Инструменты русского народного оркестра

Содержание

Слайд 2

Русские народные инструменты можно классифицировать под общепринятую систему деления:

струнные (домра,

Русские народные инструменты можно классифицировать под общепринятую систему деления: струнные (домра, гусли,
гусли, балалайка)
пневматические язычковые (баян, гармошка)
духовые (рожки, жалейка, свирель, кувиклы, варган)
ударные (ложки, бубен, трещотки).

Слайд 3

Струнные

Гусли – народный музыкальный инструмент. Существует несколько версий происхождения версий

Струнные Гусли – народный музыкальный инструмент. Существует несколько версий происхождения версий этого
этого слова. По одной из них славянское слово “гусли” выражает совокупность струн. “Гусль” (гусли) в смысле струны происходит, очевидно, от старославянского (гудеть). Гудением в старину называли именно звук струн.

Слайд 4

Древнерусские гусли по преданиям имели горизонтальное положение, их обычно сравнивали с лежачей

Древнерусские гусли по преданиям имели горизонтальное положение, их обычно сравнивали с лежачей
арфой. На гуслях играли богатыри Добрыня Никитич и Соловей Будимирович и новгородский гость Садко.
С музыкальной культурой духовенства связаны гусли – псалтырь (шлемовидные). Была распространена среди скоморохов, в XVII веке после указа Алексея Михайловича “Об исправлении нравов и уничтожений суеверий” почти исчезают.

Слайд 6

В начале XX века музыканты – конструкторы Смоленский и Привалов усовершенствовали гусли.

В начале XX века музыканты – конструкторы Смоленский и Привалов усовершенствовали гусли.
Инструмент приобрел треугольную форму, количество струн стола постоянным 12-13. В 1914г. Н.Фомин сконструировал так называемые “клавишные” гусли. Они снабжены одноактавной клавиатурой фортепианного образца. Одной рукой набирают любой аккорд, а другой проводят по струнам плектором из твердой кожи.

Слайд 7

Клавишные гусли

Клавишные гусли

Слайд 8

Домра

Термин “домбра” тюркского происхождения. Предком домры явился египетский инструмент “пандура”,

Домра Термин “домбра” тюркского происхождения. Предком домры явился египетский инструмент “пандура”, проникший
проникший к нам через Персию, торговавшей с Закавказьем. В Европе она получила название “лютня”.

Слайд 9

Лютня
Именно она стала родоначальницей мандолины, гитары, виолы. В древних записях домра

Лютня Именно она стала родоначальницей мандолины, гитары, виолы. В древних записях домра
фигурирует как атрибут скомороха. Само слово “скоморох” происходит от арабского “maskhora” - смех, насмешка. После гонений (1648) на скоморохов инструменты погрузили и свезли за Москву-реку и там сожгли.

Слайд 10

Балалайка

Впервые название “балалайка” встречается в письменных памятниках времен Петра Великого.

Балалайка Впервые название “балалайка” встречается в письменных памятниках времен Петра Великого. В
В 1715 г., при праздновании устроенной по приказу царя шуточной свадьбы в числе инструментов упоминается и балалайка.

Слайд 11

Андреев сконструировал целое семейство балалаек, выступление которых состоялось в 1888г. в

Андреев сконструировал целое семейство балалаек, выступление которых состоялось в 1888г. в Петербурге.
Петербурге. Затем сформировал Великорусский оркестр, первое выступление которого состоялось в 1897 году в зале Дворянского собрания. С этих пор народные инструменты стали распространяться с необычайной быстротой по всей России.

Слайд 12

Гармонь и баян

Гармонь и баян

Слайд 13

Баян – это разновидность хроматических гармоник, своим появлением обязан мастеру Стерлигову

Баян – это разновидность хроматических гармоник, своим появлением обязан мастеру Стерлигову и
и назван в честь сказителя Бояна.

Слайд 14

Существует несколько разновидностей гармоник. Тульские гармошки были с одним рядом кнопок на

Существует несколько разновидностей гармоник. Тульские гармошки были с одним рядом кнопок на
правой и левой руке (однорядки).
Саратовские имеют в конструкции колокольчики. Вятские кустари добавили ряд кнопок.
Все перечисленные инструменты назывались – тальянки. Они на разжим и сжим издавали разные звуки.

Слайд 15

В настоящее время широкое распространение получили “выборные” баяны. Особенность их в том,

В настоящее время широкое распространение получили “выборные” баяны. Особенность их в том,
что в левой клавиатуре нет готовых аккордов. Это расширяет музыкальные исполнительские возможности инструмента.

Слайд 16

Духовые

Рожок представляет собой конической формы прямую трубу с пятью отверстиями сверху

Духовые Рожок представляет собой конической формы прямую трубу с пятью отверстиями сверху
и одну снизу. Изготовляют рожок из березы, клена и можжевельника. Звук у рожка сильный, но мягкий, диапазон немного больше октавы.

Слайд 17

Первые письменные свидетельства о рожке появляются во II половине XVIII века в

Первые письменные свидетельства о рожке появляются во II половине XVIII века в
описаниях музыкальных инструментов Тучкова, Штелина, Гасри. Впервые рожок подробно исследован Н.Приваловым.
В конце XIX в. Были успешные выступления хора рожечников под управлением Н.Кондратьева из Владимирской области. В настоящее время рожки вводятся в состав оркестра русских народных инструментов.

Слайд 18

Жалейка – духовой тростевой инструмент, представляет собой короткую деревянную трубку с 3-7

Жалейка – духовой тростевой инструмент, представляет собой короткую деревянную трубку с 3-7
боковыми отверстиями. Жалейка бывает одинарная и двойная.

Слайд 19

Одинарная жалейка представляет собой небольшую трубочку из ивы длиной от 10 до

Одинарная жалейка представляет собой небольшую трубочку из ивы длиной от 10 до
20 см, на нижний конец надет раструб из бересты или из коровьего рога.

Слайд 20

Тембр жалейки печальный пронзительный и жалостливый. Поэтому некоторые исследователи связывают название инструмента

Тембр жалейки печальный пронзительный и жалостливый. Поэтому некоторые исследователи связывают название инструмента
с “желями” или “жалениями” - поминальным обрядом.
Двойная жалейка состоит из двух одинаковых по длине трубочек, вставленных в один общий раструб.

Слайд 21

Свирель

свирель похожа на продольную флейту, состоящий из двух не скрепленных между собой

Свирель свирель похожа на продольную флейту, состоящий из двух не скрепленных между
деревянных трубок разной длины. По преданию, на свирели играл сын славянской богини любви Лады – Лель. Он делал себе весной свирель из прутиков березы.

Слайд 22

Н.И.Привалов закрепил название “свирель” за парной флейтой, так называли этот инструмент на

Н.И.Привалов закрепил название “свирель” за парной флейтой, так называли этот инструмент на
Смоленщине. В первые годы ХХ века В.Андреев ввел в свой оркестр свирели, снабженные клапанной механикой.

Слайд 23

Игра на свирели

Игра на свирели

Слайд 24

Репродукция М.Врубеля “Пан”

Здесь четко показан инструмент “флейта Пана”, на котором

Репродукция М.Врубеля “Пан” Здесь четко показан инструмент “флейта Пана”, на котором играл
играл бог лесов Пан. Известна она в народе как кувиклы, которая представляет собой набор пустотелых трубок различной длины и диаметра с открытым верхним концом и закрытым нижним.

Слайд 25

Кувиклы

Кувиклы

Слайд 26

Изготовляется из камыша, бамбука, дном служит узел ствола. Комплект кувикл обычно состоят

Изготовляется из камыша, бамбука, дном служит узел ствола. Комплект кувикл обычно состоят
из 3-5 трубок одинакового диаметра, но разной длины (от 100 до 160 мм). Верхние концы инструмента располагаются на одной линии.

Слайд 27

Варган

Варган – (от лат. “organism – музыкальный инструмент) древнейший музыкальный инструмент.

Варган Варган – (от лат. “organism – музыкальный инструмент) древнейший музыкальный инструмент.
История варгана уходит в глубь веков. Полагают, что родоначальником варгана был лук. Достаточно было согнуть лук и смертоносное оружие превращалось в музыкальный инструмент.

Слайд 28

Традиции игры на варгане существовали вплоть до 30 годов ХХ века.

Традиции игры на варгане существовали вплоть до 30 годов ХХ века. Во
Во времена сталинизма варган был запрещен как вредный пережиток прошлого, в частности из-за связи с шаманизмом.

Слайд 29

Варган был распространен и в Европе, но к концу ХХ века

Варган был распространен и в Европе, но к концу ХХ века искусство
искусство варганной игры потеряло свою актуальность. Это было вызвано тем, что в 1821 г. немецкий мастер Ф.Бушман из нескольких маленьких варганов, настроенных на разную высоту звучания, сконструировал губную гармошку. Ну а когда губную гармошку снабдили мехами, миру предстал аккордеон и баян.

В конце ХХ века интерес к варганной музыке стал расти, с возрождением этнических культур. Первый варганный фестиваль состоялся в 1984 г. в США.

Слайд 30

УДАРНЫЕ

Ложки – ударный инструмент, представляющий собой деревянные ложки, к рукоятке которой

УДАРНЫЕ Ложки – ударный инструмент, представляющий собой деревянные ложки, к рукоятке которой
привязывали бубенчики В игровой комплект ложек могут входить 2, 3 или 4 ложки среднего размера и одна большой величины. От того, что размеры разные, возникает впечатление чередования звуков по высоте.

Слайд 31

Существует множество приемов игры на ложках. Обычно в игре одного исполнителя

Существует множество приемов игры на ложках. Обычно в игре одного исполнителя используются
используются три ложки. Две из них закладываются между пальцами левой руки, третья берется в правую. Первые две служат как бы двойной “наковальней” по которой бьют третьей ложкой. Бьют скользящим ударом с одной чашки на другую. Получается все время многозвучный ажурный Ритмический рисунок.

Слайд 32

Бубен – музыкальный ударный инструмент в виде деревянного обруча, с натянутой

Бубен – музыкальный ударный инструмент в виде деревянного обруча, с натянутой на
на одной стороне кожаной мембраной. В прорезях обруча парами прикрепляются тонкие пластинки, на них подвешиваются бубенчики. На нем играют, встряхивая его в воздухе, ударяя по его коже ладонью

Слайд 33

Бубен известен восточным славянам с древнейших времен. Особенно широко они применялись в

Бубен известен восточным славянам с древнейших времен. Особенно широко они применялись в
ратном деле и у скоморохов. В прежние времена бубном называли ударные инструменты, на которых натянута кожа.

Слайд 34

Трещотки – ударный музыкальный инструмент, заменяющий хлопки в ладоши. Письменных свидетельств упоминания

Трещотки – ударный музыкальный инструмент, заменяющий хлопки в ладоши. Письменных свидетельств упоминания
в древней Руси этого инструмента нет. При археологических раскопках в Новгороде в 1992 году были найдены две дощечки, которые, по предположению В. И. Поведкина, входили в комплект древних новгородских трещоток в ХII веке.

Слайд 35

Состоят трещотки из набора 18-20 - тонких дощечек длиной 16 –

Состоят трещотки из набора 18-20 - тонких дощечек длиной 16 – 18
18 см, сделанных обычно из дуба, соединенных между собой веревкой, продетой в отверстия в верхней части дощечек..
Для того, чтобы дощечки вплотную прикасались друг к другу, между ними вверху вставлялись небольшие пластинки из дерева шириной 2 см.
Трещотку берут за концы в обе руки, плавным движением платины ударяются друг о друга издавая сухой щелкающий звук. Широкое применение получили в оркестрах русских народных инструментах.