Слайд 2Цель изучения материала:
Формирование представлений
об основных аспектах взаимоотношений в системе «природа-человек-культура»
Слайд 3Содержание
1.Природа и культура как диалектические противоположности.
2. Тело человека как точка пересечения природы
и культуры.
3. «Пол» и «гендер»: культура как определяющий фактор в различии мужского и женского.
4. Пространственно-временные координаты бытия культуры.
5. Восприятие пространства и времени в культуре.
Слайд 4Что такое «природа»?
Природой в широком смысле слова называют все объективно существующее, т.е.
понятие «природа» предельным образом приближено к понятию «материальный мир».
Слайд 5Что такое «культура»?
Словом «культура» в самом общем виде обозначают границу, которая отделяет
природное бытие от социального бытия. В данном контексте культура объемлет всю полноту собственно человеческого, а не природного существования.
Слайд 6Оппозиция cultura/natura
Природа
возникающее само собой
естественное
- врожденное
Слайд 7Оппозиция cultura/natura
Культура
созданное человеком
искусственное
- приобретенное
Слайд 8Культура как «вторая природа»
Слайд 9Культура как «вторая природа»
Слайд 11Культурный ландшафт
Церковь Покрова на Нерли – пример идеального сочетания архитектуры и природы
Слайд 12Основные этапы взаимоотношений в системе «природа-человек-культура»
1. Первобытная эпоха – человек ощущает себя
органической частью природы.
2. Аграрный этап – характеризуется бережным отношением к природе, пониманием процессов, в ней происходящих.
3.Техногенный этап – характеризуется дистанцированием человека от природы, усилением прагматически-утилитарной установки в отношении к природе.
4. Современный этап – период становления планетарной этики с принципом личной ответственности за все живое и отказом от идеи антропоцентризма.
Слайд 13Ноосфера по Владимиру Ивановичу Вернадскому
это качественно новый этап в развитии биосферы, при
котором определяющим фактором глобального развития становится разумная деятельность человека
Слайд 16экологическая культура
это система ценностных ориентаций, утверждающая идею гармоничного взаимодействия человека и природы,
осознание ответственности людей за сохранение биосферы
Слайд 17Тело человека как точка пересечения природы и культуры
Единство и противоречие природы и
культуры происходит из внутренней двойственности и единства самого человека, который принадлежит одновременно и миру природы, и миру культуры
Слайд 18«исчезающее естественное тело»
Одной из важнейших проблем современности выступает мера допустимости искусственного (культурного)
вмешательства в биологическую природу самого человека.
Аборты, эвтаназия, смертная казнь, трансплантация органов или замена их искусственными, генная инженерия, опыты клонирования, смена пола – все это вопросы не только социальные, но и прямо связанные с соотнесенностью природы и культуры в самом человеке
Слайд 19Соматические украшения
Агрессивные соматические украшения являются знаковым атрибутом нашей эпохи
Слайд 20«пол» и «гендер»
Если понятием «пол» определяются биологические характеристики человека, морфологические и функциональные
различия между мужчинами и женщинами, изначально заданные природой.
То словом «гендер» обозначается «социокультурный пол» человека, определяющий его поведение в обществе и то, как это поведение воспринимается.
Слайд 21Миф об андрогинах
(Платон, диалог «Пир»)
Слайд 22Сексуальная культура
«сумма знаний и умений, позволяющих людям наиболее успешно и безопасно достигать
своих сексуальных целей» (И. Кон),
а также
установки и ценностные ориентации, на основе которых люди выстраивают свое сексуальное поведение
Слайд 23Сегодня мужчины и женщины нередко меняются ролями
Слайд 24Пространственно-временные координаты бытия культуры
Все существующее обладает пространственно-временными характеристиками.
Выделяют три основных уровня
пространственно-временных параметров: физическое пространство и время, социальное пространство и время, и пространство и время культуры.
Слайд 25Пространство культуры
Пространство культуры представляет собой специфическую форму бытия социального пространства.
Оно характеризуется
осуществлением культурной деятельности, объектом и субъектом которой выступает человек.
Слайд 26Время культуры
Понятием «время культуры» обозначают «объективное развитие культуры в его временных параметрах»
(Л. Н. Коган), предполагающее течение культуры из прошлого, через настоящее в будущее.
Слайд 28Символика архитектуры православного храма
Слайд 29Хронотоп по М. М. Бахтину
Неразрывное единство пространства и времени в художественных произведениях,
а также законы, по которым естественное время-пространство трансформируются в координаты, соответствующие условиям того или иного литературного жанра
Слайд 30«Сжатое» пространство и «утекающее» утраченное время современной культуры
Слайд 31Выводы по лекции
Культура и природа выступают как диалектические противоположности. Единство и противоречие
природы и культуры происходит из внутренней двойственности и единства самого человека.
Включение «человека телесного» в социокультурное пространство влечет за собой существенные последствия для его тела, которое из биологического феномена превращается в социокультурное явление и приобретает, в дополнение к своим природно-заданным атрибутам, свойства и характеристики, порожденные социальными и культурными воздействиями.
Одним из значимых аспектов темы «культура и природа» являются гендерные отношения. Если понятием «пол» определяются биологические характеристики человека, морфологические и функциональные различия между мужчинами и женщинами, изначально заданные природой. То словом «гендер» обозначается «социокультурный пол» человека, определяющий его поведение в обществе и то, как это поведение воспринимается.
Слайд 322
Выводы по лекции
Все существующее обладает пространственно-временными характеристиками. Выделяют три основных уровня пространственно-временных
параметров: физическое пространство и время, социальное пространство и время, и пространство и время культуры.
Представления о пространстве и времени (и физических, и социальных, и культурных) напрямую зависят от определенного историко-культурного контекста. За каждым способом организации пространства/времени стоит определенное миропонимание, находящее в этих координатах свое символическое выражение.
В границах мифологии, религии, искусства формируется своя система пространственно-временных координат. Каждая культурно-историческая эпоха создает собственные представления о пространстве и времени.
Доминирующим в современной картине мира считается образ «сжатого» пространства и утекающего «утраченного» времени.
Слайд 33При подготовке презентации были использованы иллюстрации с сайтов:
http://s55.radikal.ru/i149/0906/04/878c47aff81e.jpg
http://img-fotki.yandex.ru/get/8/bukvar1.e/0_56ce_c5b382d4_XL
http://rewalls.com/pic/201101/1280x768/reWalls.com-17364.jpg
http://forum.lightray.ru/download/file.php?id=9317
http://ya-zhenschina.ucoz.ru/_fr/1/1111604.jpg
http://img15.nnm.ru/c/4/b/a/2/4ba93cf9cb7f7bc216315124e06.jpg
http://bobrolet.ru/wp-content/gallery/dymkovskaya/dymkovskaya-toy07.jpg
http://www.bestcomtur.ro/poze/japonia/ciresi_japonia.jpg
http://tattooblog704.files.wordpress.com/2009/11/lizardman.jpg?w=380&h=556
http://www.want-can.ru/files/love/find/androgyne.jpg
http://www.ierei-korenev.ru/list/pic/symbol1.jpg
http://de.academic.ru/pictures/dewiki/83/Schamanentrommel2.JPG
http://www.popmech.ru/images/upload/article/13235_1234964911_full.jpg