Жан-Жак Руссо (1712—1778)

Содержание

Слайд 2

Жан-Жак Руссо (1712—1778)

Выдающийся французский мыслитель, философ и писатель эпохи Просвещения. Будучи одаренным

Жан-Жак Руссо (1712—1778) Выдающийся французский мыслитель, философ и писатель эпохи Просвещения. Будучи
от природы и разносторонне развитым человеком, был также композитором, музыкантом и ботаником. Вошел в историю как основоположник романтизма в философской науке.

Слайд 3

Биография:

Детство и юность
Жан-Жак Руссо появился на свет 28 июня 1712 года в

Биография: Детство и юность Жан-Жак Руссо появился на свет 28 июня 1712
Женеве. Мать мальчика скончалась при родах, и воспитанием сына занялся его отец Исаак Руссо, работавший часовщиком и учителем танцев. Он много времени уделял образованию маленького Жан-Жака, который с ранних лет пристрастился к чтению. С семи лет вместе с отцом зачитывался трудами Плутарха и однажды даже специально обжег руку по примеру любимого античного героя.
Когда отец повторно женился, 11-летний Жан-Жак был определен в протестантский пансион. Год спустя мальчика передали на обучение к нотариусу, а позже — к граверу. У юного Руссо почти не оставалось времени на самое главное, что он высоко ценил, — чтение. Чтобы иметь возможность читать, он был вынужден всячески лгать и притворяться.
В возрасте 16 лет Жан-Жак решил покинуть Женеву и начать взрослую самостоятельную жизнь. Пустившись в странствие по Швейцарии и Франции, Руссо успел поработать наставником, секретарем, учителем, однако нигде не мог найти по-настоящему достойное место. Жизненная неустроенность не мешала юноше сочинять музыку, которую он очень любил. В этот период большое влияние на становление личности молодого Руссо оказала богатая аристократка Франсуаза Луиза де Варан. Она помогла юноше устроиться в Туринский монастырь, где он принял католицизм. В дальнейшем Варан лично занялась образованием своего подопечного: обучила его грамотной речи, правописанию, светским манерам. Судьба Руссо сложилась весьма удачно именно благодаря покровительству мадам де Варан: перед будущим философом открылись двери в новый мир, который ранее был для него недоступен.

Слайд 4

Самым важным для Руссо стал 1749 год, когда он неожиданно для себя

Самым важным для Руссо стал 1749 год, когда он неожиданно для себя
получил премию Дижонской академии за высказанную им идею о губительном воздействии просвещения и культуры. В том же году Руссо принял участие в совместной работе знаменитого кружка «Энциклопедия». Им было написано в общей сложности 390 статей, в основном музыковедческих.
В качестве подтверждения своих основных идей философ отказался от доходного места и стал зарабатывать на жизнь переписыванием нот. Он намеренно начал вести себя как дикарь: одевался в старую, плохо сшитую одежду, грубо общался с окружающими, совершал оскорбительные выходки. Однако подобное поведение еще больше привлекало к нему пресыщенную аристократию.
Жан-Жаком Руссо были написаны трактаты «Рассуждение о науках и искусствах», «Рассуждения о начале и основании неравенства между людьми», «Об общественном договоре», оперетта «Деревенский колдун», роман «Эмиль». Его произведения неизменно вызывали большой резонанс в обществе не только во Франции, но и в Швейцарии. Спасаясь от ареста, он обратился за помощью к прусскому королю, и тот укрыл беглеца в княжестве Невшательском.
Жан-Жак Руссо был бедным человеком, и потому не мог взять в жены девушку из богатой знатной семьи. Его супругой стала Тереза Левассер, работавшая служанкой в одной из парижских гостиниц. По происхождению девушка была крестьянкой. Она была необразованной, вульгарной и не соответствовала своему мужу-интеллектуалу.
Тем не менее, Жан-Жак Руссо прожил в этом браке до конца своих дней, став отцом пятерых детей.
В последние годы жизни Руссо, вернувшийся во Францию, испытывал чувство постоянного беспокойства, ему повсюду мерещились заговорщики. Мания преследования подорвала и без того слабое здоровье философа. Жан-Жак Руссо, биография которого стала символом протеста и борьбы, скончался 2 июля 1778 года.

Слайд 5

Онтология (учение о бытии):

Руссо был деистом, признавая реальное существование материального мира и сотворение

Онтология (учение о бытии): Руссо был деистом, признавая реальное существование материального мира
его Богом.
В вопросах мировоззрения придерживался деизма. Наряду с существованием бога признавал также и бессмертную душу. Р. учил о материи и духе как двух извечно существующих началах (дуализм).
Руссо не причислял себя ни к одному из философских лагерей. «Все диспуты идеалистов и материалистов лишены всякого смысла для меня». По своим воззрениям он скорее принадлежит к дуалистам, т.е. признает существование двух субстанций – материальной и духовной. Он правильно утверждает, что мир материален и существует независимо от человека, что человек познает мир через посредство ощущений. «Все, что я сознаю вне себя и что действует на мои чувства, я называю материей».
Руссо высказывает правильные суждения об ощущениях, подтверждающих материальность мира. «Мои ощущения происходят во мне, но их причина есть нечто постороннее для меня».
Он совершенно правильно раскрывает процесс человеческого мышления. «При посредстве ощущения предметы предлагаются мне единенными, изолированными, такими, каковы они в природе; посредством сравнения я передвигаю их, переношу их, так сказать накладываю одно на другое, чтобы высказаться об их различии или об их сходстве и вообще обо всех их отношениях».

Слайд 6

Гносеология (учение о познании):

Придерживаясь идей материалистического сенсуализма, Руссо считал, что познание сущности

Гносеология (учение о познании): Придерживаясь идей материалистического сенсуализма, Руссо считал, что познание
вещей для человека недоступно. Он принижал значение разума и теоретического мышления и их роль в познании мира, хоть и признавая при этом врожденность моральных принципов - стремление к добру и справедливости
Эмпирическое познание. Так же критикует религию, но боится разрушения религии, потому что думает, что начнется хаос, поэтому предлагает создать гражданскую религию.
материалистического сенсуализма-учение о том, что основу психической жизни составляют чувственные образы

Слайд 7

Мировоззренческая система Ж. -Ж. Руссо представляет переплетение различных течений: дуализма - философское

Мировоззренческая система Ж. -Ж. Руссо представляет переплетение различных течений: дуализма - философское
учение, исходящее из признания равноправными, не сводимыми друг к другу двух начал - духа и материи, идеального и материального, картезианства, сенсуализма - философское воззрение, выводящее все содержание знаний из деятельности органов чувств и сводящее его к сумме элементов чувственного познания, наконец, идеализма и фидеизма в области религиозных воззрений. Но, несомненно, преобладание дуалистических взглядов, так как Руссо, признавал объективное бытие материальной Вселенной, допуская существование в мире двух начал - духа и материи.
Он развивал метафизический взгляд на материю как на мертвую и косную субстанцию, которая сама по себе не имеет никакого движения и только в результате высшего воздействия приобретает способность к механистическому передвижению в пространстве.
Движение он понимал не как изменение вообще, а как перемещение в результате механистического воздействия. Вопрос об источнике движения Руссо решал, однако, не материалистически. "Некая воля - писал он - приводит в движение Вселенную и одушевляет природу... Я думаю, что мир управляется могущественной и мудрой силой. " (Эмиль, или о воспитании).

Слайд 8

Развития человечества:

Он изображает два различных пути развития человечества: один связан с наукой,

Развития человечества: Он изображает два различных пути развития человечества: один связан с
на достижениях которой вырастает промышленность и работает прогресс - все это характеризует неистинную, бесчеловечную, развращенную цивилизацию.
Другой путь - это мирная жизнь на лоне природы, в тишине и покое, без вечной погони за наживой, когда непреходящим богатством для человека остаются "нетленные ценности" чистого воздуха, родниковой воды, запаха трав, радостного труда на пользу себе и окружающим. Только на этом пути сохраняются доброта, сострадание, забота о других людях - сохраняется нравственность.

Слайд 9

Антропология (учение о человеке и гражданине ) :

Основное внимание Руссо уделял социально-политической

Антропология (учение о человеке и гражданине ) : Основное внимание Руссо уделял
проблематике и особенно проблеме неравенства. Он различал два вида неравенства

Слайд 10

Руссо неоднократно подчеркивал, что в «естественном состоянии» (т.е. до возникновения государства) социального

Руссо неоднократно подчеркивал, что в «естественном состоянии» (т.е. до возникновения государства) социального
неравенства не существовало, неравенство там было исключительно физическим; человек вел «спокойную и невинную жизнь» в соответствии со своей природой и находясь в гармонии с внешним миром. Но человеку присуща способность к совершенствованию, что и вывело его из прежнего состояния. Это привело к расцвету наук, развитию промышленности и человеческих добродетелей, а с другой стороны — к росту заблуждений и пороков, заставляя человека «сделаться тираном над самим собой и природой».

Слайд 11

Причиной возникновения социального неравенства стало возникновение частной собственности: «Первый, кто напал на

Причиной возникновения социального неравенства стало возникновение частной собственности: «Первый, кто напал на
мысль, огородив участок земли, сказать: «Это мое», — и нашел людей, достаточно простодушных, чтобы этому поверить, был истинным основателем гражданского общества. От скольких преступлений, войн и убийств, от скольких бедствий и ужасов избавил бы род человеческий тот, кто, выдернув колья и засыпав ров, крикнул бы своим ближним: «Не слушайте лучше этого обманщика, вы погибли, если способны забыть, что плоды земные принадлежат всем, а земля — никому!». Когда частные земельные владения покрыли всю землю, дальнейший рост их стал протекать за счет земли соседей. При этом множество людей вообще лишилось земли и вынуждено было получать пропитание из рук богатых; так возникло господство и рабство.

Слайд 12

Человек рожден свободным, это вытекает из самой человеческой природы, и первый ее

Человек рожден свободным, это вытекает из самой человеческой природы, и первый ее
закон - забота о самосохранении. Так как ни один человек не имеет естественной власти над другими и так как сила не создает никакого права, то единственной основой всякой законной власти являются соглашения между людьми. Государство возникает в результате общественного договора между всеми членами общества.
Будучи образовано из составляющих его частных лиц, государство не может иметь интересов, противоположных и враждебных интересам своих граждан (как тело не может вредить своим членам). Общественный договор устанавливает между всеми гражданами равенство, они вступают в соглашение на одних и тех же условиях и должны пользоваться одними и теми же правами.
Целью законодательства является достижение свободы и равенства граждан: «ни один гражданин не должен быть настолько богат, чтобы быть в состоянии купить другого, и ни один — настолько беден, чтобы быть вынужденным продавать себя».
К догматам "гражданской религии" Руссо сделал следующие дополнения: нет религии одного народа, которая исключает все остальные религии, следует терпеть все религии, которые не противоречат долгу гражданина.
Религиозные воззрения Руссо, однако, не были вполне определенными: он, то отходил от протестантизма к католичеству, то возвращался к отвергнутому вероучению, что не способствовало повышению доверия к его идеям.

Слайд 13

Аксиология (всеобщая теория ценностей) :

В произведениях Ж.-Ж. Руссо ощутима тоска по такой

Аксиология (всеобщая теория ценностей) : В произведениях Ж.-Ж. Руссо ощутима тоска по
модели общественных отношений, при которой истинная сущность человека не была бы искажена наслоениями ложных умствований, условностей и предрассудков.
Пагубными последствиями развития наук является обесценивание добродетели, ибо о человеке судят лишь только с позиций его остроумия, знания, занимаемого им статуса, но не по добродетели.
Он выдвигает понятие "естественный человек" - целостный, биологически здоровый, морально честный и справедливый.
Прототипом всякой доброты и благополучия, критерием высшей ценности у него становится природа. Предоставленная свободному развитию, природа ведет к полной победе чувств, а не рассудка, инстинкта, а не размышления, самосохранения, а не угнетения. Человек - это не только разум, по и чувства и страсти.

Слайд 14

Этика (мораль):

В основу своего этического учения Руссо кладет идею о первенстве чувств,

Этика (мораль): В основу своего этического учения Руссо кладет идею о первенстве
определяющих поведение человека. Однако на одних чувствах, по мнению Руссо, невозможно построить и сформировать воспитанную личность. Здесь на помощь приходит разум. "Естественный человек" Руссо – гармоничен и целостен, свободен от эгоизма. В нем развиты такие качества, как ум, смекалка, ловкость в движениях.

Слайд 15

Искусство:

У философа во многом отличный от энциклопедистов взгляд на искусство, и в

Искусство: У философа во многом отличный от энциклопедистов взгляд на искусство, и
особенности на театр. Если просветители видели в театре трибуну для пропаганды новых идей, то Ж.-Ж. Руссо убежден, что театральное зрелище - это забава, притом весьма бесполезная, она - зло для существа, чей век так короток и время драгоценно. Театральные зрелища определяются доставляемым ими удовольствием, а не пользой. По мнению Ж.-Ж. Руссо, искусство, науки и литература находятся в русле суеверий, все они основаны на ложных предпосылках. Поэтому спасти общество могут не они, а возврат к природе, путь "ренатурализации человека". Он считает, что надо полагаться на имеющуюся в человеке потенциальную способность добра. Уточним: Ж.-Ж. Руссо не против разума и культуры вообще, он против такого разума и таких достижений культуры, которые не замечают определенных особенностей внутреннего мира человека, однако именно с ним связана возможность коренного изменения общественной жизни. Философ показывает противоречивость общественного прогресса. Он одним из первых заметил пороки просвещенческого проекта и выступил с предупреждением об опасности движения человечества по пути научной и технической рациональности, который ведет к увеличению отчуждения человека от самого себя и результатов своего труда, ко все большему имущественному неравенству и порче нравов. Поскольку паука, а значит и культура, не могут больше двигаться дальше по прежнему пути, Ж.-Ж. Руссо призывает выбрать совсем иное направление.

Слайд 16

Вывод:

Руссо впервые в политической философии попытался объяснить причины социального неравенства и его

Вывод: Руссо впервые в политической философии попытался объяснить причины социального неравенства и
виды, иначе осмыслить договорный способ происхождения государства. Он полагал, что государство возникает в результате общественного договора. Согласно общественному договору верховная власть в государстве принадлежит всему народу. Суверенитет народа неотчуждаем, неделим, непогрешим и абсолютен. Закон как выражение общей воли выступает гарантией индивидов от произвола со стороны правительства, которое не может действовать, нарушая требования закона. Благодаря закону как выражению общей воли можно добиться и относительного имущественного равенства.
Руссо решил проблему эффективности средств контроля за деятельностью правительства, обосновал разумность принятия законов самим народом, рассмотрел проблему социального неравенства и признал возможность её законодательного решения. Не без влияния идей Руссо возникли такие новые демократические институты, как референдум, народная законодательная инициатива и такие политические требования, как возможное сокращение срока депутатских полномочий, обязательный мандат, отзыв депутатов избирателями.
Имя файла: Жан-Жак-Руссо-(1712—1778).pptx
Количество просмотров: 68
Количество скачиваний: 0