Русский символизм в литературном процессе XX века Работу выполни ученик 11 класса Гетман Александр МОУ лицей 12 2010

Содержание

Слайд 2

Цель работы :

Осмысление роли русского символизма в литературном процессе XX века

Цель работы : Осмысление роли русского символизма в литературном процессе XX века

Слайд 3

В русской литературе начала XX века, по мнению специалистов, ведущим направлением являлся

В русской литературе начала XX века, по мнению специалистов, ведущим направлением являлся именно символизм
именно символизм

Слайд 4

Задачи работы :
Проследить, как влияла поэтика символизма на творчество таких авторов,

Задачи работы : Проследить, как влияла поэтика символизма на творчество таких авторов,
как Гиппиус З.Н., Брюсов В.Я., Блок А.А., Бальмонт К.Д., чья деятельность тесно связана с «символистским» периодом истории литературы;
Определить вклад этих поэтов в разработку теоретических проблем символизма, показать жанровое своеобразие их лирики;
Проследить эволюцию эстетических взглядов поэтов на фоне их принадлежности к различным кружкам.

Слайд 5

Начало ХХ века, представляет собой :

Поворот к новому пониманию действительности и культуры

Начало ХХ века, представляет собой : Поворот к новому пониманию действительности и

Поворот к переосмыслению вопроса о значении и функциях литературы
Новую парадигму эстетического мышления

Слайд 6

Русский символизм -

Явление в высшей степени многогранное, неоднородное
Внутри него существуют

Русский символизм - Явление в высшей степени многогранное, неоднородное Внутри него существуют
самые различные течения которые зачастую даже не могут быть сведены к понятию той или иной конкретной школы или кружка и реализуются в творчестве отдельных авторов

Слайд 7

Символисты – постоянно эволюционировали, менялись и их эстетические установки, и сама жизненная

Символисты – постоянно эволюционировали, менялись и их эстетические установки, и сама жизненная
позиция
Общая и важнейшая тенденция – поиск новых путей в искусстве и в самой жизни.

Слайд 8

Важнейшее качество литературы символизма –
её полигенетичность
Эстетическое сознание символистов стремилось вобрать в

Важнейшее качество литературы символизма – её полигенетичность Эстетическое сознание символистов стремилось вобрать
себя, синтезировать все мировое культурное наследие

Слайд 9

Школа символистов -

Раздвинула рамки наших представлений о художественном творчестве
Показала, что

Школа символистов - Раздвинула рамки наших представлений о художественном творчестве Показала, что
канон красоты не есть только академический канон
Оправдала как разные виды единого творчества; и оттого-то в пределы недавнего реализма вторглась романтическая фантастика; и обратно: бескровные тени романтизма получили в символической школе и плоть, и кровь

Слайд 10

Становление и развитие символизма

1892 г. - трактат Д. Мережковского “О причинах упадка

Становление и развитие символизма 1892 г. - трактат Д. Мережковского “О причинах
и о новых течениях современной русской литературы”
1894–1895 гг. три сборника “Русские символисты”

Слайд 11

Символизм возник в России не изолированно от Запада.
Однако они решительно отрицали

Символизм возник в России не изолированно от Запада. Однако они решительно отрицали
свою принципиальную зависимость от западноевропейской литературы.
Они искали свои корни в русской поэзии – в книгах Тютчева, Фета, и даже в поэзии Пушкина и Лермонтова.

Слайд 12

1900 год - рубеж, когда символизм утвердил в поэзии свое особенное лицо

1900 год - рубеж, когда символизм утвердил в поэзии свое особенное лицо

Символизм в литературе был движением романтиков, воодушевляемых философией идеализма

Слайд 13

Символы (Symbolus) :
Образ, несущий и аллегоричность, и свое вещественное наполнение, и

Символы (Symbolus) : Образ, несущий и аллегоричность, и свое вещественное наполнение, и
широкую, лишенную строгих границ, возможность истолкования. Он таит в себе глубинный смысл, как бы светится им.
Знамения иной действительности
Должны выразить то, что нельзя просто изречь
Беглый язык намеков, недосказов, тут нельзя ни понять всего, о чем догадываешься, ни объяснить всего, что прозреваешь или что болезненно в себе ощущаешь, но для чего в языке не найдешь и слова

Слайд 14

Кружки (1909 - 1912 гг.) :

Ритмический кружок под руководством А. Белого;
Философский под

Кружки (1909 - 1912 гг.) : Ритмический кружок под руководством А. Белого;
руководством Ф. Степуна;
Кружок по изучению символизма, возглавляемый Эллисом

Слайд 15

В 1910-х годах школа символизма “застыла в своих традициях, отстала от темпа

В 1910-х годах школа символизма “застыла в своих традициях, отстала от темпа
жизни”
Как течение в русской литературе исчез с приходом
революционного 1917 года.

Слайд 16

Зинаида Гиппиус

Зинаида Гиппиус

Слайд 17

Валерий Брюсов

Юноша бледный со взором горящим,
Ныне даю я тебе три завета:
Первый

Валерий Брюсов Юноша бледный со взором горящим, Ныне даю я тебе три
прими: не живи настоящим,
Только грядущее - область поэта.
Помни второй: никому не сочувствуй,
Сам же себя полюби беспредельно.
Третий храни: поклоняйся искусству,
Только ему, безраздумно, бесцельно.
Юноша бледный со взором смущенным!
Если ты примешь моих три завета,
Молча паду я бойцом побежденным,
Зная, что в мире оставлю поэта.

Слайд 18

Александр Блок

Александр Блок

Слайд 19

Константин Бальмонт

Я – внезапный излом, Я – играющий гром, Я – прозрачный

Константин Бальмонт Я – внезапный излом, Я – играющий гром, Я –
ручей. Я – для всех и ничей

Слайд 20

Русский символизм сегодня – Экспозиция в Третьяковской галереи на Крымском валу

Русский символизм сегодня – Экспозиция в Третьяковской галереи на Крымском валу