Презентация на тему "Метель" А.С. Пушкин

Содержание

Слайд 3

Болдинская осень – необычайно плодотворный период творчества А.С. Пушкина. Это стихи, поэмы

Болдинская осень – необычайно плодотворный период творчества А.С. Пушкина. Это стихи, поэмы
и прозаические произведения в том числе. Именно в период вынужденного «сидения» в Болдино были созданы «Повести Белкина» - цикл, состоящий из пяти повестей.

«Метель»
«Станционный смотритель
«Гробовщик»
«Барышня – крестьянка»
«Выстрел»

Слайд 5

В чем смысл названия повести?
Какие мысли и ассоциации оно вызывает у читателя?
На

В чем смысл названия повести? Какие мысли и ассоциации оно вызывает у
что настраивает? Что обещает?

Слайд 7

МЕТЕЛЬ –
картина природы: снег, ветер, разбушевавшаяся зимняя стихия;
взвихренность, «метельность», круговерть

МЕТЕЛЬ – картина природы: снег, ветер, разбушевавшаяся зимняя стихия; взвихренность, «метельность», круговерть
событий;
тревога, смятение в душах главных героев.
МЕТЕЛЬ – несчастье, крах жизненных планов одних, счастливый поворот судьбы других героев.

Слайд 8

Как соотносится начало повести с ее эпиграфом?

Как соотносится начало повести с ее эпиграфом?

Слайд 9

Вместо романтической таинственности – спокойствие.
Вместо романтического героя – «добрый Гаврила Гаврилович».
Вместо взволнованного

Вместо романтической таинственности – спокойствие. Вместо романтического героя – «добрый Гаврила Гаврилович».
настоящего – уравновешенное прошедшее.
Вместо драматических коллизий – обыденность, скука.»

Слайд 10

Ироничность повести.
Характеристика Марьи Гавриловны, ее состояния, когда наивность, мечтательность подвергаются испытанию

Ироничность повести. Характеристика Марьи Гавриловны, ее состояния, когда наивность, мечтательность подвергаются испытанию
жизненной прозой.
Характеристика рассказчика, который словно бы подмигивает читателю, настраивая его на снисходительно – доброжелательное отношение к героине.
Вводные конструкции («само по себе разумеется», «что весьма естественно»), которые порождают сомнения в глубине и искренности чувств главных героев.

Слайд 12

Любят ли друг друга Марья Гавриловна и Владимир Николаевич?
Или просто играют в

Любят ли друг друга Марья Гавриловна и Владимир Николаевич? Или просто играют в любовь?
любовь?

Слайд 13

Как ведёт себя Марья Гавриловна при осуществлении своих романтических планов? Как

Как ведёт себя Марья Гавриловна при осуществлении своих романтических планов? Как это
это её характеризует?
Как в рассказе о её побеге из дома начинает звучать тема судьбы (метель – нетерпеливые кони – стремительный бег в неведомое – божий храм)?
Каким предстаёт перед нами Владимир в «своём» эпизоде повести? Как ведёт себя в неожиданных обстоятельствах?

Слайд 15

Марья Гавриловна Владимир Николаевич

«…Через полчаса Маша должна была навсегда оставить родительский

Марья Гавриловна Владимир Николаевич «…Через полчаса Маша должна была навсегда оставить родительский
дом, свою комнату, тихую девическую жизнь…»
Маша сошла в сад. «Метель не утихала; ветер дул навстречу.»
Лошади «не стояли на месте», едва же барышня уселась, «лошади понесли».

«…для себя велел заложить маленькие сани в одну лошадь и отправился в Жадрино, куда через два часа должна была приехать Марья Гавриловна.»
«…езды было всего 20 минут», но «поднялся ветер и сделалась такая метель, что он ничего не взвидел».
Лошадь « ступала наудачу и поминутно проваливалась в яму», потом «начала уставать», потом «чуть ступала».

Слайд 16

«…в ночь Маша занемогла».
Способна изменить себя, приобрести новые жизненные ценности,

«…в ночь Маша занемогла». Способна изменить себя, приобрести новые жизненные ценности, сохранить
сохранить надежду на благие повороты судьбы, поэтому остаётся жить.

«Какое известие ожидало его!»
Закончилась романтическая история, которой он жил, вне которой не мыслил своего существования, - закончилась жизнь.

ВЫВОД:
Одна и та же сила с помощью одних и тех же средств в одном случае подхватывает и мчит навстречу желаемому, в другом – мешает, противодействует, преграждает путь.
Реакция Марьи Гавриловны на случившееся была столь острой, что едва не стоила ей жизни. Владимир Николаевич в письме отказывается от столь желаемого счастья, взывает к смерти, и голос его звучит пророчески.