Специфика критики на рубеже XX-XXI вв

Слайд 2

Литературный процесс в начале 1990-х:
СМИ «отодвигают» литературу и литературную критику, перемещают

Литературный процесс в начале 1990-х: СМИ «отодвигают» литературу и литературную критику, перемещают
интересы публики в область современных событий и новостей
В 1990 г. ликвидируется цензура, в этом же году отменяется шестая статья Конституции СССР о руководящей и направляющей роли коммунистической партии
Исчезает деление на литераторов метрополии и эмиграции
Толстые литературно-художественные журналы из-за роста цен теряют большую часть тиража

Слайд 3

«Все реже и реже выпадает счастье прочесть свежую журнальную статью Станислава Рассадина,

«Все реже и реже выпадает счастье прочесть свежую журнальную статью Станислава Рассадина,
оценить неувядающий полемический задор Бенедикта Сарнова; мысли и заботы Игоря Виноградова отданы «Континенту»; Игорь Золотусский если не просвещает финнов, то лишь изредка ворчит на современную литературу, временно замещая позднего Николая Васильевича Гоголя; а Лев Аннинский стал столь необозримо многоруким Шивой, что я уже и понять не могу — он все-таки остается литературным-то критиком или уже нет»
Н. Иванова. «Между: О месте критики в прессе и литературе». Новый мир. 1996.

Слайд 4

- Новое «поле» современной критики — Интернет. Интернет невольно возродил читательскую критику

- Новое «поле» современной критики — Интернет. Интернет невольно возродил читательскую критику
в самых разных ее проявлениях — от серьезных литературных разборов до «болтовни по поводу». Обсуждение литературных новинок нередко идет в реальном времени, в режиме диалога или полилога, и это может быть зафиксировано как новый способ представления литературной критической рефлексии.
Приметой литературной критики 1990-х годов вновь становится участие в ней известных литературоведов. Их оценки новых или давно известных художественных произведений по-особому интересны, поскольку сочетают в себе критическую дискуссионность и научную выверенность суждений.
Писательская литературная критика в 1990-е годы воплощается в жанрах литературного портрета, мемуарного очерка, литературно-критического эссе
К середине 1990-х годов в литературной критике складывается особенная ситуация, носящая отчетливые черты постмодернистского сознания. Такая критика оказалась востребованной известной частью читателей, которые сформировались постсоветской действительностью и вкусы которых отличаются примирительной эклектичностью

Слайд 5

- Литературная критика обрела новых читателей — школьных учителей, которые вынуждены

- Литературная критика обрела новых читателей — школьных учителей, которые вынуждены были
были поспешно вводить в программу литературного образования «Доктора Живаго», «Мы», «Котлован». Методическая помощь зачастую приходила от литературных критиков. С трудом соотнося прежние и «новые» тексты, «старое» и «новое» прочтение, учитель нередко строил программу литературного курса по принципу соединения несоединимого.
- Литература как диалектическая система отношений «писатель — читатель — критик» перестает существовать. Весь XIX и (по-своему) весь XX в. литературная жизнь шла под знаком непременного, во что бы то ни стало, диалога писателя и читателя — диалога, в котором важная роль отводилась литературной критике. Литература и — еще больше — литературная критика перешли в иное — филологическое измерение.
Имя файла: Специфика-критики-на-рубеже-XX-XXI-вв.pptx
Количество просмотров: 44
Количество скачиваний: 0