Психокоррекция мотивационно-личностной сферы в юношеском возрасте у людей, увлеченных компьютерными играми

Содержание

Слайд 2

Актуальность: 21 век - век зависимостей. Среди подростков и детей преобладает игровое

Актуальность: 21 век - век зависимостей. Среди подростков и детей преобладает игровое
расстройство. А ведь за ними наше будущее.
Цель: изучение эффективности влияния психотерапевтического вмешательства на особенности мотивационно-личностной сферы молодых людей, увлеченных компьютерными играми.
Объект: мотивационно-личностная сфера увлеченных компьютерными играми юношей.
Предмет: особенности мотивационно-личностной сферы увлеченных компьютерными играми молодых людей до и после психотерапии.

Слайд 3

Гипотезы:
Психотерапевтический подход, направленный на повышение качества жизни и удовлетворение актуального запроса игрока,

Гипотезы: Психотерапевтический подход, направленный на повышение качества жизни и удовлетворение актуального запроса
будет определенным образом влиять на мотивационно-личностную сферу, таким как: снижение общего эмоционального напряжения и повышение дифференциации потребностей.

Слайд 4

Задачи:
Анализ зарубежной и отечественной литературы по теме игрового расстройства и психотерапии нехимических

Задачи: Анализ зарубежной и отечественной литературы по теме игрового расстройства и психотерапии
зависимостей.
Определение ведущих принципов и ключевых моментов для дальнейшей профессиональной работы с испытуемыми.
Анализ и подбор методик для определения общего эмоционального состояния испытуемых (для отслеживания динамики и эффективности психотерапевтического воздействия) и состояния их мотивационно-потребностной сферы.

Слайд 5

Задачи:
Осуществление первичного замера эмоциональной и мотивационно-потребностной сферы игроков (до воздействия).
Осуществление психотерапевтического вмешательства

Задачи: Осуществление первичного замера эмоциональной и мотивационно-потребностной сферы игроков (до воздействия). Осуществление
с упором на повышение качества жизни и актуальный запрос играющего.
Осуществление вторичного замера эмоциональной и мотивационно-потребностной сферы игроков (после воздействия).

Слайд 6

Методики исследования:
Анкета для получения общей информации об испытуемом
Опросник «автономности-зависимости» для юношеского

Методики исследования: Анкета для получения общей информации об испытуемом Опросник «автономности-зависимости» для
возраста Г.С.Прыгина
Опросник для диагностики актуальных потребностей личности А.В.Капцова
Шкалы А.Бека (депрессии, тревоги и безнадежности)
Дополнительно: «Шкала дисфункциональных отношений» А.Бека и А.Вейсмана, «Анкета мастера ошибок» Фримана.
Для составления психокоррекционного плана использовались работы И.В.Костаковой, Ю.В.Съедина и Д.В.Четверикова.

Слайд 7

Теоретическая основа исследования

«Игровое расстройство - модель игрового поведения, отличающаяся нарушением контроля за

Теоретическая основа исследования «Игровое расстройство - модель игрового поведения, отличающаяся нарушением контроля
игрой, отведением игре всё большего приоритета по сравнению с другими видами деятельности до такой степени, что ей отдается предпочтение перед другими интересами и повседневными занятиями, а также продолжением или интенсификацией игровой деятельности несмотря на появление нежелательных последствий» [World Health Organisation. ICD-11 - Mortality and Morbidity Statistics: 6C51 Gaming disorder].

Слайд 8

Модель исследования

формирование запроса, нормализация текущего состояния;
работа с эмоциями и состояниями человека:

Модель исследования формирование запроса, нормализация текущего состояния; работа с эмоциями и состояниями
отслеживание, осознание, определение их значимости;
работа с мыслями: иррациональными, автоматическими, когнитивными ошибками;
работа с убеждениями: дисфункциональными, глубинными, правилами и отношениями;
работа с поведением: дисфункциональные копинг-стратегии.

Слайд 9

Характеристики выборки: молодые люди в возрасте от 21 до 25 лет (средний

Характеристики выборки: молодые люди в возрасте от 21 до 25 лет (средний
возраст 23 года), проводящие за конкретной игрой от 33 до 60 часов в неделю (среднее кол-во часов в неделю – 48,1), и со стажем в игре от года до 9 лет (средний стаж – 6,4 лет). В общей сумме выборку составили 10 человек мужского пола.

Слайд 10

Используемые методы математической обработки данных: критерий знаковых ранговых сумм Вилкоксона (для решения

Используемые методы математической обработки данных: критерий знаковых ранговых сумм Вилкоксона (для решения
задачи однородности двух связанных выборок, оценки сдвига значений исследуемого признака). Для исследования связи между исследуемыми признаками внутри группы испытуемых использовался коэффициент ранговой корреляции Спирмена.

Слайд 11

Результаты исследования

Результаты исследования

Слайд 13

Выявлены значимые изменения в исследуемом параметре выраженности черт «автономности-зависимости» до и после

Выявлены значимые изменения в исследуемом параметре выраженности черт «автономности-зависимости» до и после
эксперимента в группе испытуемых (р=0,049, при р<0,05). Группа испытуемых стала более автономна.

Сравнение средних значений по показателям шкалы «автономности-зависимости» Г.С.Прыгина до и после вмешательства

Сравнение до и после: шкала «автономность-зависимость»

Слайд 14

Выявлены значимые изменения в выраженности потребности в активности и готовности к будущему

Выявлены значимые изменения в выраженности потребности в активности и готовности к будущему
до и после эксперимента в группе испытуемых (р=0,026, при р<0,05). Потребность для испытуемых стала более актуальной.

Сравнение средних значений по выраженности потребности в активности и готовности к будущему до и после вмешательства

Сравнение до и после: потребность в активности и готовности к будущему

Слайд 15

Выраженность депрессии значимо снизилась

Выраженность депрессии значимо снизилась

Слайд 16

Выраженность тревожности значимо снизилась

Выраженность тревожности значимо снизилась

Слайд 17

Выраженность безнадежности значимо снизилась

Выраженность безнадежности значимо снизилась

Слайд 18

Значимые показатели коэффициента корреляции Спирмена: анализ результатов до вмешательства

Значимые показатели коэффициента корреляции Спирмена: анализ результатов до вмешательства

Слайд 19

Значимые показатели коэффициента корреляции Спирмена: анализ результатов после вмешательства

Значимые показатели коэффициента корреляции Спирмена: анализ результатов после вмешательства

Слайд 20

ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

Уменьшилось время, проводимое за игрой;
Стратегия поведения стала более «автономной»;
Неудовлетворенные потребности до

ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ Уменьшилось время, проводимое за игрой; Стратегия поведения стала более «автономной»;
психотерапии: потребности в ориентированности, свободе, достижении, ощущении себя как личности и самовыражении.
Неудовлетворенные потребности после психотерапии: в достижении, ощущении себя личностью. Значимо повысилась потребность в активности и готовности к будущему.
Общее самочувствие улучшилось;

Сравнение средних значений по выраженности актуальных потребностей до и после вмешательства

Слайд 21

ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

Уровень выраженности всех когнитивных ошибок после психотерапии не превышает норму;
Чем больше

ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ Уровень выраженности всех когнитивных ошибок после психотерапии не превышает норму;
испытуемые проводили времени в игре до психотерапии, тем выше его потребность в доминировании и статусе и тем ниже потребность в смысле жизни и познании;
Чем меньше игроки проводили времени за игрой после психотерапии, тем меньше испытывали безнадежности.

Сравнение средних значений по выраженности когнитивных ошибок до и после вмешательства

Слайд 22

ВЫВОДЫ

Выбранная нами стратегия психотерапевтического воздействия возымела успех: участники стали меньше проводить времени

ВЫВОДЫ Выбранная нами стратегия психотерапевтического воздействия возымела успех: участники стали меньше проводить
в игре, расширили свой круг интересов, показатели самочувствия (депрессии, тревожности, безнадежности, дисфункциональных отношений) улучшились.
Мотивационная сфера в ходе психотерапевтического вмешательства значимо изменилась: в результате замеров после воздействия актуальными потребностями оказались высшие (потребность в достижении, ощущении себя личностью, активности и готовности к будущему) и приобрели больший охват. Гипотеза частично подтвердилась.

Слайд 23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог можно сказать, что работа компетентного психолога, выбиравшим мишенью мотивационно-личностную сферу,

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Подводя итог можно сказать, что работа компетентного психолога, выбиравшим мишенью мотивационно-личностную
с игроком, безусловно, будет успешной. И это далеко не единственный вариант для разрешения данной проблемы. К каждому клиенту, пациенту необходимо подходить индивидуально, вне зависимости от выбранных им способов справиться со своими проблемами.
Данная работа возымела успех и нам удалось добиться главной цели – повысить качество жизни каждого игрока, обратившегося за помощью.
Имя файла: Психокоррекция-мотивационно-личностной-сферы-в-юношеском-возрасте-у-людей,-увлеченных-компьютерными-играми.pptx
Количество просмотров: 46
Количество скачиваний: 0