Слайд 2Межэтнические (межнациональные) отношения – отношения между этносами (народами), охватывающие все сферы общественной
![Межэтнические (межнациональные) отношения – отношения между этносами (народами), охватывающие все сферы общественной жизни.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/948994/slide-1.jpg)
жизни.
Слайд 3ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
Межнациональная дифференциация (стремление нарoдов к coxранению национальной самостоятельности)
Межнациональная
![ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ Межнациональная дифференциация (стремление нарoдов к coxранению национальной](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/948994/slide-2.jpg)
интеграция (сотрудничество, объединение разных этногосударственных общностей, сближение всех сторон жизни народов)
Слайд 4 Уровни межэтнических взаимоотношений:
1) взаимодействие народов в разных сферах общественной жизни;
2)
![Уровни межэтнических взаимоотношений: 1) взаимодействие народов в разных сферах общественной жизни; 2)](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/948994/slide-3.jpg)
межличностные отношения людей различной этнической принадлежности.
Слайд 5Основные тенденции этнических процессов современности
Интеграция.
1) В современном мире происходит экономическое,
![Основные тенденции этнических процессов современности Интеграция. 1) В современном мире происходит экономическое,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/948994/slide-4.jpg)
культурное и даже политическое сближение (интеграция) наций (ЕС – Европейский Союз).
2) Другой путь межнациональной интеграции осуществлялся в США (стратегия «плавильного котла»).
«Плавильный котёл» (melting pot) - концепция, согласно которой США представляет собой своеобразный "плавильный котел" (тигель), превращающий представителей различных этнических групп в просто американцев.
Слайд 6 Ассимиляция (от лат. assimilatio – слияние, уподобление, усвоение) – (в этнографии) слияние
![Ассимиляция (от лат. assimilatio – слияние, уподобление, усвоение) – (в этнографии) слияние](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/948994/slide-5.jpg)
одного народа с другим с утратой одним из них своего языка, культуры, национального самосознания.
Различают
естественную ассимиляцию, возникающую при контакте этнически разнородных групп населения, смешанных браках и т. п., и
насильственную ассимиляцию, характерную для стран, где национальности неравноправны.
Слайд 7Аккультурация (лат. accumulare – накапливать + cultura – возделывание) – взаимное уподобление
![Аккультурация (лат. accumulare – накапливать + cultura – возделывание) – взаимное уподобление](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/948994/slide-6.jpg)
и приспособление различных культур народов и отдельных явлений этих культур, в большинстве случаев при доминировании культуры народа, в общественном отношении более высокоразвитого.
При аккультурации один народ усваивает нормы другого народа, но сохраняет своё этническое самосознание.
Слайд 8Этническая дифференциация и межнациональные конфликты.
![Этническая дифференциация и межнациональные конфликты.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/948994/slide-7.jpg)
Слайд 9Несмотря на глобализацию, растёт стремление народов обрести национальную самостоятельность (дифференциация), противостоять экспансии
![Несмотря на глобализацию, растёт стремление народов обрести национальную самостоятельность (дифференциация), противостоять экспансии сверхдержав.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/948994/slide-8.jpg)
сверхдержав.
Слайд 10 Мультикультурализм - политика, направленная на развитие и сохранение в отдельно взятой стране
![Мультикультурализм - политика, направленная на развитие и сохранение в отдельно взятой стране](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/948994/slide-9.jpg)
и в мире в целом культурных различий, и обосновывающая такую политику теория или идеология. Мультикультурализм противопоставляется концепции «плавильного котла» (англ. melting pot), где предполагается слияние всех культур в одну.
Слайд 11Национализм – идеология, политика, психология и социальная практика обособления и противопоставления одной
![Национализм – идеология, политика, психология и социальная практика обособления и противопоставления одной](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/948994/slide-10.jpg)
нации другим, пропаганда национальной исключительности отдельной нации.
Виды национализма:
1) этнический.
2) державно-государственный,
3) бытовой.
Слайд 12Шовинизм – от имени Н. Шовена, солдата, поклонника завоевательной политики Наполеона –
![Шовинизм – от имени Н. Шовена, солдата, поклонника завоевательной политики Наполеона – крайняя, агрессивная форма национализма.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/948994/slide-11.jpg)
крайняя, агрессивная форма национализма.
Слайд 13Дискриминация (от лат. discriminatio – различение) – умаление (фактически или юридически) прав
![Дискриминация (от лат. discriminatio – различение) – умаление (фактически или юридически) прав](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/948994/slide-12.jpg)
какой-либо группы граждан по мотивам их национальности, расы, пола, вероисповедания и т. п. В области международных отношений – предоставление гражданам и организациям какого-либо государства меньших прав и привилегий, чем гражданам и организациям других государств.
Слайд 14Сегрегация (от позднелат. segregatio – отделение) – политика принудительного отделения какой-либо группы
![Сегрегация (от позднелат. segregatio – отделение) – политика принудительного отделения какой-либо группы](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/948994/slide-13.jpg)
населения по расовому или этническому признаку, одна из форм расовой дискриминации.
Слайд 15Апартеид (апартхейд) (на яз. африкаанс apartheid – раздельное проживание) – крайняя форма
![Апартеид (апартхейд) (на яз. африкаанс apartheid – раздельное проживание) – крайняя форма](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/948994/slide-14.jpg)
расовой дискриминации. Означает лишение определенных групп населения в зависимости от их расовой принадлежности политических, социально-экономических и гражданских прав, вплоть до территориальной изоляции. Современное международное право считает апартеид преступлением против человечества.
(официальная политика расовой сегрегации, проводившаяся правившей в Южно-Африканской Республике (ЮАР, до1961 года — Южно-Африканский Союз, ЮАС) с 1948 по 1994 год Национальной партией)
Слайд 16Геноцид (от греч. genos – род, племя и лат. caedo – убиваю)
![Геноцид (от греч. genos – род, племя и лат. caedo – убиваю)](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/948994/slide-15.jpg)
– одно из тягчайших преступлений против человечества, истребление отдельных групп населения по расовым, национальным, этническим или религиозным признакам, а также умышленное создание жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этих групп, равно как и меры по предотвращению деторождения в их среде (биологический геноцид).
Такие преступления совершались в массовых масштабах гитлеровцами во время 2-й мировой войны, особенно против славянского и еврейского населения.
Слайд 17Холокост (холокауст) (англ. holocaust – от греч. holokaustos – сожженный целиком) –
![Холокост (холокауст) (англ. holocaust – от греч. holokaustos – сожженный целиком) –](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/948994/slide-16.jpg)
гибель значительной части еврейского населения Европы (св. 6 млн. человек, св. 60%) в ходе систематического преследования и уничтожения его нацистами и их пособниками в Германии и на захваченных ею территориях в 1933-1945гг.
Слайд 18Сепаратизм (франц. separatisme от лат. separatus – отдельный) – стремление к отделению,
![Сепаратизм (франц. separatisme от лат. separatus – отдельный) – стремление к отделению,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/948994/slide-17.jpg)
обособлению; движение за отделение части государства и создание нового государственного образования (сикхи, баски, тамилы) или за предоставление части страны автономии.
Слайд 19Межнациональный конфликт (в широком смысле) – это любая конкуренция (соперничество) между группами,
![Межнациональный конфликт (в широком смысле) – это любая конкуренция (соперничество) между группами,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/948994/slide-18.jpg)
от противоборства за обладание ограниченными ресурсами до социальной конкуренции, во всех тех случаях, когда противостоящая сторона определяется с точки зрения этнической принадлежности её членов.
Слайд 20Глобализация — процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации.
![Глобализация — процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/948994/slide-19.jpg)
Слайд 21Основным следствием этого является мировое разделение труда, миграция (и, как правило, концентрация)
![Основным следствием этого является мировое разделение труда, миграция (и, как правило, концентрация)](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/948994/slide-20.jpg)
в масштабах всей планеты капитала, человеческих и производственных ресурсов, стандартизация законодательства, экономических и технологических процессов, а также сближение и слияние культур разных стран.
Слайд 22Это объективный процесс, который носит системный характер, то есть охватывает все сферы
![Это объективный процесс, который носит системный характер, то есть охватывает все сферы](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/948994/slide-21.jpg)
жизни общества.
В результате глобализации мир становится более связанным и более зависимым от всех его субъектов. Происходит как увеличение количества общих для группы государств проблем, так и расширение числа и типов интегрирующихся субъектов.
Слайд 23Межнациональные конфликты (в узком смысле) происходят между государствами, либо внутри конфедерации, которую
![Межнациональные конфликты (в узком смысле) происходят между государствами, либо внутри конфедерации, которую](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/948994/slide-22.jpg)
составляет ряд политически самостоятельных стран, населённых разными этносами.
Межэтнические конфликты возникают внутри государства.
Слайд 24Причины межнациональных конфликтов:
Версия №1:
1) разрыв в социально-экономическом развитии;
2) непродуманная национальная
![Причины межнациональных конфликтов: Версия №1: 1) разрыв в социально-экономическом развитии; 2) непродуманная](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/948994/slide-23.jpg)
политика;
3) колониальное (историческое) наследие.
Слайд 25Версия №2:
1) экономические причины – борьба этносов за обладание собственностью, материальными
![Версия №2: 1) экономические причины – борьба этносов за обладание собственностью, материальными](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/948994/slide-24.jpg)
ресурсами (земля, недра);
2) социальные причины – требования гражданского равноправия, равенства перед законом, в образовании, в оплате труда, равенстве при приёме на работу, особенно на престижные места в органах власти;
3) культурно – языковые причины – требования сохранения или возрождения, развития родного языка, сплачивающего этнос в единое целое.
4) Концепция «столкновения цивилизаций» Хантингтона объясняет современные конфликты конфессиональными, религиозными различиями. 5) Исторические прошлые взаимоотношения народов.
6) Этнодемографические – быстрое изменение соотношения численности контактирующих народов вследствие миграции и различий в уровне естественного прироста населения.
Слайд 27Типы межнациональных конфликтов:
Версия № 1:
1) государственно – правовой (сепаратизм);
2)
![Типы межнациональных конфликтов: Версия № 1: 1) государственно – правовой (сепаратизм); 2)](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/948994/slide-26.jpg)
этнотерриториальный;
3) этнодемографический (угроза ассимиляции);
4) социально – психологический (переселенцы и местное население).
Слайд 28Версия № 2:
конфликты стереотипов (этнические группы четко не осознают причины противоречий, но
![Версия № 2: конфликты стереотипов (этнические группы четко не осознают причины противоречий,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/948994/slide-27.jpg)
в отношении оппонента создают негативный образ «нежелательного соседа», армяно-азербайджанский конфликт);
конфликт идей: выдвижение тех или иных притязаний, обоснование «исторического права» на государственность, на территорию (Эстония, Литва, Татарстан, в своё время идея Уральской республики);
конфликт действий: митинги, демонстрации, пикеты, принятие институциональных решений, открытые столкновения.