных
- 17. Приговорённая к виселице за убийство дочери, Гретхен осуждена обществом по всем статьям: она виновна и в
- 18. Несчастная судьба Гретхен как нельзя лучше показывает истинное лицо немецкого общества, бытовая добродетель которого на деле
- 20. Скачать презентацию
Слайд 2Джон Мильтон - знаменитый английский поэт,
публицист, мыслитель, политический деятель.
Родился в
Джон Мильтон - знаменитый английский поэт,
публицист, мыслитель, политический деятель.
Родился в
![Джон Мильтон - знаменитый английский поэт, публицист, мыслитель, политический деятель. Родился в](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1126067/slide-1.jpg)
писать свои маленькие отрывки, которое не миновали
ничего хорошего. Родители не поддержали его, помощь
оказала лишь бабушка. Она и привила мальчику любовь к поэзии и литературе. Получил очень хорошее образование — сначала дома и в школе св. Павла, а потом — в Кембриджском университете. Именно в университете Джон начал снова свой путь писателя и его оценил ректор университета, который после и дал ему хорошее начало в мире литературы. По окончании курса он провёл шесть лет в имении отца Хортоне, погруженный в самообразование и самосовершенствование. Там он написал по меньшей мере четыре стихотворных произведения. Этот первый юношеский период жизни Мильтона завершился в 1637—1638 путешествием по Италии и Франции.
Слайд 3Великое значение «Потерянного Рая» — в психологической картине борьбы неба и ада.
Великое значение «Потерянного Рая» — в психологической картине борьбы неба и ада.
![Великое значение «Потерянного Рая» — в психологической картине борьбы неба и ада.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1126067/slide-2.jpg)
Поэма состоит из 12 песен (Мильтон называет их книгами), в ней около 11 тысяч стихов. Написана она «белым стихом», близким к русскому пятистопному ямбу.
Слайд 4Мильтон "Потерянный рай". Сатана спускается на землю
Русский критик Белинский назвал поэму
Мильтон "Потерянный рай". Сатана спускается на землю
Русский критик Белинский назвал поэму
![Мильтон "Потерянный рай". Сатана спускается на землю Русский критик Белинский назвал поэму](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1126067/slide-3.jpg)
«апофеозой восстания против авторитета»,
подчеркнув, что революционный пафос поэмы
ярче всего выражен в образе Сатаны. В этом и
заключалось противоречие поэмы: мятежник и гордец Сатана, побежденный, но продолжающий мстить богу, должен был стать отталкивающим персонажем, должен был вызывать осуждение читателя, а он, несомненно, оказался самым сильным образом поэмы. Мильтон хотел опоэтизировать идею нравственного совершенствования, но «Потерянный рай» воспринимался как призыв мужаться и продолжать борьбу.
Слайд 5Поэме Мильтона присуще и
своеобразное чувство историзма.
Мильтон показывает, что люди, выйдя
Поэме Мильтона присуще и
своеобразное чувство историзма.
Мильтон показывает, что люди, выйдя
![Поэме Мильтона присуще и своеобразное чувство историзма. Мильтон показывает, что люди, выйдя](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1126067/slide-4.jpg)
из рая и лишившись тех идиллических счастливых условий, в которых они
жили до «грехопадения», вступили в новый, высший период своего развития. Беспечные обитатели «божьего сада» стали мыслящими, работающими, развивающимися людьми.
Слайд 6Конфликт Добра и зла Мильтон взял из Библии. Ему, пуританину, всегда
представлялась
Конфликт Добра и зла Мильтон взял из Библии. Ему, пуританину, всегда
представлялась
![Конфликт Добра и зла Мильтон взял из Библии. Ему, пуританину, всегда представлялась](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1126067/slide-5.jpg)
символические обобщающие образы этой борьбы в фигурах Бога и Сатаны.
Пуританину Мильтону безусловно близка идея Бога как воплощения всех лучших начал жизни. Но Мильтон - бунтарь и революционер - хорошо чувствует и понимает Сатану. Когда Мильтон писал о том, как поверженные Ангелы мечтают о новом восстании и мести своим врагам, думал ли он только о Библии? Так, на протяжении поэмы очень несогласованы два мотива: утверждение Добра и Благости, воплощенных в Боге и небесном воинстве, и дух мятежа, непокорства, столь выразительно и сочувственно представленный в образе Сатаны. Мильтон, конечно, нашел формальное решение этого противоречия. У него Сатана и силы Ада посрамлены, побеждены и повергнуты во прах. Но, как и в некоторых других произведениях мировой литературы, главное впечатление определяется не развязкой, не финалом, а вершинными моментами действия, а к числу их несомненно принадлежат сцены, выражающие дух восстания.
Слайд 7Люцифер, издавна ставший мифическим воплощением идеи Зла, играет
роковую роль в судьбе
Люцифер, издавна ставший мифическим воплощением идеи Зла, играет
роковую роль в судьбе
![Люцифер, издавна ставший мифическим воплощением идеи Зла, играет роковую роль в судьбе](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1126067/slide-6.jpg)
Если антагонизм Бога и Сатаны выражает идею борьбы Добра и Зла, как
явление всеобщего, космического масштаба, то миф об Адаме и Еве сводит
проблему с небесных высот на землю и показывает, как отражается эта борьба в бытии Библейская легенда о первых людях и их грехопадении содержит большой заряд мысли. Мильтон воспользовался ею как отправной точкой для философских раздумий. Он воспроизводит миф во всей его картинности, рисуя сначала блаженную жизнь Адама и Евы в Эдеме, а затем страдания и муки, обрушившиеся на них и на все человечество после того, как они попрали божий закон.
Главный и единственный конфликт «малой эпопеи» раскрывается в основном через диалоги Сатаны и Христа, искусителя и Того, Кто сумел этого искусителя победить человечества.
Слайд 8Мильтоновского Бога нельзя назвать положительным образом. И Адам его
пресен, что, в
Мильтоновского Бога нельзя назвать положительным образом. И Адам его
пресен, что, в
![Мильтоновского Бога нельзя назвать положительным образом. И Адам его пресен, что, в](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1126067/slide-7.jpg)
замыслу поэмы. Сатана с его воинством должен был олицетворять
отрицательную и всеобщую идею неправоты, а Бог с архангелами - положительные идеалы и всеобщую идею справедливости. Но эмоциональный перевес оказался на стороне Сатаны с его воинством. Сознавал ли это сам автор? Бог-отец, Всевышний, Иегова остался где-то за пределами воображения. Он бесплотен, в эфирном мире иногда раздается лишь его голос, и только. В поэме и он и его воинство суть абстракции. Бог не имеет лика. И он не внушает симпатий. Мильтон не нашел убедительных объяснений всем его жестокостям. И, прежде всего, смысла первородного греха, повлекшего за собой утрату рая и смертность. Смысл греха по Мильтону - в обретении разума, лишившего человека покоя и счастья.
Слайд 9Великий немецкий писатель Иоганн Вольфганг
Гёте родился 28 августа 1749 г. во
Великий немецкий писатель Иоганн Вольфганг
Гёте родился 28 августа 1749 г. во
![Великий немецкий писатель Иоганн Вольфганг Гёте родился 28 августа 1749 г. во](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1126067/slide-8.jpg)
Франкфурте-на-Майне. В 1765 г. поступает в
лейпцигский университет для изучения
юридических наук. Он обращается к медицине и естествознанию. Неудовлетворенный наукой, Гёте переходит к алхимии и ищет удовлетворения в общении с товарищами, в их похождениях. Таким образом индивидуализм, титанические притязания личности, не удовлетворенной положительной наукою и обычными интересами жизни – черты, составившие впоследствии главный мотив периода «бурных стремлений», «Вертера» и первоначального «Фауста», – уже обрисовываются в юношеские годы Гёте.
Слайд 10Кем только не был этот человек, чем он только не занимался. Поэт,
Кем только не был этот человек, чем он только не занимался. Поэт,
![Кем только не был этот человек, чем он только не занимался. Поэт,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1126067/slide-9.jpg)
директор театра, гравер, химик, историк, государственный деятель, финансист, философ.
О нем написано неизмеримо много в мировой
научной литературе и много в отечественной.
Но о Гёте как о философе имеется, как это ни
удивительно, не так уж и много исследований.
“Фауст” справедливо признается главным творением поэта. Каждая
строчка этого бессмертного творения поражает своей емкостью, неземной красотой и
то же время простотой, уместностью, яркой
афористичностью. Гёте создавал его практически шесть десятков лет. Можно сказать,
что главный герой трагедии прожил человеческую жизнь. Образом его поэт“заболел”
еще в конце 60-х годовXVIII века.
Слайд 11“Фауст” удивительно современен. Не
только каждая эпоха находит в бессмертных
строках что-то
“Фауст” удивительно современен. Не
только каждая эпоха находит в бессмертных
строках что-то
![“Фауст” удивительно современен. Не только каждая эпоха находит в бессмертных строках что-то](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1126067/slide-10.jpg)
себя, но и каждый мыслящий человек, обращаясь к“Фаусту” на разных этапах своей
жизни, открывает что-то свое, глубоко-интимное, позволяющее порой по-философски
относиться ко злу и несправедливости в этом
мире и как-то жить дальше, а порой взбунтоваться и пойти на бой.
Слайд 12Фауст– человек, который пытается дос-тигнуть совершенства. В этом и
состоит цель его
Фауст– человек, который пытается дос-тигнуть совершенства. В этом и
состоит цель его
![Фауст– человек, который пытается дос-тигнуть совершенства. В этом и состоит цель его](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1126067/slide-11.jpg)
человек– земное отражение божества
(“Я, на-званный подобьем божества…”), как и в то,
что все земное– преходящие подобия вечно-го, “жизни реющие тени”. Идея подобия бо-жеству побуждает Фауста к богоборчеству,
к противопоставлению“достоинства человека” – “высоте Бога”, и в этом необузданном
стремлении причина трагедии Фауста. Его ра-зочарование своей прошлой жизнью, “от ко-торой и пес бы взвыл”, толкает его на заключение пакта с Мефистофелем, обещавшим ис-полнить все его желания на земле, но потребовавшим страшную цену– бессмертную
душу.
Слайд 13Причем дьявол уверен в победе, убежден в том, что Фауст будет проклят:
Причем дьявол уверен в победе, убежден в том, что Фауст будет проклят:
![Причем дьявол уверен в победе, убежден в том, что Фауст будет проклят:](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1126067/slide-12.jpg)
Тебе со мною будет здесь удобно,
Я буду исполнять любую блажь.
За это в жизни тамошней, загробной
Ты тем же при свиданье мне воздашь.
Фауст у Гёте стремится к тому, что в
действительности недостижимо. Нет абсолютного счастья и быть не может. Иначе–
стагнация, конец развитию и гибель. Гёте ут-верждает, что человек будет продолжать
бороться за свои идеалы, ибо ментальную
энергию, необходимую для выживания, чело-вечество получает от борьбы.
Слайд 14Фауст, зная сущность Мефистофеля, не
подозревает, что тот заключил пари с Господом
Фауст, зная сущность Мефистофеля, не
подозревает, что тот заключил пари с Господом
![Фауст, зная сущность Мефистофеля, не подозревает, что тот заключил пари с Господом](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1126067/slide-13.jpg)
Сущность миссии Мефисто, возможно, чисто интуитивно, любящим
сердцем, чувствует Маргариа, открывая Фаусту всю глубину неприязни к его“компаньону”: “Он мне непобедимо
гадок”. Маргарита отказывается признать,
что у каждого человека есть“темная половина”, она отрицает свою собственную“те-ную сторону”, свою“тень” и проецирует ее
на Мефистофеля. Она хочет, чтобы Фауст
держался подальше от своего странного
дружка, но сама подпадает под власть
“тени”, убивая свою мать(необдуманно) и
новорожденную, зачатую в грехе, дочь(об-думанно).
Слайд 15Уже с первых страниц произведения читатель оказывается перед вопросом:
«Зачем Добру в
Уже с первых страниц произведения читатель оказывается перед вопросом:
«Зачем Добру в
![Уже с первых страниц произведения читатель оказывается перед вопросом: «Зачем Добру в](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1126067/slide-14.jpg)
«верного раба» Фауста»? Авторское объяснение имеет классический
христианский вид: только с помощью испытаний человеческая душа
может обрести свою истинную сущность. Таким образом, вечные, незыблемые понятия Добра и Зла сходятся на единственном возможном поле битвы – душе человека. В качестве подопытного кролика автором выбирается известная полумифическая-полуреальная фигура своего времени – доктор Фауст. Уставший от научного познания, герой стремится к познанию чувственному – он хочет объять окружающий его мир во всей полноте его жизни, стать его частью, прикоснуться ко всем его проявлениям.
Слайд 16В своём поиске совершенной красоты и знания Фауст выходит за рамки как
В своём поиске совершенной красоты и знания Фауст выходит за рамки как
![В своём поиске совершенной красоты и знания Фауст выходит за рамки как](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1126067/slide-15.jpg)
Он соблазняет невинную девушку, танцует с ведьмами в Вальпургиеву ночь,
вызывает из преисподней духов умерших, участвует в императорских
войнах и снабжает государство ничего не стоящими бумажными деньгами. При этом даже в злодеяниях Фауст по-своему прекрасен. Его одержимость жаждой познания гораздо лучше закостенелого в своих предрассудках немецкого общества, которое хочет денег – для пиршеств, здоровья – для телесных наслаждений, знаний – для всеобщего уважения, любви – для удовлетворения своих чувственных потребностей. В то время как мир живёт по законам мнимой добродетели, Фауст просто живёт, оценивая свои поступки только, когда они достигают пограничного состояния. Своей любовью к Гретхен герой наслаждается до тех пор, пока не понимает, что именно она стала причиной великого зла в жизни девушки.
Слайд 17Приговорённая к виселице за убийство дочери,
Гретхен осуждена обществом по всем статьям:
Приговорённая к виселице за убийство дочери,
Гретхен осуждена обществом по всем статьям:
![Приговорённая к виселице за убийство дочери, Гретхен осуждена обществом по всем статьям:](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1126067/slide-16.jpg)
она виновна и в том, что любила, и в том, что наслаждалась своим счастьем, и в том, что
родила вне брака. Фактически никто уже и не пытается разобраться, что же случилось с ребёнком. Главное, что вышедшая за рамки христианской добродетели девушка, уже сама по себе является великим злом. Когда-то осудившая нагулявшую младенца Варвару, Гретхен сама повторила её судьбу, и была осуждена окружающими, но спасена собственным желанием искупления и Богом, увидавшим её душу морально выросшей и не сдавшейся даже под влиянием высочайшего несчастья – потери любви, любимого, дочери и всей жизни.
Слайд 18Несчастная судьба Гретхен как нельзя лучше показывает истинное лицо
немецкого общества, бытовая
Несчастная судьба Гретхен как нельзя лучше показывает истинное лицо
немецкого общества, бытовая
![Несчастная судьба Гретхен как нельзя лучше показывает истинное лицо немецкого общества, бытовая](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1126067/slide-17.jpg)
в злобный оскал грехов – осуждения, страстолюбия, лжи. Последнее
очевиднее всего проявилось в репликах дам и кавалеров при императорском
дворе. Знатная публика, разгоняющая скуку представлением с духами Париса и Елены, до глубины души возмущена естественным поведением Париса, посмевшего в присутствии высоких особ подпирать голову рукой и даже спать, немного похрапывая. По мнению высокородных дам, он ведёт себя неприлично; по мнению, автора – естественно, ведь он даже не видит всех этих людей, отдалённых от него целыми веками истории.