Цикл Стихи о Прекрасной Даме

Содержание

Слайд 2

Биографическая основа
«Стихов о Прекрасной Даме» - история любви Блока
к его

Биографическая основа «Стихов о Прекрасной Даме» - история любви Блока к его
будущей жене
Л.Д. Менделеевой.

Любовь Дмитриева Менделеева
1900

Слайд 4

Л.Д. Менделеева в роли Офелии («Гамлет»
В. Шекспира), 1898

Л.Д. Менделеева в роли Офелии («Гамлет» В. Шекспира), 1898

Слайд 5

1906 г. Поставлена первая пьеса «Балаганчик» в театре В. Комиссаржевской под руководством

1906 г. Поставлена первая пьеса «Балаганчик» в театре В. Комиссаржевской под руководством В. Мейерхольда.
В. Мейерхольда.

Слайд 6

А.Блок ***

Мы встречались с тобой на закате,
Ты веслом рассекала залив.
Я любил

А.Блок *** Мы встречались с тобой на закате, Ты веслом рассекала залив.
твое белое платье,
Утонченность мечты разлюбив.
Были странны безмолвные встречи.
Впереди – на песчаной косе.
Загорались вечерние свечи,
Кто-то думал о бледной красе.
Приближений, сближений, сгораний –
Не приемлет лазурная тишь…
Мы встречались в вечернем тумане,
Где у берега рябь и камыш.
Ни тоски, ни любви, ни обиды,
Все померкло, прошло, отошло…
Белый стан, голоса панихиды
И твое золотое весло.

Слайд 7

1900г – увлечение философией

1900г – увлечение философией

Слайд 8

ФИЛОСОФСКИЕ основы цикла:

Философия Платона → платоническая любовь (возвышенная, духовная)
Двоемирие (небесный мир «идей»

ФИЛОСОФСКИЕ основы цикла: Философия Платона → платоническая любовь (возвышенная, духовная) Двоемирие (небесный
и земной мир «материй»)

Слайд 9

ФИЛОСОФСКИЕ основы цикла:

2. Философия Вл.Соловьёва:

ФИЛОСОФСКИЕ основы цикла: 2. Философия Вл.Соловьёва:

Слайд 10

Владимир Сергеевич Соловьёв (1853 – 1900):

Философ, поэт, публицист, литературный критик.

Владимир Сергеевич Соловьёв (1853 – 1900): Философ, поэт, публицист, литературный критик.

Слайд 11

ФИЛОСОФСКИЕ основы:

2. Философия Вл.Соловьёва:
близкое Пришествие Души Мира, Софии – Премудрости Божией, Царицы

ФИЛОСОФСКИЕ основы: 2. Философия Вл.Соловьёва: близкое Пришествие Души Мира, Софии – Премудрости
Небесной
(в образе земной девушки)

Канун преображения всего сущего

Слайд 12

Андрей Белый:

“Впечатление было ошеломляющее…
…Было ясно сознание: этот огромный художник –

Андрей Белый: “Впечатление было ошеломляющее… …Было ясно сознание: этот огромный художник –
наш, совсем наш… Я понимал: будучи первым поэтом, он был не поэтом для нас, а теургом, соединяющим эстетику с жизненной мистикой, и поднимался вопрос о том, как нам жить, как нам быть, когда явно в мире звучат призывы, подобные блоковским. …А.А. Блок, по времени первый из русских, приподнял поэзию В.Соловьёва и осознал всю огромность религиозного смысла её. Он довёл соловьёвство до идеологии максимализма, почти до секты…”.

Слайд 14

Цикл (гр. kyklos – круг, колесо) – несколько художественных произведений, объединенных

Цикл (гр. kyklos – круг, колесо) – несколько художественных произведений, объединенных ✔
общим жанром
✔ темой
✔ главными героями
✔ единым замыслом
✔ исторической эпохой
✔ единым поэтическим настроением
✔ местом действия

Слайд 15

«Стихи о Прекрасной Даме»:

1904г.,
тираж – 1200 экз.,
93 стихотворения

«Стихи о Прекрасной Даме»: 1904г., тираж – 1200 экз., 93 стихотворения

Слайд 16

Тема -

«о Вечно Женственном» (А.А.Блок)

Тема - «о Вечно Женственном» (А.А.Блок)

Слайд 17

Ключевой эпитет -

«таинственный»

Ключевой эпитет - «таинственный»

Слайд 18

А.Блок ***

Вхожу я в темные храмы, Совершаю бедный обряд. Там жду я Прекрасной Дамы В

А.Блок *** Вхожу я в темные храмы, Совершаю бедный обряд. Там жду
мерцаньи красных лампад. В тени у высокой колонны Дрожу от скрипа дверей. А в лицо мне глядит, озаренный, Только образ, лишь сон о Ней. О, я привык к этим ризам Величавой Вечной Жены! Высоко бегут по карнизам Улыбки, сказки и сны. О, Святая, как ласковы свечи, Как отрадны Твои черты! Мне не слышны ни вздохи, ни речи, Но я верю: Милая - Ты.

Слайд 19

Героиня и служение ей максимально сближены
с поклонением Божией Матери

Героиня и служение ей максимально сближены с поклонением Божией Матери

Слайд 20

А.Блок ***

Имеющий невесту есть жених; а друг жениха,
стоящий и внимающий ему, радостью

А.Блок *** Имеющий невесту есть жених; а друг жениха, стоящий и внимающий
радуется,
слыша голос жениха. От Иоанна III, 29

Я, отрок, зажигаю свечи,
Огонь кадильный берегу.
Она без мысли и без речи
На том смеется берегу.
Люблю вечернее моленье
У белой церкви над рекой,
Передзакатное селенье
И сумрак мутно-голубой.
Покорный ласковому взгляду,
Любуюсь тайной красоты,
И за церковную ограду
Бросаю белые цветы.
Падет туманная завеса.
Жених сойдет из алтаря.
И от вершин зубчатых леса
Забрезжит брачная заря.
7 июля 1902

Слайд 21

Ожидание встречи
лирического героя и Прекрасной Дамы – поэтическое воплощение идеи Вл.Соловьёва

Ожидание встречи лирического героя и Прекрасной Дамы – поэтическое воплощение идеи Вл.Соловьёва

о синтезе земного и небесного
через любовь к женщине.

Слайд 22

А.Блок ***

И тяжкий сон житейского сознанья
Ты отряхнешь, тоскуя и любя.
Вл. Соловьев
Предчувствую Тебя. Года

А.Блок *** И тяжкий сон житейского сознанья Ты отряхнешь, тоскуя и любя.
проходят мимо —
Всё в облике одном предчувствую Тебя.
Весь горизонт в огне — и ясен нестерпимо,
И молча жду, — тоскуя и любя.
Весь горизонт в огне, и близко появленье,
Но страшно мне: изменишь облик Ты,
И дерзкое возбудишь подозренье,
Сменив в конце привычные черты.
О, как паду — и горестно и низко,
Не одолев смертельныя мечты!
Как ясен горизонт! И лучезарность близко.
Но страшно мне: изменишь облик Ты.
4 июня 1901. С. Шахматово

Слайд 23

Прекрасная Дама со временем изменилась:
она уже не та, какую он себе

Прекрасная Дама со временем изменилась: она уже не та, какую он себе
представлял.
Она появляется в земном мире и теряет свою идеальность.
Идеал вочеловечивается.

Слайд 24

А.Блок ***

Мне страшно с Тобою встречаться,
Страшнее Тебя не встречать.
Я стал всему удивляться,
На всём

А.Блок *** Мне страшно с Тобою встречаться, Страшнее Тебя не встречать. Я
уловил печать.
По улице ходят тени,
Не пойму – живут или спят.
Прильнув к церковной ступени,
Боюсь оглянуться назад.
Кладут мне на плечи руки,
Но я не помню имён.
В ушах раздаются звуки
Недавних больших похорон.
А хмурое небо низко –
Покрыло и самый храм.
Я знаю: Ты здесь. Ты близко.
Тебя здесь нет. Ты – там.

Слайд 25

Лирический герой
начинает замечать
земную жизнь.
Эта жизнь не способствует встрече, здесь

Лирический герой начинает замечать земную жизнь. Эта жизнь не способствует встрече, здесь нет места идеалу.
нет места идеалу.

Слайд 26

в повсе-дневном плане –
Возлюблен-ная
// Л.Д.Менделеева

в повсе-дневном плане – Возлюблен-ная // Л.Д.Менделеева

Слайд 27

«Стихи о Прекрасной Даме»
объединены
сквозными мотивами:
ожидания,
появления Прекрасной Дамы,
недостижимости

«Стихи о Прекрасной Даме» объединены сквозными мотивами: ожидания, появления Прекрасной Дамы, недостижимости мечты, рыцарского служения Даме.
мечты,
рыцарского служения Даме.