Слайд 2"Ромео и Джульетта" Чайковского - это первое обращение композитора к творческому наследию
великого английского драматурга. Примечательно, что увертюра "Ромео и Джульетта" не только открывает шекспировскую линию в творчестве Чайковского, но и является началом целой серии творческих замыслов композитора на этот сюжет. Причем, если увертюра была создана в самом начале его творческого пути, то последним обращением к этой трагедии Шекспира была попытка Чайковского написать оперу в последний год его жизни. Результатом чего остался эскиз дуэта "Ромео и Джульетты", завершенный С.И.Танеевым.
Слайд 3Идея
Идея написать увертюру к знаменитой истории любви Ромео и Джульетты возникла у
Петра Ильича Чайковского еще в юности, когда сам он пережил подобные чувства.
В 1868 году композитор был безнадёжно влюблен в певицу Дезире Арто, однако та вышла замуж за другого.
Слайд 4 Программность увертюры-фантазии «Ромео и Джульетта» Взята из произведения Уильяма Шекспира великого
английского драматурга и поэта, жившего свыше 400 лет тому назад. Поэт в основу своего произведения положил древнюю итальянскую легенду о любви и верности двух юных героев и их трагической смерти из-за родовой вражды и ненависти их семей.
Слайд 5Сюжет.
В итальянском городе Верона уже много лет враждуют два богатых знатных
семейства, Монтекки и Капулетти. Чтобы прекратить бессмысленную резню, правитель Вероны под страхом смерти запрещает им мстит друг другу.
Единственный наследник Монтекки, юноша Ромео, попадает на костюмированный бал к своим кровным врагам. Он влюбляется в прекрасную Джульетту Капулетти. Ромео не останавливает то, что его избранница принадлежит к враждебному роду, и их родители никогда не дадут согласие на их брак.
Пылкий юноша отправляется на тайное свидание к Джульетте. Он признается ей в своих чувствах, и предлагает тайно обвенчаться. Ромео находит поддержку лице священника Лоренцо, который готов обвенчать молодых.
Тем временем двоюродный брат Джульетты, Тибальт, решает поквитаться с Ромео. На защиту юноши становится его лучший друг Меркуцио, и погибает в схватке. Капулетти собирается выдать дочь замуж за графа Париса. Джульетта обращается за помощью к Лоренцо. Священник дает ей настой, способный надолго усыпить ее. Он пишет письмо Ромео, но юноша не получает его. Узнав о мнимой смерти любимой, он выпивает яд. Когда Джульетта приходит в себя и видит мертвого Ромео, она вонзает себе в сердце кинжал. Смерть влюбленных становится настоящим ударом для враждующих семейств, которые вскоре приходят к перемирию.
Слайд 6Форма
Сонатная форма увертюры:
Вступление
Экспозиция (главная и побочная) Разработка
Реприза
Кода
Слайд 7Основные темы.
В увертюре будут развиваться три образа - образ патера Лоренцо (хорал
медленного вступления),
образ вражды (семейства Монтекки и Капулетти и др., главная партия),
образ или тема любви (побочная партия).
Слайд 8 Главная партия основного раздела (после вступления) – динамическое трехчастное построение. Тема, хотя
и контратирует вступлению, все же родственна ему. Главная партия - образ жестокой битвы, символ разрушительной силы вражды семейств. Из всех тем Увертюры она наиболее картинна.
Побочная партия возникает после внезапной модуляции в далекую от основной тональности (ре мажор) сферу – ре-бемоль мажор: открывается прекрасный мир юности и любви. Об этой теме Н.А. Римский-Корсаков с восторгом писал: «До чего она вдохновенна! Какая неизъяснимая красота, какая жгучая страсть! Это одна из лучших тем всей русской музыки».
Разработка – средний раздел сонатного Allegro, формы, в которой написана Увертюра, - сжата и лаконична, но при этом и, может быть, именно благодаря этому, очень драматична.
Репризу Чайковский переделывал несколько раз. В результате мы имеем очень яркий пример новаторства композитора в области музыкальной формы.
Слайд 9Состав оркестра:
2 флейты, флейта-пикколо, 2 гобоя, английский рожок, 2 кларнета, 2
фагота, 4 валторны, 2 трубы, 3 тромбона, туба, литавры, тарелки, большой барабан, арфа, струнные.
Слайд 10 Важнейшие музыкальные особенности увертюры: напряженный драматизм, рельефность и яркая контрастность музыкальных
тем, характеризующих полярные по содержанию образы, - нашли в дальнейшем свое ярчайшее развитие в таких произведениях Чайковского, как Четвертая, Пятая, Шестая симфонии, опера «Пиковая дама».