Prezentatsia_opera_Ivan_Susanin

Содержание

Слайд 2

ПЛАН

История создания оперы «Иван Сусанин»
«Иван Сусанин», как героическая народная музыкальная драма
Музыкальные особенности

ПЛАН История создания оперы «Иван Сусанин» «Иван Сусанин», как героическая народная музыкальная

Новаторство в опере

Слайд 3

«Жизнь за царя» («Иван Сусанин») — опера в 4 актах с эпилогом.
Автор либретто — барон

«Жизнь за царя» («Иван Сусанин») — опера в 4 актах с эпилогом.
Егор Розен. 
Премьера состоялась 27 ноября (9 декабря) 1836 года в петербургском Большом театре.
Один из государственных министров, посетив репетицию, посоветовал переименовать оперу в «Жизнь за царя». Глинка долго не соглашался. Было предложено и другое название — «Смерть за царя». После совещаний, было принято решение, что «за царей» надо только жить. В итоге название «Жизнь за царя» закрепилось.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ОПЕРЫ «ИВАН СУСАНИН»

Слайд 4

1836 год. Первая русская народная музыкальная драма. Глинка обозначил жанр, как отечественная

1836 год. Первая русская народная музыкальная драма. Глинка обозначил жанр, как отечественная
героико-трагическая опера. Это первая русская опера сплошного музыкального развития без разговорных диалогов. Впервые русский персонаж, крестьянин выступает не как бытовой, а как героический. Почти вся опера была написана до слов по собственному сценарию.
Сюжетом для создания оперы послужило предание о героическом подвиге костромского крестьянина Ивана Сусанина во время захвата поляками России. Действие оперы происходит осенью 1612 - весной 1613 года. Поляков уже изгнали из Москвы, но отдельные их отряды еще бродили по стране. Один из таких отрядов забрел в село Домнино Костромской губернии, где жил Иван Сусанин. Он согласился стать проводником, но завёл отряд в непроходимые болота и сам погиб там.

«ИВАН СУСАНИН», КАК ГЕРОИЧЕСКАЯ НАРОДНАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ДРАМА

Слайд 5

Действующие лица
Иван Сусанин – бас;
Антонида (дочь Сусанина) – сопрано;
Ваня (приемный сын Сусанина)

Действующие лица Иван Сусанин – бас; Антонида (дочь Сусанина) – сопрано; Ваня
– контральто;
Богдан Собинин (жених Антониды) – тенор;
Начальник польского отряда – бас;
Вестник – тенор;
Начальник русского отряда – бас;

«ИВАН СУСАНИН», КАК ГЕРОИЧЕСКАЯ НАРОДНАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ДРАМА

Слайд 6

Опера состоит из сольных (ария, песня, романс, каватина, рондо), ансамблевых, хоровых и

Опера состоит из сольных (ария, песня, романс, каватина, рондо), ансамблевых, хоровых и
танцевальных номеров.
Основу драматургии оперы составляет противопоставление двух образных сфер. Главная из них - русская. Она показана композитором во всем многообразии душевных и духовных качеств человека. Она поднята до уровня трагедийности благодаря идее любви к Отечеству, и вся пронизана интонациями русской песенности. Ей противостоит польская сфера, показанная композитором обобщённо. Её воплощением являются польские танцы - мазурка, полонез, краковяк, вальс.
Глинка впервые заложил основы симфонизации оперы.

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Слайд 7

Опера развивается по законам драмы, последовательно, строго:
Первое действие: характеристика русских. Музыка

Опера развивается по законам драмы, последовательно, строго: Первое действие: характеристика русских. Музыка
основана на интонациях русских песен и романсов.
Второе действие: характеристика поляков. Танцы – полонез, краковяк, вальс, мазурка.
Третье действие: конфликт. Поляки врываются в дом Ивана Сусанина. «Столкновение» тем русских и поляков (столкновение вокального и инструментального начал).
Четвёртое действие: подвиг и гибель Ивана Сусанина. Его предсмертная ария. Это не только кульминация развития его образа. Это драматическая кульминация всей оперы. В начале арии Иван Сусанин обращается к заре. Эта заря станет его последней зарей.
Эпилог: – идейный вывод. Большая ораториальная сцена. Огромное трехчастное построение.

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Слайд 8

I д. Интродукция. Мужской хор «Родина моя»
I д. Интродукция. Женский хор «На

I д. Интродукция. Мужской хор «Родина моя» I д. Интродукция. Женский хор
зов своей родной страны»
I д. Каватина и рондо Антониды. Каватина «Ах ты поле, поле ты мое»
I д. Каватина и рондо Антониды. Рондо «Солнце тучи не закроет»
I д. Трио «Не томи, родимый»
II д. Полонез
II д. Краковяк
II д. Вальс
II д. Мазурка
III д. Песня Вани «Как мать убили»
III д. Свадебный хор «Разгулялися, разливалися воды вешние»
III д. Романс Антониды «Не о том скорблю, подруженьки»
IV д. Речитатив и ария Сусанина. Речитатив «Чуют правду»
IV д. Речитатив и ария Сусанина. Ария «Ты взойдёшь, моя зоря»
Эпилог. Заключительный хор «Славься»

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ. ИЗ РЕПЕРТУАРА:

Слайд 9

НОВАТОРСТВО

Первая классическая русская опера на исторический сюжет;
Первая симфоническая опера: сквозное тематическое

НОВАТОРСТВО Первая классическая русская опера на исторический сюжет; Первая симфоническая опера: сквозное
развитие, песенный речитатив вместо разговорных диалогов, большая роль оркестра (симфонические антракты); в партии Сусанина звучат интонации хоровых тем интродукции и эпилога.
Глинка почти не цитирует народные песни. Он создает мелодии, используя элементы протяжной, хороводной, свадебной, солдатской, городской песни и романса.

Слайд 10

Приёмы итальянского bel canto («красивое пение» — техника виртуозного пения, которая характеризуется

Приёмы итальянского bel canto («красивое пение» — техника виртуозного пения, которая характеризуется
плавностью перехода от звука к звуку, непринуждённым звукоизвлечением, красивой и насыщенной окраской звука, выровненностью голоса во всех регистрах, лёгкостью звуковедения, которая сохраняется в технически подвижных и изощрённых местах мелодического рисунка) в сочетании с русской интонацией и европейскими музыкальными формами подняли оперу до европейского музыкального уровня.

НОВАТОРСТВО