Слайд 2ПЛАН ЛЕКЦИИ
1. Формирование фонетических навыков:
1) Фонетический минимум. Требования к произношению учащихся
2) Обучение

звукам английской речи
3) Упражнения на рецепцию звуков
4) Упражнения на репродукцию звуков
2. Обучение умению понимать УР на английском языке в средней школе
1) Лингвопсихологическая характеристика аудирования как вида РД
2) Обучение аудированию речи на английском языке в средней школе
Слайд 3ОСНОВОЙ ЛЮБОЙ РЕЧИ ЯВЛЯЕТСЯ ЗВУК
Устная речь первична
Все виды РД базируются на звуках.
Овладение

устной речью и чтением вслух невозможно без стойких слухоречевых и ритмико-интонационных навыков.
Слайд 4
ОБУЧЕНИЕ ФОНЕТИКЕ ПРЕДУСМАТРИВАЕТ ОВЛАДЕНИЕ
всеми звуками и звукосочетаниями изучаемого ИЯ,
основными интонационными

моделями (интонемами) самых распространенных типов простых и сложных предложений.
Слайд 5КРИТЕРИИ ФОРМИРОВАНИЯ ФОНЕТИЧЕСКОГО МИНИМУМА (ФМ):
По степени трудности фонетического явления.
Объектами специального

усвоения при обучении речи является лишь те звуки, которые представляют для учеников определенные трудности.
2. По критерию соответствия потребностям общения.
В минимум включаются, в первую очередь, те звуки и интонемы, которые выполняют в речи смыслоразличительную функцию.
3. По критерию нормативности.
Из ФМ для средних учебных заведений исключаются всякие отклонения от нормы, а объектом обучения выступает полный стиль образцовой литературной речи (за эталон берется речь дикторов BBC).
Слайд 6ТРЕБОВАНИЯ К ПРОИЗНОШЕНИЮ УЧАЩИХСЯ
Фонематичность – степень правильности фонетического оформления речи, достаточную для

того, чтобы она была понятной для собеседника;
Скорость – степень автоматизированности произносительных навыков, которая позволяет ученикам говорить в нормальном (средне-нормальном) темпе речи –
130-150 слов в минуту.
Слайд 7ПРИНЦИП АПРОКСИМАЦИИ
приближенность к правильной речи
Аппроксимированное произношение – это такое произношение, в котором,

как и в литературном произношении, отсутствуют фонологические ошибки, но которое, в отличие от литературного произношения, допускает нефонологические ошибки, то есть такие, которые не мешают пониманию.
Слайд 8ЦЕЛЬЮ ОБУЧЕНИЯ ФОНЕТИКЕ ЯВЛЯЕТСЯ ФОРМИРОВАНИЕ СЛУХОРЕЧЕВЫХ И РИТМИКО-ИНТОНАЦИОННЫХ НАВЫКОВ НА АППРОКСИМИРОВАННОМ УРОВНЕ
Слухоречевые

навыки – это «навыки фонемно-правильного произношения всех звуков в речевом потоке и понимание всех звуков при аудировании речи».
Ритмико-интонационные навыки – это навыки интонационно и ритмично правильного оформления речи и соответственно понимания речи других людей.
Слайд 9ФОНЕТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ ВКЛЮЧАЮТ
автоматизированную рецепцию звуков (так называемый «фонематический слух») и интонем

(«интонационный слух»),
репродукцию – артикуляцию и интонирование
Все навыки характеризуются
автоматизированностью
гибкостью
стойкостью
поэтапностью формирования
Слайд 10ОБУЧЕНИЕ ЗВУКАМ ИНОСТРАННОЙ РЕЧИ
Все звуки ИР и РР условно делятся на три

группы:
1. Максимально приближенные к звукам родной речи: b, m, s, z.
Идет позитивный перенос навыков РР в английскую. Имитации достаточно.
2. Внешне схожие, но по сути различающиеся: e, æ, i, i:, ɔ, ə:, l
Очень высока интерференция. Учащиеся автоматически переносят произносительные навыки РР на английский. Это приводит не только к акценту в произношении, но и к ошибкам на уровне смысла. Здесь нужно усиленное внимание и специальная тренировка в виде разнообразных упражнений, особенно контрастных по отношению к звукам РР.
3. Звуки, которые не имеют артикуляционных или акустических аналогов в РР учащихся: ð, θ, η, w, r, h.
Они очень трудны для усвоения, так как здесь должна сформироваться совершенно новая артикуляционная база.
Слайд 11АВТОМАТИЗАЦИЯ ДЕЙСТВИЙ С НОВЫМИ ЗВУКАМИ (НА ОБРАЗЦАХ ИЛИ ЭТАЛОНАХ ПРОИЗНОШЕНИЯ )

Слайд 12ОБУЧЕНИЕ ИНТОНАЦИИ
Интонация – сложный комплекс, состоящий из мелодий, фразового и логического ударения,

ритма, тембра, темпа, паузации.
Целью обучения интонации является формирование «интонационного слуха» в аудировании, формирование ритмико-интонационных навыков в говорении и при чтении вслух. Упор необходимо делать на рецепцию!
При оценке произношения следует различать фонетические и фонологические ошибки. На фонетические в школе не обращают внимания (принцип апроксимации), ибо основная цель – общение.
Слайд 13
Аудирование – рецептивный вид РД, в основе которой
лежит восприятие и

понимание устной речи на слух в момент ее порождения
Аудирование
может выступать как самостоятельный вид РД (длительное слушание монологического высказывания, лекции, доклада, выступления).
может входить в диалогическое общение в качестве его рецептивного компонента, причем слушающий и говорящий может попеременно меняться ролями.
может играть также роль средства обучения.
Слайд 14ЛИНГВОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АУДИРОВАНИЯ КАК ВИДА РД
Психологической основой понимания УР является процесс восприятия

и узнавания человеком звуковых образов языковых явлений и понимания из значений благодаря наличию у него речевого слуха на данном языке.
Аудирование как и говорение с психологической точки зрения представляет собой сложную иерархическую структуру, в которой выделяют три уровня:
1.побудительно-мотивационный,
2.ориентировочно-исследовательский (аналитически-синтезирующий)
3. исполнительский.
Мотив аудирования: познавательно-коммуникативный интерес (потребность) в информации, содержащейся в аудируемом тексте.
Слайд 15ПРОЦЕСС АУДИРОВАНИЯ ВКЛЮЧАЕТ ФАЗУ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ НА СМЫСЛОВОМ УРОВНЕ:
1. установление смысловых связей на уровне

предложения;
2. смысловые связи на уровне абзаца;
3. на уровне текста;
4. фаза смыслоформулирования.
Слайд 16ПОНИМАНИЮ НА СЛУХ ПОМОГАЮТ:
Уровень владения языка
Речевой слух
Опыт прослушивания
Информированность в

предмете
Слайд 17ТРУДНОСТИ АУДИРОВАНИЯ:
Емкость памяти – возможность удерживать слушающим текст (предложение, абзац) определенной длины

и глубины (то есть синтаксической сложности).
Важно удержать в памяти начало высказывания.
Вид аудируемой речи (живая или речь в механической записи), ситуативная диалогическая или контекстная монологическая речь, речь знакомого или незнакомого человека (диктора).
Речь при непосредственном общении vs. речь в механической записи
Ситуативная диалогическая речь vs. речь контекстная
Особенности голосовых данных диктора
4. Лингвистические трудности аудированного текста: наличие в аудированном тексте незнакомых слов, непонятного языкового материала (даты, географические названия, имена).\
5. Объем и синтаксическая сложность смысловых единиц текста
6. Трудны реалии, имена, диалектические, фонетические особенности аудируемой речи (диктор, неразборчивость, ненормативность).
Слайд 18ОБУЧЕНИЕ АУДИРОВАНИЮ
Цель обучения аудированию в средней школе: сформировать коммуникативное умение аудировать различные

виды речи:
живая диалогическая речь (при участии в диалоге и при неучастии в диалогическом общении),
живая монологическая речь,
диалогическая и монологическая речь в механической записи.
Слайд 19ТРЕБОВАНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Учащиеся должны понимать на слух речь
в нормальном

темпе в предъявлении учителя и в звукозаписи,
построенную на программном языковом материале IV-VIII кл.,
содержащую до 2% незнакомых слов (в зависимости от класса), о значении которых можно догадаться,
длительностью звучания до 3 мин.
Слайд 20АУДИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ
– при устной форме презентации языкового материала,
–

в устно-речевой тренировке языкового материала.
Опора на аудитивные навыки (узнавание и понимание языковых явлений).
Узнавание начинается с восприятия. В слуховой памяти человека уже должен быть сформирован слуховой образ слова. Если такого образа нет, то и узнавания нет, или же оно неточное, неполное. Узнается отдельное слово, словосочетание, синтагма, предложение, фрагмент текста.
Помогает узнаванию и пониманию значения языкового явления контекст.
Создание прочных слуховых образов возможно лишь
при многократном восприятии языковых явлений на слух,
при выполнении аудитивных предречевых условно-речевых упражнений с использованием языковых фонетических упражнений.
Слайд 21ЭТАПЫ ОБУЧЕНИЯ АУДИРОВАНИЮ:
І этап: ориентировочно-подготовительный.
Выполняются предречевые аудитивные упражнения на восприятие отдельных

слов, ритмических групп во фразе, отдельных фраз.
Цель: 1) узнавание, 2) дифференциация, 3) формирование прочных слуховых образов языковых явлений в изолированном виде.
ІІ этап: стереотипизирующий.
Выполняются упражнения аудитивные условно-речевые.
Цель – сформировать аудитивный речевой навык и речевой слух. Упражнения
Тренируют учащихся в восприятии речи на слух,
Носят обучающий характер, то есть помогают учащимся преодолевать грамматические, лексические и смысловые трудности в связной речи, а не изолированно.
Вначале в однотипных речевых контекстах, затем в вариативных.
Слайд 22КОЛИЧЕСТВО УПРАЖНЕНИЙ
До тех пор, пока не будет обеспечена интуитивность восприятия языкового материала,

т.е.
до формирования прочных слуховых образов
формирования внутреннего слуха восприятия иностранной речи.
Слайд 23СООТНОШЕНИЕ АУДИРОВАНИЯ И ГОВОРЕНИЯ ….
Аудирование должно значительно опережать говорение (Б.В. Беляев).
Говорение

всегда улучшает качество аудирования (С.Ф.Шатилов)