Рок-опера Э.Н. Артемьева Преступление и наказание

Содержание

Слайд 2

Рок-опера Э.Н. Артемьева «Преступление и наказание»

Эдуард Николаевич
Артемьев
(р.1937)

Рок-опера Э.Н. Артемьева «Преступление и наказание» Эдуард Николаевич Артемьев (р.1937) лидер отечественной
лидер отечественной электронной музыки, известный композитор, озвучивший кинофильмы А. Тарковского,
А. Кончаловского,
Н. Михалкова

Слайд 3

Рок-опера Э.Н. Артемьева «Преступление и наказание»

Одно из значительных сочинений –
рок-опера

Рок-опера Э.Н. Артемьева «Преступление и наказание» Одно из значительных сочинений – рок-опера
«Преступление и наказание»
(по мотивам романа русского писателя 19 века Ф.М. Достоевского (1821-1881)
«Человек – есть тайна. Ее надо разгадать… я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком», - так Достоевский определил суть своего творчества.

Слайд 4

Рок-опера Э.Н. Артемьева «Преступление и наказание»

Рок-опера является переосмыслением романа с позиций нашего

Рок-опера Э.Н. Артемьева «Преступление и наказание» Рок-опера является переосмыслением романа с позиций
современника, человека 21 века.
Вечная внутренняя борьба, сомнения, горькие ошибки, накал чувств в поисках истины – всё это воплотилось на страницах романа «Преступление и наказание» Ф. Достоевского и в концентрированном виде нашло преломление в рок-опере Э. Артемьева.

Слайд 5

Рок-опера Э.Н. Артемьева «Преступление и наказание»

Драматургия рок-оперы вскрывает социальную болезнь, связанную с

Рок-опера Э.Н. Артемьева «Преступление и наказание» Драматургия рок-оперы вскрывает социальную болезнь, связанную
потерей человеком ощущения различий между добром и злом, добродетелью и грехом, смирением и гордыней.
Главный герой - Родион Раскольников - думал, что он царь и бог, а оказалось, ничтожество, червь. Убивая старуху-процентщицу, он убивает себя. Грех его вбирает не только поступки, но и затаенные помыслы и ведет его по пути саморазрушения.
И только с помощью Сони Мармеладовой через страдание, очищение и любовь он находит путь к спасению. Соня – символ бесконечного страдания и самопожертвования во имя ближнего.

Слайд 6

Рок-опера Э.Н. Артемьева «Преступление и наказание»

Рок-опера состоит из двух актов.
Первый – рассказ

Рок-опера Э.Н. Артемьева «Преступление и наказание» Рок-опера состоит из двух актов. Первый
о том, как Раскольников задумывает и совершает убийство.
Во втором – признается в содеянном следователю Порфирию Петровичу.
Лирический центр оперы – тема любви к Соне.

Слайд 7

Рок-опера Э.Н. Артемьева «Преступление и наказание»

Почти всё действие рок-оперы происходит на Сенной

Рок-опера Э.Н. Артемьева «Преступление и наказание» Почти всё действие рок-оперы происходит на
площади дореволюционного Петербурга, где кипит пестрая, многоликая, шумная жизнь.
Композитор передает характеры героев, внутренне неуравновешенных, недоумевающих, ищущих выхода из жизненных ситуаций, раскрывающих противоречия между романтикой мечтаний и прозой жизни.

Слайд 8

Рок-опера Э.Н. Артемьева «Преступление и наказание»

Открывает рок-оперу «Баллада Шарманщика». Она вводит слушателей

Рок-опера Э.Н. Артемьева «Преступление и наказание» Открывает рок-оперу «Баллада Шарманщика». Она вводит
в мир образов, характерных для эпохи. Именно его глазами зрители, слушатели видят всё происходящее.
Узловые события оперы комментируются другими шарманщиками, которые дают оценку всему, что наблюдают.
В финальном эпизоде на Петербург обрушивается наводнение – грозная стихия.

Слайд 9

Рок-опера Э.Н. Артемьева «Преступление и наказание»

Музыка Артемьева, как и роман Достоевского, держит

Рок-опера Э.Н. Артемьева «Преступление и наказание» Музыка Артемьева, как и роман Достоевского,
слушателя в постоянном напряжении, вынуждает его спрашивать себя:
«А нет ли в твоей душе стремления к такому душевному спокойствию, которое означает безразличие к страданиям людей? Не слабеет ли в тебе самом голос совести?»

Слайд 10

Рок-опера Э.Н. Артемьева «Преступление и наказание»

Рок-опера ближе к классике: у каждого персонажа

Рок-опера Э.Н. Артемьева «Преступление и наказание» Рок-опера ближе к классике: у каждого
есть свои темы (арии, романс, дуэт).
Композитор трактует образ Раскольникова как образ рок-музыканта с его энергетикой, мятущейся душой, резким характером.
В основу музыкального языка положен рок в самых разных его направлениях: от тяжелого до балладного и даже популярного. При этом мелодика оперы не просто пронизана русской интонацией, она вся построена на ней, даже в самых ярких эпизодах.
В музыке звучат
И подлинно народные мелодии,
И джазовые композиции,
И темы для солирующего фортепиано.

Слайд 11

Рок-опера Э.Н. Артемьева «Преступление и наказание»

Автор либретто – Ю.Ряшенцев – почти не

Рок-опера Э.Н. Артемьева «Преступление и наказание» Автор либретто – Ю.Ряшенцев – почти
менял текст Достоевского, сумел его ритмически организовать, написал «белые стихи».
Э. Артемьев придумал специальную технику для речитативов: певцы в заданных пределах могли импровизировать.
Исполнителями стали рок- или эстрадные певцы. Ни одного классического оперного голоса нет.

Слайд 12

Рок-опера Э.Н. Артемьева «Преступление и наказание»

На вопрос, что же получилось – классическая

Рок-опера Э.Н. Артемьева «Преступление и наказание» На вопрос, что же получилось –
опера, рок-опера, мюзикл, композитор ответил: «Как сейчас говорят, полистилистика…»
Создавал оперу более 20 лет.
Долгие годы существовала в аудиозаписи.
В мае 2016 года состоялась премьера в постановке А. Кончаловского (событие приурочено к 150-летию со дня рождения Ф. Достоевского)