Музыка скорби: как раскрывается отношение к смерти через традицию

Содержание

Слайд 2

Концепция

Смерть и похороны — не только закономерный финал земного пути любого человека,

Концепция Смерть и похороны — не только закономерный финал земного пути любого
но и важный этап духовного существования: переход в новую форму жизни. Независимо от культуры и эпохи, смерть близкого человека — всегда шок и невероятно глубокие переживания: ощущение потери и экзистенциальный страх от осознания конечности жизни.
В подобном состоянии слова не способны помочь, и одна из главных целительных ролей и способов сообщения в ритуале переходит музыке. Ритуал — синкретическое действие, сочетающее в себе несколько видов искусства и включающее в себя музыку. В отличие от свадебных или охотничьих обрядов, где музыка и танец равноценны, в похоронных ритуалах именно музыкальной составляющей отведена главенствующая роль.
Музыка — медиум бессловесного общения и универсальный язык, понятный всем народам. Хотя горе присутствует во всех культурах, оно выражается по-разному в соответствии с местными обычаями и верованиями. Музыка была связана с исцелением горя на протяжении многих веков, и Гомер прописал музыку как противоядие от печали еще в 7 веке до нашей эры. Меняющаяся роль музыки в выражении горя и скорби на протяжении всей истории и в разных культурах отражает изменение отношения общества к жизни и самой смерти.
В своем исследовании мне бы хотелось рассмотреть, как и какая музыка помогает справляться с горем, и установить есть ли что-то общее в похоронной музыке разных культур.

Слайд 3

Демонстрация горя через плач и пение издавна была исторической и священной частью

Демонстрация горя через плач и пение издавна была исторической и священной частью
чествования и поминания умерших. От китайцев до ассирийцев, ирландцев и древних греков устные ритуалы внешнего оплакивания были неотъемлемой частью прощания с усопшим. Традиционно обязанность “плакальщицы” ложилась на женщин.

Слайд 4

В Древней Греции: истоки

Погребальная песня служила продолжением физической боли, которую женщины причиняли

В Древней Греции: истоки Погребальная песня служила продолжением физической боли, которую женщины
себе во время протезирования . Цель “трена”, плача, состояла в том, чтобы передать крик неконтролируемой боли, истерическую мелодию, которая, как считалось, коренится в женских эмоциях, а значит, “сосудом” для этой боли могли стать только женщины.

Слайд 5

На Руси традиционно роль выражения скорби также отдавалась женщинам.
Плакальщицы, “вопленницы” были

На Руси традиционно роль выражения скорби также отдавалась женщинам. Плакальщицы, “вопленницы” были
не только «рупором» для горя присутствующих и способствовали тому, чтобы «провести» умершего в мир мёртвых, но и помогали семье материально— транслировали присутствующим нужды осиротевшей семьи.

Слайд 6

Будучи мощным эмоциональным проживанием горя, причитания пелись с невероятной экспрессией. Причитание —

Будучи мощным эмоциональным проживанием горя, причитания пелись с невероятной экспрессией. Причитание —
не просто текст, а особая речевая и мелодическая интонация, общая для всех причитаний
в той или иной местности, с особенной грамматикой. Прибегая к этой интонации, вопленницы придают форму и смысл сильному переживанию.

Слайд 7

Наиболее известно заонежское причитание. Его успех в нахождении звука в балансе на

Наиболее известно заонежское причитание. Его успех в нахождении звука в балансе на
грани крика (расщепление голоса, пение на надрыве) и музыкальной гармонии (это именно пение, мелодичное и приятное).
Вкупе это позволяет плачу проникнуть в самое сердце, оставаясь при этом уникальным музыкальным произведением в сочетании крика и музыки.

Слайд 8

A Movie (1958)

Для католической традиции прощания с умершим свойственна камерность и сдержанность,

A Movie (1958) Для католической традиции прощания с умершим свойственна камерность и
в христианстве громкое оплакивание — грех.
Основным видом траурной музыки в католицизме становится реквием. Реквием — это музыкальное произведение, посвященное темам загробной жизни, с латинским текстом, который поется хором, и сопровождается оркестровкой и гармонией, призванных изобразить значение загробной жизни.

Слайд 9

A Movie (1958)

Латинские тексты католического реквиема повествуют об ужасах загробной жизни и

A Movie (1958) Латинские тексты католического реквиема повествуют об ужасах загробной жизни
страхом перед Божьим судом — это истинно христианская трактовка траура и смерти как очищения через страдания.
По своей сути, реквием — это все тот же траурный плач, нашедший отражение в форме академической музыке.

Слайд 10

A Movie (1958)

Первые реквиемы были церковными мессами и не задумывались как музыка

A Movie (1958) Первые реквиемы были церковными мессами и не задумывались как
для погребений. В целом, музыкально они были лишены трагизма и звучали скорее умиротворяюще.
Со временем музыка в реквиемах становится более мрачной и трагичной, берет на себя роль проводника в атмосферу глубокого траура. Через музыку, а не через текст, отражается динамика и создается образ траура, именно музыка заставляет на протяжении веков трепетать скорбящие сердца.

Слайд 11

Тон наиболее известного Реквиема Моцарта (1791-1972) очень далек от традиционной сдержанности,

Тон наиболее известного Реквиема Моцарта (1791-1972) очень далек от традиционной сдержанности, объективности
объективности церковной музыки. Однако в нем остро ощущается главное: безысходная боль прощания с жизнью, понятная каждому человеку, и раскрытая с потрясающей искренностью.

Слайд 12

A Movie (1958)

Продолжая традицию реквиемов, культовым похоронным произведением неожиданно становится третья часть

A Movie (1958) Продолжая традицию реквиемов, культовым похоронным произведением неожиданно становится третья
из фортепианной сонаты Шопена. Соната си-бемоль минор, изначально не предназначавшаяся для похорон, стала воплощением траурной музыки из-за мощнейших аудиальных образов, точно подобранных композитором для создания ассоциации с траурным шествием.
Так, в крайних разделах марша в фортепианном исполне­нии точно слышны шаги траурной процессии, а басы и нарастающий аккордовый гул создают иллюзию колокольного звона.

Слайд 13

Эти образы оказались настолько созвучны видению и ощущению траура народом, так откликнулись

Эти образы оказались настолько созвучны видению и ощущению траура народом, так откликнулись
в сердцах людей, что произведение оказалось чуть ли не главным в мировом похоронном репертуаре.
Так, композитор эпохи романтизма, не писавший реквиемов, вошел в историю как автор самой популярной траурной музыки, под которую хоронили Брежнева и Кеннеди.

Слайд 14

В странах Африки и Латинской Америки не принято скорбеть об утрате усопшего.
Смерть

В странах Африки и Латинской Америки не принято скорбеть об утрате усопшего.
здесь — освобождение от земных тяжб и страданий и переход в новую , а значит, нет необходимости сочувствовать усопшему.

Слайд 15

В африканской ритуальной музыке динамика эстетики и стиля позволяет получить совершенно оригинальный

В африканской ритуальной музыке динамика эстетики и стиля позволяет получить совершенно оригинальный
опыт «событие-состояние», который не имеет ничего общего с западными концепциями представления и / или восприятия «событие-образ». При стремлении испытать данный ритуальный случай такого рода важно принять во внимание сложный опыт окружающей среды.

Слайд 16

Формой выражения, напоминающей традиционных плакальщиц, здесь можно назвать похоронные танцы. Эти танцы

Формой выражения, напоминающей традиционных плакальщиц, здесь можно назвать похоронные танцы. Эти танцы
— своеобразный самостоятельный вид искусства, позволяющий выразить чувства без помощи слов.

Слайд 17

Для Ганы также характерна традиция позитивного траура , где танцоры с гробом

Для Ганы также характерна традиция позитивного траура , где танцоры с гробом
такая же профессия
и неотъемлемая часть атмосферы погребения, как плакальщицы в православии.

Слайд 18

Настоящим культурным центром стала северо-колумбийская деревня Сан-Базилио-де-Паленкет, в которой жив старинный культ

Настоящим культурным центром стала северо-колумбийская деревня Сан-Базилио-де-Паленкет, в которой жив старинный культ
погребения лумбалу, сохранившийся от народов банту. Бал мертвых может продолжаться несколько дней и выглядит как настоящий фестиваль с песнями и плясками.

Слайд 19

Звукорежиссёр Феликс Блюм записал на карибском острове музыку 15 похоронных процессий —

Звукорежиссёр Феликс Блюм записал на карибском острове музыку 15 похоронных процессий —
и это потрясающе красиво.
“Death in Haiti” погружает слушателя в мир боли, потери и, вместе с тем, торжественного празднования, поскольку на каждой из церемоний присутствовал живой джаз-бэнд и такие персонажи, как Джокер, который шутил и рассказывал о недавно умершем.

Слайд 20

Wire так охарактеризовал собранные звуки: «В декабре 2016 года звукорежиссер Феликс Блюм

Wire так охарактеризовал собранные звуки: «В декабре 2016 года звукорежиссер Феликс Блюм
сделал полевые записи нескольких похорон на Гаити с криками, смехом, ромом и марихуаной на могиле, одной процессией без тела и голосом шутника Ти Батау, который должен напомнить нам, что жизнь и смерть — комедия, а не трагедия».

Слайд 21

Совершенно иную трактовку горя не личного, а всенародного представил миру польский композитор

Совершенно иную трактовку горя не личного, а всенародного представил миру польский композитор
Кшиштоф Пендерецкий. Его сонористическая партитура “Плач по жертвам Хиросимы” (1960) научила слушателя новому ощущению потери — это непередаваемое, некомфортное звучание сиюминутного иррационального ужаса, от которого невозможно отмахнуться и которое невозможно прожить.

Слайд 22

Она звучала так, как еще не звучало ничто и никогда. Писк скрипок

Она звучала так, как еще не звучало ничто и никогда. Писк скрипок
в самых верхних регистрах, глиссандовые спуски с унисонов, путешествия по регистрам. Все это переливается, поражает своей драматической экспрессией. Словно крик.
Всеохватывающая паника, страх, музыка на грани срыва — Пендерецкий точно передает слушателю весь ужас трагедии.

Слайд 23

В современной Польше возрождается традиционная похоронная музыка: молодые люди собираются на кладбище

В современной Польше возрождается традиционная похоронная музыка: молодые люди собираются на кладбище
и поют старые барочные похоронные песни.

Слайд 24

Вывод

Основными концептуальными идеями Коннера выступают борьба с насилием и глобальная проблема морального

Вывод Основными концептуальными идеями Коннера выступают борьба с насилием и глобальная проблема
разложения общества. Паттерн цикличности в исполнении режиссера создает эффект "набата" — повторяющаяся агитация и попытка привлечь внимание к протесту против негативных тенденций и разложения. Таким образом, можно сказать, что в монтаже Брюса Коннера визуализация — это прямой способ передачи глубокой, эмоционально насыщенной идеи.
Используя, казалось бы, очевидную систему, Брюс Коннер циклично подает зрителю метафоры, при этом разной степени глубины и понятности, взывая не только к анализу и созерцанию, но также к морали и совести.

Слайд 25

Источники

https://www.historytoday.com/history-matters/sacred-songs-dead
https://knife.media/coronach/
https://katacult.com/happy-funeral-day/
https://culture.pl/ru/article/polskaya-traurnaya-muzyka
https://www.perennialmusicandarts.com/post/requiem
Music and Mourning, Jane W Davidson
https://tricentricfoundation.org/anthony-braxton-african-ritual-funeral-music-dogon-culture-three-snapshots

Источники https://www.historytoday.com/history-matters/sacred-songs-dead https://knife.media/coronach/ https://katacult.com/happy-funeral-day/ https://culture.pl/ru/article/polskaya-traurnaya-muzyka https://www.perennialmusicandarts.com/post/requiem Music and Mourning, Jane W Davidson https://tricentricfoundation.org/anthony-braxton-african-ritual-funeral-music-dogon-culture-three-snapshots