Логопедические технологии формирования плавной речи

Содержание

Слайд 2

1. Торможение патологических речедвигательных стереотипов

1. Торможение патологических речедвигательных стереотипов

Слайд 3

Важным механизмом поддержания и усугубления патологических двигательных реакций является поток аномальных кинестетических

Важным механизмом поддержания и усугубления патологических двигательных реакций является поток аномальных кинестетических
импульсаций с мышц, вовлеченных в судорожную активность. В результате этого при заикании образуется “замкнутый круг” патологических мышечных возбуждений. Судороги мышц речевого аппарата сами становятся генератором последующих судорог.
Наличие данного механизма диктует необходимость проведения специальных речевых режимов, направленных на исключение тех видов речи из общения, в которых наиболее часто проявляются судорожные запинки.

И.В. Данилов и др., 1970

Слайд 4

“режим молчания”
“режим ограничения речи”
“щадящий речевой режим”
“специальный охранительный режим”

Специальные речевые режимы

“режим молчания” “режим ограничения речи” “щадящий речевой режим” “специальный охранительный режим” Специальные речевые режимы

Слайд 5

оздоровительный щадящий режим, на фоне которого протекает “режим ограничения речи” или “режим

оздоровительный щадящий режим, на фоне которого протекает “режим ограничения речи” или “режим
молчания”.
Включает четкий распорядок дня, что в целом ритмизирует деятельность всех функций организма и способствует их нормализации.

“Специальный охранительный режим”

Слайд 6

Распорядок дня заикающихся детей должен быть достаточно четким, но не жестким:
плавный переход

Распорядок дня заикающихся детей должен быть достаточно четким, но не жестким: плавный
от одного вида деятельности к другой,
мягкое преодоление возможных негативистических установок ребенка
медицинская помощь в случае нарушения сна, наличия у него страхов, повышенной тревожности, возбудимости, слезливости, двигательной расторможенности, при стойком снижении аппетита
исключение ярких новых впечатлений и те жизненные ситуации, которые могут волновать ребенка и побуждать его к речевой активности (зрелищные мероприятия, гости, телевизионные передачи и т.д.).
не допускаются шумные игры, психические и физические перегрузки
круг общения ребенка был в это время максимально сужен.

Организация специального охранительного режима для заикающихся

Слайд 7

речевое общение должно быть ограничено
вербальное общение ребенка должно быть элементарным по форме

речевое общение должно быть ограничено вербальное общение ребенка должно быть элементарным по
(в виде односложных ответов). Для этого вопрос, поставленный ребенку, должен иметь ключевое слово для ответа (например: “Ты хочешь суп или кашу? “Кашу”) или предполагать короткий ответ в виде утверждения или отрицания (“Да”, “Нет”).
предпочтительно занимать ребенка такими видами деятельности, как рисование, лепка, конструирование и пр.

Организация специального охранительного режима для заикающихся

Слайд 8

спокойный, доброжелательный тон речи,
негромкий голос,
интонированная и ритмичная (размеренная) речь.

Правила техники речи для

спокойный, доброжелательный тон речи, негромкий голос, интонированная и ритмичная (размеренная) речь. Правила техники речи для родителей
родителей

Слайд 9

Дети с невротической формой заикания, как правило, оречевляют свою игру. Заикание у

Дети с невротической формой заикания, как правило, оречевляют свою игру. Заикание у
них в эти моменты обычно не проявляется и потому запрещать такую речь не следует.
При неврозоподобной форме заикания дети обычно не оречевляют игру. Они с трудом сосредоточивают свое внимание на процессе игры, и потому важно организовать смену их деятельности.

Слайд 10

В процессе реализации режима ограничения речи у заикающихся дошкольников рекомендуется организация специальных

В процессе реализации режима ограничения речи у заикающихся дошкольников рекомендуется организация специальных
игр-“молчанок”.
У подростков и взрослых заикающихся режим ограничения речи может протекать в виде полного молчания.

Режим молчания

Слайд 11

Такой режим в различных реабилитационных системах может проводиться на разных этапах коррекционного

Такой режим в различных реабилитационных системах может проводиться на разных этапах коррекционного
воздействия. Длительность режима молчания у взрослых заикающихся может быть также различной: от 1 суток до 10-12 дней. В этой возрастной группе очень важным является сочетание “режима молчания” с интенсивным психотерапевтическим воздействием, направленным на эмоциональную перестройку и перестройку личностных установок.

Слайд 12

жесты, мимика, пантомимика
Невербальное общение для заикающегося не сопровождается эмоциональным состоянием отрицательного знака,

жесты, мимика, пантомимика Невербальное общение для заикающегося не сопровождается эмоциональным состоянием отрицательного
которое обычно возникает у них при вербальном общении, а у подростков и взрослых — также логофобией и вегетативными сдвигами. Активизация разных форм невербального общения способствует снижению эмоционального напряжения.

Техники невербального общения

Слайд 13

2. Регуляция эмоционального состояния

2. Регуляция эмоционального состояния

Слайд 14

системы регуляции эмоционального состояния с помощью произвольного изменения напряжений мышц.
Основным методическим

системы регуляции эмоционального состояния с помощью произвольного изменения напряжений мышц. Основным методическим
приемом аутогенной тренировки является расширенная формула спокойствия, которая включает в себя
мышечную релаксацию и
регуляцию вегетативных функций.

Аутогенная тренировка

Слайд 15

РЕЛАКСАЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ МЫШЦ РУК, НОГ И КОРПУСА

РЕЛАКСАЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ МЫШЦ РУК, НОГ И КОРПУСА

Слайд 16

Для изображения оловянных солдатиков встать прямо, сжать пальцы в кулак, сосредоточить внимание

Для изображения оловянных солдатиков встать прямо, сжать пальцы в кулак, сосредоточить внимание
на напряжении в мышцах рук, ног и корпуса. Делаются резкие повороты всего тела вправо и влево, сохраняется неподвижность шеи, рук и плеч. Ступни на полу стоят неподвижно.
Проделав несколько поворотов, сбросить напряжение, изобразив тряпичных кукол. Поворачивать туловище резко вправо и влево, при этом руки пассивно болтаются, делая круговые движения вокруг корпуса. Ступни ног на полу стоят неподвижно.

Оловянные солдатики и тряпичные куклы

Слайд 17

Из положения сидя на корточках медленно подниматься вверх, представив, что сосулька “растет”,

Из положения сидя на корточках медленно подниматься вверх, представив, что сосулька “растет”,
поднять руки вверх и, привстав на носочки, стараться как можно сильнее вытянуться, напрягая все тело — сосулька “выросла”. После команды логопеда: “Солнышко пригрело и сосулька начала таять” медленно опускать руки, расслабляя все тело, опускаться вниз, сесть на пол, а затем и лечь, полностью расслабившись, — “сосулька растаяла и превратилась в лужу”. Обратить внимание на приятное ощущение расслабления.

Сосулька

Слайд 18

Потянуться вверх, подняв руки и напрягая мышцы всего тела, изображая, как “цветочек

Потянуться вверх, подняв руки и напрягая мышцы всего тела, изображая, как “цветочек
растет и тянется к солнышку”.
Затем последовательно уронить кисти, изображая, что “солнышко спряталось, и головка цветка поникла”, расслабить предплечья, согнув руки в локтях — “стебелек сломался”, и, сбросив напряжение с мышц спины, шеи и верхнего плечевого пояса, пассивно наклониться вперед, подогнув колени — “цветочек завял”.

Цветочек

Слайд 19

Сделать наклон вперед, представить, что поднимаешь тяжелую штангу, сначала медленно подтянув ее

Сделать наклон вперед, представить, что поднимаешь тяжелую штангу, сначала медленно подтянув ее
к груди, а затем, подняв над головой.
Упражнение проводить 10-15 сек. Сосредоточить внимание на состоянии напряжения в мышцах рук, ног, туловища. “Бросить штангу” — наклонившись вперед, руки при этом свободно повисают. Обратить внимание на приятное ощущение расслабления.

Штанга

Слайд 20

Бревнышки — веревочки

Поднять руки в стороны, слегка наклонившись вперед. Напрячь мышцы рук,

Бревнышки — веревочки Поднять руки в стороны, слегка наклонившись вперед. Напрячь мышцы
сжав пальцы в кулак как “бревнышки”. Уронить расслабленные руки. Обратить внимание, как они пассивно покачиваются сами собой словно “веревочки”.

Слайд 21

Маятник

Переносить тяжесть тела с пяток на носки при покачивании вперед-назад. Руки опущены

Маятник Переносить тяжесть тела с пяток на носки при покачивании вперед-назад. Руки
вниз и прижаты к корпусу. Тяжесть тела переносится медленно вперед, на переднюю часть ступни, пятки от пола не отрывать. Все тело слегка наклоняется вперед. Затем тяжесть тела переносится на пятки. Носки от пола не отрываются.

Слайд 22

Сесть прямо на кончик стула. После команды “едем на гоночной машине” вытянуть

Сесть прямо на кончик стула. После команды “едем на гоночной машине” вытянуть
ноги вперед, слегка подняв их, руки вытянуть и сжать в кулаки — “крепко держимся за руль”, туловище слегка отклонено назад. Сосредоточить внимание на напряжении мышц всего тела. Через 10-15 сек расслабиться, сесть прямо, руки положить на колени, голову слегка опустить, обратить внимание на приятное чувство расслабления.

Ралли

Слайд 23

Кукла устала

Глубоко зевнув, потянуться, подняв руки вверх и поднявшись на носочки, с

Кукла устала Глубоко зевнув, потянуться, подняв руки вверх и поднявшись на носочки,
выдохом расслабиться, опустить руки, наклонив голову вперед.

Слайд 24

Незнайка

Поднять плечи как можно выше, а затем свободно опустить их вниз.

Незнайка Поднять плечи как можно выше, а затем свободно опустить их вниз.

Слайд 25

В положении сидя голову уронить на правое плечо, затем на левое плечо,

В положении сидя голову уронить на правое плечо, затем на левое плечо,
покрутить, а затем уронить вперед. Упражнение выполняется 10-15 сек. В конце упражнения обратить внимание на приятные ощущения расслабления, возникающие при расслаблении мышц шеи.

Неваляшка

Слайд 26

РЕЛАКСАЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ МИМИЧЕСКИХ И АРТИКУЛЯЦИОННЫХ МЫШЦ

РЕЛАКСАЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ МИМИЧЕСКИХ И АРТИКУЛЯЦИОННЫХ МЫШЦ

Слайд 27

Слегка откинуть голову назад, напрячь мышцы шеи на 5-10 сек, концентрируя внимание

Слегка откинуть голову назад, напрячь мышцы шеи на 5-10 сек, концентрируя внимание
на этом ощущении. Уронить расслабленно голову вперед.

Слайд 28

Наморщить лоб, подняв брови на 5-10 сек, концентрируя внимание на ощущении напряжения

Наморщить лоб, подняв брови на 5-10 сек, концентрируя внимание на ощущении напряжения в области лба.
в области лба.

Слайд 29

Сильно нахмуриться на 5-10 сек, концентрируя внимание на ощущении напряжения между глазами.

Сильно нахмуриться на 5-10 сек, концентрируя внимание на ощущении напряжения между глазами.

Слайд 30

Плотно сомкнуть веки на 5-10 сек, концентрируя внимание на ощущении напряжения в

Плотно сомкнуть веки на 5-10 сек, концентрируя внимание на ощущении напряжения в них.
них.

Слайд 31

На 5-10 сек сжать зубы. Обратить внимание на то, как напряжение распространяется

На 5-10 сек сжать зубы. Обратить внимание на то, как напряжение распространяется от челюсти к вискам.
от челюсти к вискам.

Слайд 32

Широко улыбнуться и показать зубы в течение 5 сек. Обратить внимание на

Широко улыбнуться и показать зубы в течение 5 сек. Обратить внимание на напряжение в щеках.
напряжение в щеках.

Слайд 33

Вытянуть губы трубочкой и дуть в течение 10 сек. Обратить внимание на

Вытянуть губы трубочкой и дуть в течение 10 сек. Обратить внимание на напряжение в губах.
напряжение в губах.

Слайд 34

Прижать язык к передним зубам на 10 сек, обращая внимание на напряжение

Прижать язык к передним зубам на 10 сек, обращая внимание на напряжение в языке.
в языке.

Слайд 35

Оттянуть язык назад на 10 сек. Напряжение должно возникнуть в языке, на

Оттянуть язык назад на 10 сек. Напряжение должно возникнуть в языке, на
дне полости рта и в шее.

Слайд 36

Зевнуть легко, более глубоко, очень глубоко. На последнем зевке закрыть глаза и

Зевнуть легко, более глубоко, очень глубоко. На последнем зевке закрыть глаза и
растянуть мышцы рта и глотки.

Слайд 37

3. Развитие координации и ритмизации движений

3. Развитие координации и ритмизации движений

Слайд 38

1. Развитие общей, тонкой и артикуляционной моторики.
2. Развитие чувства темпо-ритма речевых и

1. Развитие общей, тонкой и артикуляционной моторики. 2. Развитие чувства темпо-ритма речевых
неречевых движений.

Нормализация состояния моторных функций заикающихся включает решение следующих задач:

Слайд 39

воспитанию точности движений,
умению переключать активное внимание на качество выполнения движений
на завершенность

воспитанию точности движений, умению переключать активное внимание на качество выполнения движений на
движений, т.е. на доведение движений до конца в соответствии с инструкцией.
упражнения могут быть разнообразны по форме, ритму и темпу, начинать тренировку движений под музыкальное сопровождение необходимо на первых этапах коррекционной работы.

При невротической форме основное внимание уделяется

Слайд 40

двигательные упражнения должны быть разложены на их составляющие и выполняться по образцу;
тренировка

двигательные упражнения должны быть разложены на их составляющие и выполняться по образцу;
координации и переключаемости движений должна быть длительной с постепенным усложнением заданий;
усвоению упражнений способствует сопровождающий их словесный комментарий логопеда;
сроки усвоения двигательных упражнений значительно увеличиваются по сравнению с заикающимися другой группы.
особое внимание уделяется нормализации речевой артикуляции (т. к. звукопроизношение нарушено).

При неврозоподобной форме особое внимание обращается на следующие моменты:

Слайд 41

Логопедическая ритмика:

темпо-ритмическое объединение артикуляционной и общей моторики в процессе упражнений под музыку

Логопедическая ритмика: темпо-ритмическое объединение артикуляционной и общей моторики в процессе упражнений под музыку

Слайд 42

Целью ритмической разминки является развитие ритмических движений под музыку, в процессе чего

Целью ритмической разминки является развитие ритмических движений под музыку, в процессе чего
уточняются и развиваются координированные движения рук и ног, формируется умение менять темп и ритм движения.
Пример:
1. Свободная маршировка под музыку со сменой направлений.
2. Ходьба по кругу под музыку и меняют направление под команду “Вперед”, “Назад”, “В центр”, “Вправо”, “Влево” и т.д.

1) ритмическая разминка

Слайд 43

Цель упражнений - снижение мышечного напряжения, перераспределение мышечного напряжения, воспитание пластичности движений.

Цель упражнений - снижение мышечного напряжения, перераспределение мышечного напряжения, воспитание пластичности движений.
Используются специальные упражнения на напряжение и расслабление мышц: сжимание и разжимание кистей рук, перенос веса тела с одной стороны на другую (маятник) и т.п.
Пример:
1. Под музыку осуществляется свободное качание обеих рук вперед-назад, качание правой рукой и ногой в стороны; качание левой рукой и ногой в стороны.
2. Напряженно вытянуть обе руки в стороны, кисть сжата в кулак (1-й такт музыки). Внезапно расслабить кисти, и руки падают вниз (2-й такт), свободно раскачивать руки, шагая на месте под музыку.

2) упражнения, регулирующие мышечный тонус

Слайд 44

Цель - ритмизация движений. Используется ходьба, отхлопывание и отстукивание под разные музыкальные

Цель - ритмизация движений. Используется ходьба, отхлопывание и отстукивание под разные музыкальные
темпы и ритмы, а затем пропевание слогов и слов на заданные ритмы.
Пример:
Прохлопать руками ритмический рисунок знакомой песни после демонстрации педагога (песня “Петушок”).
Пе-ту-шок Пе-ту-шок Зо-ло-той гре-бе-шок

3) упражнения для развития чувства темпа и ритма

Слайд 45

Цель - ритмизация устной речи. Используют двигательные упражнения под музыку с одновременным

Цель - ритмизация устной речи. Используют двигательные упражнения под музыку с одновременным
проговариванием вслух постепенно усложняющихся речевых заданий.
Пример:
Проговаривание под музыку текста, с сопровождением слов соответствующими движениями.
Перед нами луг широкий — разводят руки широко в стороны.
А над нами дуб высокий — поднимаются на носки, поднимая руки вверх.
А над нами сосны, ели — ритмично делают наклоны
Головами зашумели в стороны, покачивая поднятыми вверх руками.
Грянул гром — делают хлопок.
Сосна упала — делают наклон вперед и вниз, опуская руки.
Только ветками качала — ритмично покачивают опущенными руками.

4) упражнения на развитие координации речи с движением

Слайд 46

5) пение

Цель - коррекция темпа речи и нормализация речевого дыхания. Для этого

5) пение Цель - коррекция темпа речи и нормализация речевого дыхания. Для
выбираются ритмичные и мелодичные песни. Постепенно в процессе работы подбираются песни с более сложными темпо-ритмическими характеристиками.

Слайд 47

6) игра

Цель - закрепление навыков, полученных на занятиях

6) игра Цель - закрепление навыков, полученных на занятиях

Слайд 48

4. Формирование речевого дыхания

4. Формирование речевого дыхания

Слайд 49

1) Расширение физиологических возможностей дыхательного аппарата (постановка диафрагмально-реберного дыхания и формирование длительного

1) Расширение физиологических возможностей дыхательного аппарата (постановка диафрагмально-реберного дыхания и формирование длительного
выдоха через рот).
2) Формирование длительного фонационного выдоха.
3) Формирование речевого выдоха.

Работа по формированию речевого дыхания включает в себя следующие этапы:

Слайд 50

1. Дыхательные упражнения должны быть организованы таким образом, чтобы ребенок не фиксировал

1. Дыхательные упражнения должны быть организованы таким образом, чтобы ребенок не фиксировал
внимание на процессе вдоха и выдоха.
2. Дыхательные упражнения организуются в виде игры так, чтобы ребенок непроизвольно мог сделать более глубокий вдох и более длительный выдох.
3. Все упражнения на тренировку речевого дыхания связаны с выполнением двух основных движений:
руки из положения “в стороны” движутся “кпереди” с обхватом грудной клетки,
или из положения “вверху” движутся вниз.
Движения корпусом, как правило, связаны с наклоном вниз или в стороны.
4. Большинство упражнений включают выдох с артикуляцией согласных (в основном щелевых) или фонацией гласных звуков, что позволяет логопеду на слух контролировать длительность и непрерывность выдоха, а в дальнейшем формирует у ребенка обратную биологическую связь.

Методические указания киспользованию упражнений для тренировки диафрагмального дыхания, его силы и длительности

Слайд 51

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ДИАФРАГМАЛЬНОГО ВЫДОХА

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ДИАФРАГМАЛЬНОГО ВЫДОХА

Слайд 52

Внимание ребенка обращается на то, что его живот “хорошо дышит”. Можно положить

Внимание ребенка обращается на то, что его живот “хорошо дышит”. Можно положить
на живот игрушку для привлечения внимания. Это упражнение длится в среднем 2-3 минуты. Упражнение должно выполняться без усилий, чтобы избежать гипервентиляции и повышения мышечного тонуса.

Первый этап работы

Слайд 53

Задуй свечку

Дети держат полоски бумаги на расстоянии около 10 см от губ.

Задуй свечку Дети держат полоски бумаги на расстоянии около 10 см от
Предлагается медленно и тихо подуть на “свечу” так, чтобы пламя “свечи” отклонилось.

Слайд 54

Исходное положение: дети разводят руки перед собой, изображая круг — “шину”. На

Исходное положение: дети разводят руки перед собой, изображая круг — “шину”. На
выдохе дети произносят медленно звук “ш-ш-ш”. Руки при этом медленно скрещиваются, так что правая рука ложится на левое плечо и наоборот. Грудная клетка в момент выдоха легко сжимается. Занимая исходное положение, дети делают непроизвольно вдох.

Лопнула шина

Слайд 55

Детям предлагают накачать “лопнувшую шину”. Дети “сжимают” перед грудью руки в кулаки,

Детям предлагают накачать “лопнувшую шину”. Дети “сжимают” перед грудью руки в кулаки,
взяв воображаемую ручку “насоса”. Медленный наклон вперед сопровождается выдохом на звук “с-с-с”. При выпрямлении вдох производится непроизвольно.

Накачать шину

Слайд 56

Воздушный шар

Выполнение упражнения аналогично упражнению “Лопнула шина”, но во время выдоха дети

Воздушный шар Выполнение упражнения аналогично упражнению “Лопнула шина”, но во время выдоха дети произносят звук “ф-ф-ф”.
произносят звук “ф-ф-ф”.

Слайд 57

Жук жужжит

Исходное положение: руки поднять в стороны и немного отвести назад словно

Жук жужжит Исходное положение: руки поднять в стороны и немного отвести назад
крылья. Выдыхая, дети произносят “ж-ж-ж”, опуская руки вниз. Занимая исходное положение, дети делают непроизвольно вдох.

Слайд 58

Ворона

Исходное положение: руки поднять через стороны вверх. Медленно опуская руки и приседая,

Ворона Исходное положение: руки поднять через стороны вверх. Медленно опуская руки и
дети произносят протяжно “К-а-а-а-р”. Логопед хвалит тех “ворон”, которые медленно спустились с дерева на землю. Занимая исходное положение, дети делают непроизвольно вдох.

Слайд 59

Гуси

Исходное положение: руки поставить на пояс. Медленно наклонить туловище вперед, не опуская

Гуси Исходное положение: руки поставить на пояс. Медленно наклонить туловище вперед, не
голову вниз. Произнести протяжно “Г-а-а-а”. Принимая исходное положение, производится вдох.

Слайд 60

Тренировка речевого дыхания начинается в положении лежа на спине. Предлагается расслабиться. Ладонь

Тренировка речевого дыхания начинается в положении лежа на спине. Предлагается расслабиться. Ладонь
одной руки кладется на область диафрагмы. Обращается внимание на движения передней стенки живота при естественном вдохе и выдохе. При вдохе рука поднимается, при выдохе рука опускается, соответственно движению передней стенки живота.
После того, как натренировано движение диафрагмы в положении лежа, надо повторить то же упражнение в положении стоя: положить руку на область диафрагмы и сделать вдох, рука должна ощутить то же движение, что и в положении лежа.

Слайд 61

Полезно проверить “глазом”, как изменяется объем грудной клетки. Заикающиеся встают перед большим

Полезно проверить “глазом”, как изменяется объем грудной клетки. Заикающиеся встают перед большим
зеркалом, чтобы понаблюдать за дыхательными движениями грудной клетки. Обращается внимание на то, что во время вдоха плечи не должны подниматься.

Слайд 62

Одной из распространенных ошибок в работе по формированию речевого дыхания является чрезмерное

Одной из распространенных ошибок в работе по формированию речевого дыхания является чрезмерное
наполнение легких воздухом во время вдоха. Слишком большой вдох создает излишнее напряжение дыхательных мышц, создает условия для гипервентиляции.

Слайд 63

Зачастую неправильная организация работы по развитию речевого дыхания сопровождается фиксацией внимания заикающихся

Зачастую неправильная организация работы по развитию речевого дыхания сопровождается фиксацией внимания заикающихся
на акте вдоха и другими осложнениями. Поэтому при работе с заикающимися над речевым дыханием все инструкции должны касаться только процесса выдоха. (Исключение составляет парадоксальная дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой).

Слайд 64

Второй этап работы - развитие длительного фонационного выдоха - основы для развития

Второй этап работы - развитие длительного фонационного выдоха - основы для развития
координаторных взаимоотношений между дыханием, голосом и артикуляцией

Тренировка фонационного выдоха начинается с длительного звучания гласных. После того как заикающиеся освоят длительное произнесение одного гласного на выдохе, предлагается произнести слитно сочетание их двух гласных на одном выдохе А______ О______.

Слайд 65

Постепенно наращивается количество гласных звуков, произносимых на одном выдохе в следующем порядке:

Постепенно наращивается количество гласных звуков, произносимых на одном выдохе в следующем порядке:
А — О — У — И. Данный этап работы может проводиться уже в период молчания или охранительного речевого режима.
Диафрагмальный вдох и выдох контролируется ладонью, положенной на область диафрагмы. Длительность фонационного выдоха контролируется плавным движением руки.

Слайд 66

В упражнения вводятся слоги, слова, фразы. Усвоение навыков, связанных с развитием речевого

В упражнения вводятся слоги, слова, фразы. Усвоение навыков, связанных с развитием речевого
выдоха, идет с разной скоростью при невротической и неврозоподобной формах заикания:
У заикающихся с невротической формой речевой патологии быстро восстанавливается координация между механизмом дыхания и фонации. Несмотря на видимую легкость, с которой они быстро усваивают весь набор предлагаемых им упражнений, необходимо сохранять строгую последовательность в предъявлении этих заданий и в длительности тренировок.

Третий этап работы над дыханием включает формирование собственно речевого выдоха

Слайд 67

5. Формирование навыков рациональной голосоподачи и голосоведения

5. Формирование навыков рациональной голосоподачи и голосоведения

Слайд 68

В задачу работы над голосом входит:

1) развитие силы и динамического диапазона голоса;
2)

В задачу работы над голосом входит: 1) развитие силы и динамического диапазона
формирование навыков рациональной голосоподачи и голосоведения;
3) развитие мелодических характеристик голоса.

Слайд 69

Начальные этапы работы над голосом могут быть включены в период “щадящего речевого

Начальные этапы работы над голосом могут быть включены в период “щадящего речевого
режима” или “режима молчания”.
Работа начинается с изолированного произнесения гласных звуков. Точное, четкое, ясное и полнозвучное произношение гласных звуков обеспечивает выразительность речи.
За счет изменения звучания гласных возможно в дальнейшем применение других техник:
замедление темпа речи;
выравнивание послогового ритма;
использование “полного стиля” произношения.
В основном за счет гласных звуков возможно интонационно окрасить речь и, главное, достичь ее слитного и плавного произнесения.

Слайд 70

предлагается сделать диафрагмальный вдох и на выдохе произнести длительно, растягивая на весь

предлагается сделать диафрагмальный вдох и на выдохе произнести длительно, растягивая на весь
выдох, звук “а”. Звук должен произноситься легко и свободно, при средней степени звучания голоса. Рот должен быть широко открыт, при этом звук “посылается” вперед. Следует следить за тем, чтобы заикающиеся не произносили звук на “остаточном” выдохе, т.е. чтобы начало выдоха и фонации совпадали во времени.
затем предлагается протянуть гласный “о”. Для объяснения рациональной артикуляции гласного “о” можно использовать образ: “пинг-понговый шарик во рту”.
при произнесении гласного “у” обращают внимание на то, что губы вытянуты вперед, при “и” — губы растянуты в улыбку, при звуке “э” — рот слегка полуоткрыт и т.д.

Работа над голосом проводится в следующей последовательности:

Слайд 71

В развитии речевого голоса у заикающихся учитывают атаку звука и регистр голоса

Атака

В развитии речевого голоса у заикающихся учитывают атаку звука и регистр голоса
звука - начало звука, т.е. включение в работу голосовых складок. Атака звука зависит
от плотности смыкания голосовых складок и
силы выдоха.

Слайд 72

Твердая - сначала смыкаются голосовые складки, а затем осуществляется выдох. Звук получается

Твердая - сначала смыкаются голосовые складки, а затем осуществляется выдох. Звук получается
твердый, часто резкий.
Мягкая - момент смыкания голосовых складок и момент начала выдоха совпадают, звук получается мягкий, богатый обертонами
Придыхательная - сначала слышится легкий шум выдоха, а затем слышится звук, похожий на “Х-А-А-А”

Существуют три вида атаки звука:

Слайд 73

грудной, или нижний регистр, в котором преобладает грудное резонирование;
смешанный или средний регистр;
головной

грудной, или нижний регистр, в котором преобладает грудное резонирование; смешанный или средний
или верхний регистр, в котором преобладает головное резонирование.

В речевом голосе принято выделять три регистра:

Слайд 74

В начале работы обучаются использовать грудной резонатор, так как это снижает напряжение

В начале работы обучаются использовать грудной резонатор, так как это снижает напряжение
голосовых складок.
При обучении использованию грудного резонатора гласные звуки даются в следующей последовательности:
А, О, У, И, Э.
Такая последовательность связана с тем, что звук А содержит в себе резонирование как высоких, так и низких тонов; звуки О, У относятся к резонаторам низких тонов, звуки И, Э — к резонаторам высоких тонов.

При работе над голосом заикающихся учат добиваться плавного перехода из регистра в регистр

Слайд 75

Детям предлагают в игровой форме произнести звуки низким и высоким голосом, используя

Детям предлагают в игровой форме произнести звуки низким и высоким голосом, используя
для этого различные игровые упражнения.
Например:
“Как гудит большой паровоз (на звук У-У-У), а как маленький паровозик?” и т.д.
“Как рычит большой медведь низким голосом (на звук И-И-И), а как рычит маленький медвежонок высоким голоском?”

Слайд 76

закрепляется при произнесении гласных звуков. Важно, чтобы нижняя челюсть была расслаблена.
Использование диафрагмального

закрепляется при произнесении гласных звуков. Важно, чтобы нижняя челюсть была расслаблена. Использование
дыхания, использование нижнего резонатора, ощущение “открытой глотки” и расслабленной нижней челюсти позволяет литься голосу свободно и легко. На этом этапе начинается работа над развитием интонационно-мелодических характеристик.
Перед заикающимися ставится задача, используя ряд гласных звуков, менять высоту голоса, придавать ему речевые интонации вопроса, ответа, удивления; передавать голосом различные эмоциональные состояния радости, печали и пр.

Вызывание ощущение “открытой глотки”,

Слайд 77

Заикающиеся обучаются слитно произносить длинный ряд гласных (АоуиАоуиАоуиАоуи) при непрерывном артикулировании на

Заикающиеся обучаются слитно произносить длинный ряд гласных (АоуиАоуиАоуиАоуи) при непрерывном артикулировании на
одном речевом выдохе. Такое слитное произнесение обеспечивается непрерывным голосоведением. Оно должно обязательно сопровождаться интонационным модулированием голоса. Этот навык в дальнейшем переносится на слитное произнесение синтагмы.

Формирование рациональной голосоподачи плавно переходит в развитие просодической стороны речи

Слайд 78

6. Развитие просодической стороны речи

6. Развитие просодической стороны речи

Слайд 79

1. Развитие навыка интонационного оформления синтагм и фраз в соответствии с четырьмя

1. Развитие навыка интонационного оформления синтагм и фраз в соответствии с четырьмя
основными видами интонаций русского языка (вопросительные, восклицательные, завершенности и незавершенности).
2. Нормализация процесса речевого паузирования.
3. Формирование навыка интонационного членения и выделения логических центров синтагм и фраз.

Нормализация просодической стороны речи включает в себя следующие задачи:

Слайд 80

На первых этапах коррекционного воздействия

уже в период “щадящего речевого режима” заикающиеся обучаются

На первых этапах коррекционного воздействия уже в период “щадящего речевого режима” заикающиеся
передавать основные виды интонации с помощью невербальных средств общения, активно использутся пантомимику.

Слайд 81

заикающиеся обучаются передавать основные виды интонаций (интонации завершенности, незавершенности, вопроса, восклицания) с

заикающиеся обучаются передавать основные виды интонаций (интонации завершенности, незавершенности, вопроса, восклицания) с
помощью гласных звуков. При этой работе также активно подключаются жесты, которые определенным образом помогают заикающимся осмыслить различные виды интонации.

На следующем этапе

Слайд 82

Начинают обучение с вопросительной интонации

Голосовые упражнения сопровождаются плавными движениями руки, что позволяет

Начинают обучение с вопросительной интонации Голосовые упражнения сопровождаются плавными движениями руки, что
лучше контролировать изменения голоса по высоте. Для вопросительной интонации характерно повышение основного тона голоса. Рука совершает круговое движение и резко идет вверх на завершающей фазе голосоподачи.

Слайд 83

Восклицательная интонация

сопровождается резким, сильным взмахом руки вверх, а незавершенности — плавным,

Восклицательная интонация сопровождается резким, сильным взмахом руки вверх, а незавершенности — плавным,
полукруговым движением руки вверх. Интонация завершенности сопровождается плавным движением руки вниз.

Слайд 84

При обучении заикающихся интонационному оформлению высказывания следует добиваться, чтобы то или иное

При обучении заикающихся интонационному оформлению высказывания следует добиваться, чтобы то или иное
интонационное оформление синтагмы маркировалось паузой. Работу над процессом паузирования начинается на материале стихов, где конец строки всегда совпадает с окончанием речевого выдоха и оформлением паузы. Затем используются фразы диалогической речи, чтение, пересказ, и постепенно переходят к спонтанному высказыванию.

Формируется навык посинтагматического произнесения фраз

Слайд 85

на первом этапе проводится на материале эталона гласных. Обучение происходит по образцу.

на первом этапе проводится на материале эталона гласных. Обучение происходит по образцу.
Предлагается интонационно завершенный ряд гласных, при этом один из гласных особо выделяется при помощи ударения, например: “А-`о-у-и”. Выделение ударных элементов гласного ряда должно сочетаться с интонационным модулированием голоса или интонационным оформлением данного ряда гласных. Такие упражнения начинаются с произнесения одного эталона гласных, постепенно наращивая их количество (до 4, 6, 8 эталонов гласных произносятся слитно). Это могут быть интонации вопроса, ответа, завершенности, незавершенности.
Например:
Аоуи?Аоуи!
Аоуи-аоуи-аоуи-аоуи?
Аоуи-аоуи-аоуи-аоуи!

Работа над интонацией начинается с формирования голосовых модуляций

Слайд 86

Затем проводится работа над интонационным членением текста. Интонационное членение тесно связано с

Затем проводится работа над интонационным членением текста. Интонационное членение тесно связано с
ритмом моторной реализации высказывания, т.е. по существу оно является ритмо-интонационным членением.
Ритмо-интонационное членение речевого потока в свою очередь тесно связано с организацией речевого дыхания.
Таким образом, развитие речевого дыхания и ритмо-интонационного членения высказывания способствует формированию артикуляторно-дыхательных циклов в соответствии с синтагматическим делением текста.

Слайд 87

При неврозоподобном заикании необходима длительная тренировка и различные виды контроля как за

При неврозоподобном заикании необходима длительная тренировка и различные виды контроля как за
интонационным оформлением синтагмы, так и за ее акустической завершенностью паузой.
При невротической форме заикания фиксация внимания на просодической стороне речи значительно улучшает плавность речи.

Слайд 88

7. Развитие планирующей функции речи

7. Развитие планирующей функции речи

Слайд 89

Обучение заикающихся проговариванию высказывания про себя

Внутреннее проговаривание (по А.А. Леонтьеву) дает возможность

Обучение заикающихся проговариванию высказывания про себя Внутреннее проговаривание (по А.А. Леонтьеву) дает
отобрать необходимую лексику и грамматические конструкции до “включения” звучащей речи, что организует внутренне-речевое планирование в целом (в том числе и моторную программу).

Слайд 90

Обучение детей дошкольного возраста планированию речевого высказывания начинается с элементарных речевых заданий.

Обучение детей дошкольного возраста планированию речевого высказывания начинается с элементарных речевых заданий.
Программа речевого высказывания строится на основе речевого образца, предлагаемого логопедом с применением наглядно-ситуационного материала.
В качестве примера можно привести следующие упражнения.

Слайд 91

Упражнение 1

Повторение вместе, а затем вслед за логопедом одного слова с одновременным

Упражнение 1 Повторение вместе, а затем вслед за логопедом одного слова с
показом наглядного материала. Название предмета на картинке должно начинаться с гласного звука (Утка. Аня. Аист).

Слайд 92

Ответ на вопрос: “Что это?” при демонстрации того же наглядного материала. При

Ответ на вопрос: “Что это?” при демонстрации того же наглядного материала. При
этом повторяется лексика предыдущего упражнения, добавляя указательное местоимение “Это” (“Что это?” “Это утка” “Это аист”).

Упражнение 2

Слайд 93

В ответе ребенка на вопрос “Что это?” объединяются две отработанных предыдущих фразы

В ответе ребенка на вопрос “Что это?” объединяются две отработанных предыдущих фразы
с предъявлением того же наглядного материала (“Это утка, а это аист”).

Упражнение 3

Слайд 94

В ответе на вопрос логопеда ребенок должен самостоятельно назвать предмет, нарисованный на

В ответе на вопрос логопеда ребенок должен самостоятельно назвать предмет, нарисованный на
картинке (“Что плывет по реке?” “Лодка”).

Упражнение 4

Слайд 95

В ответ на вопрос логопеда ребенок составляет фразу, используя лексику вопроса, самостоятельно

В ответ на вопрос логопеда ребенок составляет фразу, используя лексику вопроса, самостоятельно
добавляя новое слово, обозначающее предмет (“Что плывет по реке?” “По реке плывет лодка”).

Упражнение 5

Слайд 96

Следующим этапом работы является усложнение речевой задачи, в которой объединяются отработанные ранее

Следующим этапом работы является усложнение речевой задачи, в которой объединяются отработанные ранее
предложения, причем вначале объединяются фразы, имеющие одинаковые глаголы, но разные существительные. Ребенку предлагается соответствующий наглядный материал, который помогает сформулировать фразу типа: “Мальчик идет, и девочка идет”.

Упражнение 6

Слайд 97

В ответе ребенка объединяются две фразы, ранее отработанные отдельно, которые содержат одинаковые

В ответе ребенка объединяются две фразы, ранее отработанные отдельно, которые содержат одинаковые
существительные, но разные глаголы (“Эта птичка сидит, а эта птичка летит”), а затем вводятся прилагательные (“Этот автобус красный, а этот синий”).

Упражнение 7

Слайд 98

Объединяются две ранее отработанные фразы, содержащие разные существительные и разные глаголы (“Лиса

Объединяются две ранее отработанные фразы, содержащие разные существительные и разные глаголы (“Лиса
бежит, а птичка летит”. “Коля умывается, а Света причесывается”), с опорой на наглядный материал.

Упражнение 8

Слайд 99

Составление небольшого рассказа на основе отработанных ранее предложений (“Это Коля, а это

Составление небольшого рассказа на основе отработанных ранее предложений (“Это Коля, а это
Света. Коля умывается, а Света причесывается”).

Упражнение 9

Слайд 100

Составлению рассказа по картинке. Эта работа имеет те же этапы, которые описаны

Составлению рассказа по картинке. Эта работа имеет те же этапы, которые описаны
ранее.
В помощь ребенку можно предложить графическое изображение фразы, которую он должен составить:
“Это девочка. — — Девочка играет. — — Девочка играет с собакой. — — — Девочка играет с собакой на поляне.(Если ребенок не знаком с грамотой, в графической схеме предлоги не выделяются, а включаются в фонетическое слово.) — — — —

Упражнение 10

Слайд 101

В комплексных психолого-педагогических системах реабилитации заикающихся выделяют несколько постепенно усложняющихся этапов развития

В комплексных психолого-педагогических системах реабилитации заикающихся выделяют несколько постепенно усложняющихся этапов развития
планирующей функции речи, которая реализуется на материале
сопряженной,
отраженной,
ответно-вопросной,
пересказе,
рассказе,
спонтанной формах речи

Н.А. Власова, 1983; В.И. Селиверстов, 1994

Слайд 102

проговаривание ребенком слова (фразы) одновременно с логопедом. При этом ребенку рекомендуется смотреть

проговаривание ребенком слова (фразы) одновременно с логопедом. При этом ребенку рекомендуется смотреть
на артикуляцию логопеда. Обычно у детей в процессе сопряженной речи судорожных запинок не наблюдается. Возможность произнести слово, а тем более фразу без заикания имеет большое психотерапевтическое значение. Отработка этого вида речи проходит в игровой ситуации, с непосредственным предъявлением называемых предметов. Логопед, демонстрируя игрушку или картинку, четко произносит: “Вот мяч, повтори вместе со мной — вот мяч”. Постепенно количество слов во фразе может увеличиваться до 4-5-ти и более.

Сопряженная речь —

Слайд 103

представляет собой повторение вслед за логопедом слов (фраз). В этом виде речи,

представляет собой повторение вслед за логопедом слов (фраз). В этом виде речи,
так же как и в сопряженной речи, как правило, заикания не наблюдается. В этот период работы над речью вводится отраженное повторение небольших стихотворений, состоящих их 2-4-х строф.

Отраженная речь —

Слайд 104

Вопрос задается таким образом, чтобы ребенок мог использовать в своем ответе слова,

Вопрос задается таким образом, чтобы ребенок мог использовать в своем ответе слова,
которые содержал вопрос, добавляя лишь одно хорошо известное ему слово (“Кто играет с котенком?” “Девочка играет с котенком”). Постепенно, по мере выработки навыка плавной речи, ответы ребенка становятся все более самостоятельными и распространенными. Этот этап хорошо подготавливает детей к самостоятельному описанию картинок.

Ответы на вопросы по знакомым картинкам

Слайд 105

Дети обучаются описывать знакомые картинки, игрушки, предметы. Они обучаются самостоятельному построению фразы.

Дети обучаются описывать знакомые картинки, игрушки, предметы. Они обучаются самостоятельному построению фразы.
В этот период для работы над речью используется процесс и результат изобразительной деятельности ребенка (рисунок, лепка, конструирование и т.п.). В диалоге логопед уточняет процесс деятельности ребенка, материал, которым он пользуется. Если ребенок справляется с заданиями, рекомендуется переходить к обсуждению результатов деятельности. На этом этапе ребенок самостоятельно строит фразу. Данный вид речевых упражнений готовит ребенка к пересказу небольших текстов.

Самостоятельное описание картинок

Слайд 106

Предлагаемые детям рассказы должны иметь четкую композицию и последовательность действий. Полезно обыгрывание

Предлагаемые детям рассказы должны иметь четкую композицию и последовательность действий. Полезно обыгрывание
сюжета рассказа при помощи игрушек, картинок. Одним из видов игровой деятельности детей может быть инсценировка прослушанного детьми рассказа. Особое внимание уделяется на этом этапе правильному грамматическому оформлению фразы. Пересказ прослушанного текста является переходным этапом к рассказу и спонтанной речи.

Пересказ прослушанного небольшого текста

Слайд 107

Занятия по развитию спонтанной речи проводятся в виде сюжетно-ролевых игр. Например, “овощной

Занятия по развитию спонтанной речи проводятся в виде сюжетно-ролевых игр. Например, “овощной
магазин”, где детям поручаются разные роли, благодаря которым строится самостоятельный диалог.
На этом этапе предусматривается использование самостоятельной речи детей при выполнении ими различных поручений, а также вводятся самостоятельные игры-диалоги (например “Телефон”, “Покупатель и продавец” и т.п.).

Спонтанная речь

Слайд 108

На заключительном этапе работы дети составляют самостоятельные творческие рассказы без наглядного материала

На заключительном этапе работы дети составляют самостоятельные творческие рассказы без наглядного материала на тему, предложенную логопедом.
на тему, предложенную логопедом.

Слайд 109

Разработали методики, направленные на развитие планирующей функции речи. В них указана необходимость

Разработали методики, направленные на развитие планирующей функции речи. В них указана необходимость
последовательного усложнения программы высказывания в процессе обучения навыкам свободной речи от простейшей ситуативной ее формы до контекстной.

Н.А. Чевелева (1978), С.А. Миронова, А.В. Ястребова (1980)

Слайд 110

Р.Е. Левина

Построение коррекционной работы с учетом постепенного развития планирующей функции речи дает

Р.Е. Левина Построение коррекционной работы с учетом постепенного развития планирующей функции речи
возможность снизить аффективные реакции заикающегося ребенка, связанные с поиском слова

Слайд 111

на первом этапе в качестве образца логопедом дается жесткая модель высказывания по

на первом этапе в качестве образца логопедом дается жесткая модель высказывания по
тематике, грамматическим конструкциям и частично — лексике.
Например: “Меня зовут... Я живу на улице... Я учусь...”.
В планируемых фразах количество слов должно быть ограничено (на первых этапах коррекционной работы синтагма должна состоять из 3-4х слов). Внимание заикающегося обращается на необходимость наличия паузы между синтагмами, во время которой он должен осуществить внутреннее программирование следующей части высказывания.

Для обучения подростков и взрослых заикающихся внутреннеречевому планированию

Слайд 112

Последующие этапы работы должны включать в себя процесс обучения планированию, как отдельного

Последующие этапы работы должны включать в себя процесс обучения планированию, как отдельного
высказывания, так и целого текста. Особое значение имеет активизация пассивного словарного запаса и тренировка использования сложных грамматических конструкций. Необходимо специально тренировать активный осознанный контроль за смысловой стороной высказывания.
Имя файла: Логопедические-технологии-формирования-плавной-речи.pptx
Количество просмотров: 45
Количество скачиваний: 0