Лев Толстой Война и мир

Содержание

Слайд 2

История создания произведения

В середине 50-ых годов Толстой задумывает роман о декабристе,

История создания произведения В середине 50-ых годов Толстой задумывает роман о декабристе,
который возвращается в Петербург после ссылки.
Склонность Толстого к тщательному изучению причин всех событий уводила замысел автора к началу участия России в наполеоновских войнах.
Первый роман - «1805 год».
Работа над романом - шесть лет (1863 -1869)

Слайд 3

Актуальность романа

Разница между временем написания романа и временем, изображённым Толстым в

Актуальность романа Разница между временем написания романа и временем, изображённым Толстым в
произведении - 60 лет.
Толстой изображает прошлое, которое актуально и в его дни.

Слайд 4

Публикация романа

Роман публиковался постепенно с 1865 года по 1869 год. Роман

Публикация романа Роман публиковался постепенно с 1865 года по 1869 год. Роман
публиковался на страницах «Русского вестника». Первоначально было пять томов, затем Толстой сократил их до четырёх томов.
События происходят на протяжении 19 лет - с 1805 по 1824 год.

Слайд 5

Жанр произведения

Н. Страхов обозначил жанр как «роман-эпопея»:
- эпос (античный): изображаются

Жанр произведения Н. Страхов обозначил жанр как «роман-эпопея»: - эпос (античный): изображаются
фундаментальные события; медленный и обстоятельный темп повествования; присутствие фатума (рока); герои не меняются.
Эпический мир един, целен, замкнут.

Слайд 6

Жанр произведения

- роман:
- изображены не только фундаментальные события;
- не

Жанр произведения - роман: - изображены не только фундаментальные события; - не
всегда медленное повествование событий;
- много частных событий;
- личные чувства принадлежат герою, герои меняются.
Романный мир открыт, разомкнут.

Слайд 7

Название «Война и мир»

Мир:
1). нечто противоположное войне;
2) мироздание;

Название «Война и мир» Мир: 1). нечто противоположное войне; 2) мироздание; 3) община, некое сообщество людей.
3) община, некое сообщество людей.

Слайд 8

«Война»

- внутренний конфликт человека;
- конфликт в мирное время;
- конфликт

«Война» - внутренний конфликт человека; - конфликт в мирное время; - конфликт между государствами.
между государствами.

Слайд 9

Основные сражения в романе-эпопее

* Шенграбенское сражение
* Аустерлицое сражение
* Бородинское

Основные сражения в романе-эпопее * Шенграбенское сражение * Аустерлицое сражение * Бородинское
сражение
Перед описанием батальных сцен Толстой много общался с современниками - участниками событий, даже ездил в Бородино.

Слайд 10

Герои романа-эпопеи «Война и мир»

Многие герои являются прототипами.
Наташа - прототип

Герои романа-эпопеи «Война и мир» Многие герои являются прототипами. Наташа - прототип
Софьи и Татьяны Берс.
Соня - прототип Татьяны Ёргольской (тётушка Толстого).
Многие герои описаны с Волконских и Толстых.

Слайд 11

Художественный принцип Толстого

Художественный принцип Толстого - принцип отстранения.
Совет в Филях

Художественный принцип Толстого Художественный принцип Толстого - принцип отстранения. Совет в Филях
описывается от лица девушки Малашки.
Ростов проигрывает в карты Долохову и видит пальцы противника.
Аустерлицкое небо над головой Андрея.

Слайд 12

Портрет героя

Толстой уделяет большое внимание портрету героя, при этом останавливается на

Портрет героя Толстой уделяет большое внимание портрету героя, при этом останавливается на
отдельных чертах: «вздёрнутая губка княгини Лизы Болконской; «мраморная красота Элен», «исплаканное лицо княгини Друбецкой».

Слайд 13

Главный принцип Толстого

Толстой соединяет частные судьбы с глобальными событиями.
На любой

Главный принцип Толстого Толстой соединяет частные судьбы с глобальными событиями. На любой вопрос есть разные ответы.
вопрос есть разные ответы.

Слайд 14

Тема войны в романе-эпопее

В салоне Анне Павловны Шерер - война -

Тема войны в романе-эпопее В салоне Анне Павловны Шерер - война -
нечто отдалённое событие; для старого князя Болконского - война - политическое дело; для князя Андрея - война - средство прорваться к подлинности; для Тушина - война - работа; для Наполеона - театральность; для Кутузова - естественность.

Слайд 15

Тема любви

Любовь - испытание, страдание.
У многих из героев несостоявшаяся или

Тема любви Любовь - испытание, страдание. У многих из героев несостоявшаяся или
неразделённая любовь: Наташа Ростова - Андрей Болконский, Василий Денисов - Наташа Ростова, Софья Ростова - Николай Ростов.

Слайд 16

Герои Толстого

Герои делятся на философствующих и нефилософствующих:
- философствующие: Пьер Безухов,

Герои Толстого Герои делятся на философствующих и нефилософствующих: - философствующие: Пьер Безухов,
Андрей Болконский.
Далеки от природной естественности, каждый поступок сопровождают мыслью.
- нефилософствующие: Платон Каратаев.

Слайд 17

Проблематика:


*мысль народная;
*диалектика души;
* история и человек.

Проблематика: *мысль народная; *диалектика души; * история и человек.

Слайд 18

Композиция

Роман состоит из совокупности картин, множества сюжетных линий.
Герои делятся на

Композиция Роман состоит из совокупности картин, множества сюжетных линий. Герои делятся на
два типа: народные массы и светское общество.
Народные массы - княжна Марья, Наташа.
Светское общество - Наполеон, Элен, Жюли.