Преступление и наказание

Содержание

Слайд 2

История создания романа

• Замысел написания романа относится, вероятно, ко времени пребывания Ф.

История создания романа • Замысел написания романа относится, вероятно, ко времени пребывания
М. Достоевского на каторге. 9 октября 1859 г. из Твери он пишет брату: «В декабре я начну роман... Не помнишь ли я тебе говорил про одну исповедь - роман, который я хотел писать после всех, говоря, что еще самому нужно пережить. На днях я совершенно решил писать его немедля... Все сердце мое с кровью положится в этот роман. Я задумал его в каторге, лежа на нарах, в тяжелую минуту грусти и саморазложения... Исповедь окончательно утвердит мое имя».

Слайд 3

История создания романа

• Замысел романа вынашивался автором более 6 лет.
• В Висбадене

История создания романа • Замысел романа вынашивался автором более 6 лет. •
в 1865 г. Достоевский задумал повесть, замысел которой стал основой для будущего романа «Преступление и наказание».

• Сам Достоевский определяет содержание своего произведения таким образом: «Это - психологический отчет одного преступления... Молодой человек, исключенный из студентов университета, мещанин по происхождению и живущий в крайней бедности, по легкомыслию, по шаткости в понятиях, поддавшись некоторым странным, «недоконченным» идеям, которые носятся в воздухе, решил разом выйти из скверного своего положения. Он решился убить одну старуху, титулярную советницу, дающую деньги на проценты. ...
В повести моей есть, кроме того, намек на ту мысль, что налагаемое юридическое наказание за преступление гораздо меньше устрашает преступника, чем думают законодатели, отчасти потому, что он и сам его нравственно требует».

Слайд 4

Сюжет , композиция

ПРЕСТУПЛЕНИЕ

НАКАЗАНИЕ

Занимает 1 часть повествования
Рассказывается о замысле и

Сюжет , композиция ПРЕСТУПЛЕНИЕ НАКАЗАНИЕ Занимает 1 часть повествования Рассказывается о замысле
совершении преступления

Описывается в 5 частях
Рассказывается о влиянии преступления на душу Раскольникова и пути героя к постепенному раскаянию

Слайд 5

Жанр романа

роман

? социально-бытовой
? детективный
? любовный
? психологический
? философский
? религиозный

Жанр романа роман ? социально-бытовой ? детективный ? любовный ? психологический ? философский ? религиозный

Слайд 6

Символика цвета, имен и чисел в романе

Основной цвет романа - желтый:
Желтый цвет

Символика цвета, имен и чисел в романе Основной цвет романа - желтый:
в романе создает дополнительное ощущение болезненности, усиливает атмосферу нездоровья, расстройства, надрыва, истеричности и одновременно затхлости и безысходности.
Раскольников
Желтая каморка с желтенькими обоями; «Тяжелая, желчная, злая улыбка змеилась по его губам».
Соня
Комната с «желтоватыми, обшмыганными и истасканными обоями».
Порфирий Петрович
Мебель из «желтого отполированного дерева».
Свидригайлов
Желтый цвет обоев в комнате гостиницы, где остановился герой.
Старуха-процентщица
Одета в «истрепанную и пожелтелую кацавейку», комната обставлена мебелью из желтого дерева.

Слайд 7

Символика цвета, имен и чисел в романе

Имя
Раскольников
София
Лебезятников
Авдотья Романовна (сестра Раскольникова)
Разумихин
Лизавета Ивановна

Символика цвета, имен и чисел в романе Имя Раскольников София Лебезятников Авдотья
Его значение в романе
«Раскол» - «раздвоение» - с одной стороны страстная любовь к людям, с другой - полное безразличие к своим интересам.
Смиренномудрие, Соня Мармеладова - смиренно несет крест, выпавший на ее долю, и верит в победу добра и справедливости.
Человек, способный подличать, лебезить, поддакивать. Но автор переводит героя в новую категорию (сцена со сторублевкой), когда честное сердце Лебезятникова не выдерживает и он вступается за Сонечку и раскрывает замысел Лужина.
Прототипом этой героини является Авдотья Яковлевна Панаева, первая любовь писателя.
Рассудительный Лужин, ошибаясь, называет героя «Рассудкиным».
«Елисавета» - почитающая Бога.

Слайд 8

Символика цвета, имен и чисел в романе

ГЕРОЙ

КАК СВЯЗАН С ЧИСЛОМ «3»

Марфа

Символика цвета, имен и чисел в романе ГЕРОЙ КАК СВЯЗАН С ЧИСЛОМ
Петровна
Соня

Оставила три тысячи рублей Дуне по завещанию.
Выкупила Свидригайлова за тридцать тысяч сребреников.
«Три раза приходила» к Свидригайлову.
Вынесла Мармеладову на похмелье свои последние тридцать копеек.
Катерине Ивановне «выложила тридцать целковых».
В ее комнате три больших окна.

Слайд 9

Символика цвета, имен и чисел в романе

ГЕРОЙ

КАК СВЯЗАН С

Символика цвета, имен и чисел в романе ГЕРОЙ КАК СВЯЗАН С ЧИСЛОМ
ЧИСЛОМ «3»

Раскольников

Трижды позвонил в колокольчик старухи.
Трижды встречается с Порфирием Петровичем.
Думает, что у Сони три дороги, когда она стоит в трех шагах от стола.

Слайд 10

Символика цвета, имен и чисел в романе

ГЕРОЙ

КАК СВЯЗАН С

Символика цвета, имен и чисел в романе ГЕРОЙ КАК СВЯЗАН С ЧИСЛОМ
ЧИСЛОМ «3»

Свидригайлов
Дуня

Хотел предложить Дуне до тридцати тысяч.
Вручает Соне три билета.
Стреляет в Свидригайлова в трех шагах.

Слайд 11

Символика цвета, имен и чисел в романе

Согласно учению пифагорийцев, число 7 является

Символика цвета, имен и чисел в романе Согласно учению пифагорийцев, число 7
символом святости, здоровья и разума, Число 7 называют «истинно святым числом», так как число 7-это соединение числа 3, символизирующего божественное совершенство, и числа 4, числа, которое относят к числам мирового порядка. Напрашивается вывод, что число 7 является символом «союза» Бога с че­ловеком, символом общения между Богом и его творением.

Слайд 12

Символика цвета, имен и чисел в романе

ДЕТАЛЬ, ЭПИЗОД РОМАНА

КАК СВЯЗАНО С ЧИСЛОМ

Символика цвета, имен и чисел в романе ДЕТАЛЬ, ЭПИЗОД РОМАНА КАК СВЯЗАНО
«7»

Сам роман
1-я и 2-я части романа
7 часов вечера
7 лет каторги
7 лет
7 детей
Раскольников в 7 лет
730 шагов

Состоит из 6 частей и эпилога.
Состоят из 7 глав.
Роковое время для Раскольникова, так как на это время он назначает убийство старухи-процентщицы.
Такой срок определен в качестве наказания герою романа.
Прожил Свидригайлов со своей женой, Марфой Петровной.
У портного Капернаумова.
Видит сон, в котором представляет себя семилетним мальчиком.
До дома старухи-процентщицы.

Слайд 13

Теория Раскольникова

ОБЫКНОВЕННЫЕ ЛЮДИ

НЕОБЫКНОВЕННЫЕ ЛЮДИ

«Материал, служащий единственно для зарождения себе подобных».
Живут

Теория Раскольникова ОБЫКНОВЕННЫЕ ЛЮДИ НЕОБЫКНОВЕННЫЕ ЛЮДИ «Материал, служащий единственно для зарождения себе
в послушании.
Эти люди не могут заслуживать к себе сожаления, их жизнь ничего не стоит, если ей придется жертвовать для достижения великих целей «особенным людям».
«Обыкновенный» человек, слабый и бессильный, не способный изме­нить своей участи.

«Имеющие дар или талант сказать в среде своей новое слово».
Переступают закон во имя лучшего.
Если ради своей идеи таким людям необходимо бу­дет переступить «через труп, через кровь», то они «внутри себя, по совести» могут «дать себе разре­шение перешагнуть через кровь».
Ликург, Соломон, Магомет, Наполеон - «необыкно­венные» люди, давали новые законы жизни, меняли жизнь, разрушая старое, не останавливаясь перед необходимостью пролития крови.

Слайд 14

Теория Раскольникова

Раскольников в своей теории утверждает, что на земле нет справедливости

Теория Раскольникова Раскольников в своей теории утверждает, что на земле нет справедливости
и должен прийти спаситель, который разрушит несправедливое общество и создаст общество счастливых людей. Но при этом Раскольников путь к счастью людей видит в необходимости насилия и пролития крови.

Слайд 15

Теория Раскольникова

Основная формула теории Раскольникова:
За одну жизнь - тысячи жизней, спасенных от

Теория Раскольникова Основная формула теории Раскольникова: За одну жизнь - тысячи жизней,
гниения и разложения.
Одна смерть и сто жизней взамен.
«Да ведь тут арифметика!»
Герой ищет ответ на вопрос: можно ли, преступив законы нравственности, прийти к счастью?

Слайд 16

Причины преступления

СОЦИАЛЬНЫЕ

НРАВСТВЕННЫЕ

Крайняя степень нищеты героя.
Болезненное и раздраженное со­стояние героя.
Всеобщая несправедливость

Причины преступления СОЦИАЛЬНЫЕ НРАВСТВЕННЫЕ Крайняя степень нищеты героя. Болезненное и раздраженное со­стояние
жизни.
Знакомство с Мармеладовым и рас­сказ Мармеладова о своей семье.
Письмо матери с сообщением о пред­полагаемом замужестве сестры Дуни.
Встреча на бульваре с обманутой девушкой.

Желание проверить теорию.
Понять, к какой категории относится сам герой (Раскольников).
Боль за униженных бедных, великая любовь к людям.

Слайд 17

Раскольников о мотивах преступления в разговоре с Соней:

...ну да, чтоб ограбить...
...если б

Раскольников о мотивах преступления в разговоре с Соней: ...ну да, чтоб ограбить...
только я зарезал из того, что голоден был, то я бы
Вот что: я хотел наполеоном сделаться, оттого и убил... теперь... счастлив был!
Ну, вот и я решил, завладев старухиными деньгами, употребить их на мои первые годы, не мучая мать на обеспечение себя в университете, на первые шаги после университета... и на новую независимую дорогу стать...

Слайд 18

Раскольников о мотивах преступления в разговоре с Соней:

5. И я теперь знаю,

Раскольников о мотивах преступления в разговоре с Соней: 5. И я теперь
Соня, что крепок и силен умом и духом, тот над ними и властелин! Кто много посмеет, тот у них и прав...
6. И не деньги, главное, нужны мне были, Соня, когда я убил; не столько деньги нужны были, как другое... Другое толкало меня под руки; мне надо было узнать тогда, и поско­рее узнать, вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить, или не смогу! Ос­мелюсь ли нагнуться и взять, или нет? Тварь ли я дрожащая, или право имею...

Слайд 19

«Двойники» Раскольникова

ПЕТР ПЕТРОВИЧ ЛУЖИН

АРКАДИЙ ИВАНОВИЧ СВИДРИГАЙЛОВ

Теория
«Возлюби, прежде всех одного себя,

«Двойники» Раскольникова ПЕТР ПЕТРОВИЧ ЛУЖИН АРКАДИЙ ИВАНОВИЧ СВИДРИГАЙЛОВ Теория «Возлюби, прежде всех
ибо все на свете на личном интересе основа­но. Возлюбишь одного себя, то и дела свои обделаешь как следует и кафтан твой останется цел...»

Теория
«Человеку все позволено»

Слайд 20

«Двойники» Раскольникова

ПЕТР ПЕТРОВИЧ ЛУЖИН

АРКАДИЙ ИВАНОВИЧ СВИДРИГАЙЛОВ

Поступки
Желание жениться на Дуне, чтобы

«Двойники» Раскольникова ПЕТР ПЕТРОВИЧ ЛУЖИН АРКАДИЙ ИВАНОВИЧ СВИДРИГАЙЛОВ Поступки Желание жениться на
вла­ствовать над ней и держать ее в посто­янной зависимости от себя.
Пытается опорочить Соню, для чего под­совывает ей сторублевую купюру. Этот поступок нужен Лужину, чтобы поссорить Родиона Раскольникова с родственниками.

Поступки
Азартный игрок; доводит до самоубийства своего слугу Филиппа; жестоко оскорбил девочку, пытался обесчестить Дуню; его подозревают в причастности к отравле­нию его жены; подслушал признание Рас­кольникова о совершении убийства; пытается шантажировать Дуню, угрожая донести на Родиона Раскольникова.
Но: дает деньги на содержание сирот Кате­рины Ивановны и Соне, чтобы она могла сопровождать Раскольникова на каторгу.
Заканчивает жизнь самоубийством.

Слайд 21

Что объединяет героев с Раскольниковым?

Что отличает их от Раскольникова?

Что объединяет героев с Раскольниковым? Что отличает их от Раскольникова?

Слайд 22

Считают себя «сильными мира сего», живут и действуют по принципу «все позволено»,

Считают себя «сильными мира сего», живут и действуют по принципу «все позволено»,
их теории приобретают откровенно бесчеловечный, циничный характер.

Слайд 23

Что объединяет Раскольникова и Соню? Можно назвать их обоих преступниками? Похожи мотивы

Что объединяет Раскольникова и Соню? Можно назвать их обоих преступниками? Похожи мотивы их поступков?
их поступков?

Слайд 24

Две правды в романе

СОНЯ

Преступает нравственный закон.
Чтобы облегчить жизнь близких приносит в

Две правды в романе СОНЯ Преступает нравственный закон. Чтобы облегчить жизнь близких
жертву себя.
Страдания достигают предела. Идет на по­зор, унижения.
Не возмущается и не протестует. Ее удел - незаметное подвижничество.
Все ее поступки определяются христианскими заповедями и религиозными законами.

РАСКОЛЬНИКОВ

Преступает уголовный закон.
Чтобы проверить правильность своей теории приносит в жертву двух беззащитных женщин.
Бунтарь, не желающий смириться с неспра­ведливыми законами общества.
Мания превосходства и вседозволенности.
Свои совершает на основании придуманной теории о «сильной личности». Чувствует уязвимость своей теории, несостоятельность и обреченность индивидуализма.