Слайд 2Современное образование невозможно без развития творческой личности. Поэтому развитие творческих способностей является
одной из важнейших задач в воспитании современного человека.
Суть проблемного обучения состоит в том, что в процессе обучения педагог ставит перед обучающимися проблемные задачи, решая которые дети приобщают новые знания. Психологическая наука приходит к выводу, что не нужно устранять всех трудностей с пути ученика. Лишь в ходе их преодоления он сможет сформировать свои умственные способности.
Слайд 3
Достоинства применения проблемных ситуаций в музыкальной деятельности:
- способствует развитию умственных сил воспитанников
(заставляет задумываться , искать выход из ситуации, затруднения);
- способствует развитию самостоятельности (самостоятельное виденье проблемы, выбор плана решения);
Слайд 4
- способствует развитию творческого мышления (поиск самостоятельного творческого решения);
- развитие аналитического
мышления (проводиться анализ условий, оценка возможных вариантов решений);
- способствует развитию логического мышления (требует доказательств правильности выбираемого решения, аргументации).
Слайд 5Использование на практике проблемного обучения доказывает, что дошкольники при помощи самостоятельной деятельности
способны создавать новое, оригинальное. Интересно то, что творческие способности проявляются в умении продолжать мыслительную деятельность за пределом выполнения требуемого задания.
Слайд 6 Можно выделить четыре уровня проблемно-поисковых ситуаций в музыкальной деятельности:
- музыкальный руководитель
сам ставит проблемно-поисковую ситуацию, и сам решает ее (Дети помогают);
- музыкальный руководитель предоставляет проблемно- поисковую ситуацию, дети сами ее решают;
- дети сами ставят проблемную ситуацию, педагог помогает ее решить;
- дети сами находят проблемную ситуацию, сами ищут ее решение.
Слайд 7
Проблемная ситуация в музыкальном обучении включает три основных компонента: потребность в
поисковой деятельности; неизвестное, которое должно быть открыто в возникшей проблемной ситуации; доступность в выполнении проблемного музыкального задания.
Процесс проблемного обучения слагается из двух этапов: постановки задания и поиска неизвестного посредством самостоятельного исследования.
Проблемные задания составляются с учетом всех видов деятельности на музыкальных занятиях.
Слайд 8Восприятие музыки . Использование различных методов и приемов, которые способствуют организации познавательной
деятельности дошкольников в условиях проблемной ситуации: рассказ об услышанной музыке, размышления о музыкальном произведении, придумывание названия произведению, музыкально – дидактические игры типа «Музыкальная мозаика», где используя геометрические фигуры разного цвета ребенку предлагается составить рисунок, соответствующий прослушанной музыке (услышать музыку и описать ее - «Живописная музыка» изображение музыкального образа в рисунке).
Слайд 9Вокально-хоровая работа. Пение «вслух» и «про себя», в виде цепочки, исполнение скороговорок,
пропевание попевок, сочинение песенок на знакомые стихи с использованием музыкальных инструментов (металлофона , набора колокольчиков, гибкого пианино).
Музицирование . Выдумки и сочетания тембров разных инструментов, импровизации, подыгрывание во время пения.
Инсценирование песен. Театрализация. Ритмопластика (исполнение придуманных движений, соответствующих характеру музыки
Слайд 10Музыкальные занятия и занятие самостоятельной музыкальной деятельностью позволяют наиболее полно раскрыть творческие
возможности каждого ребенка. Для получения положительного результата педагогу необходимо хорошо усвоить технологию проблемного обучения и систематически применять ее на практике через игру. Так как в игре ребёнок не обучается жить, а живёт своей истинной, самостоятельной жизнью. Детское творчество проявляется в замысле игры и поиске средств к его реализации. Сколько выдумки требуется ,чтобы решить:
Слайд 12
«То что сегодня ребенок может делать в сотрудничестве, завтра он сможет
сделать самостоятельно».
Таким образом, проблемное обучение способствует созданию положительного, эмоционального настроя, радости познания и первых самостоятельных находок.