Профессиональная этика преподавателя высшей школы

Содержание

Слайд 2

1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ЭТИКЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЭТИКИ

ЭТИКА -

1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ЭТИКЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЭТИКИ ЭТИКА -
OДНА ИЗ ДРЕВНЕЙШИХ ОТРАСЛЕЙ ФИЛОСОФИИ, НАУКА О МОРАЛИ (НРАВСТВЕННОСТИ).
ТЕРМИН «ЭТИКА» ПРОИСХОДИТ ОТ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОГО СЛОВА «ETHOS» (НРАВ, ОБЫЧАЙ, МЕСТОПРЕБЫВАНИЕ, ХАРАКТЕР И ДР.)
ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ЭТИКИ НАЧАЛСЯ В СЕРЕДИНЕ ПЕРВОГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ ДО НАШЕЙ ЭРЫ В ПЕРИОД АНТИЧНОСТИ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ, ИНДИИ, КИТАЕ.
ЭТИКА СРЕДНИХ ВЕКОВ СТАЛА НЕПОСРЕДСТВЕННЫМ ПРЕЕМНИКОМ АНТИЧНОЙ КУЛЬТУРЫ (5- 15 В В.). НО ВО ВЗГЛЯДАХ УЧЕНЫХ ЭТОЙ ЭПОХИ (ИОАНН ЗЛАТОУСТ, АВГУСТИН АВРЕЛИЙ, ФОМА АКВИНСКИЙ И ДР.) ДОМИНИРОВАЛИ ХРИСТИАНСКИЕ ДОГМАТЫ, В СВЯЗИ С ТОТАЛЬНЫМ ГОСПОДСТВОМ В ОБЩЕСТВЕ РЕЛИГИИ И ЦЕРКВИ.
ЭТИЧЕСКОЕ И ОПТИМИСТИЧЕСКОЕ СТАНОВЯТСЯ ГОСПОДСТВУЮЩИМИ В МИРОВОЗЗРЕНИИ XVIII ВЕКА. СЧИТАЕТСЯ УЖЕ ХОРОШИМ ТОНОМ ВЫРАЖАТЬ ОТВРАЩЕНИЕ КО ВСЕМУ, ЧТО ХОТЬ В КАКОЙ-ТО МЕРЕ СВЯЗАНО С УБЕЖДЕНИЯМИ, ОСНОВАННЫМИ НА СУЕВЕРИИ. ВОЛЯ К ПРОГРЕССУ, СТОЛЬ ХАРАКТЕРНАЯ ДЛЯ XVIII СТОЛЕТИЯ, СОКРУШАЕТ, НАРЯДУ С РЕЛИГИОЗНЫМИ, И НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРЕДРАССУДКИ. ПЕРЕДОВЫЕ УМЫ ВЕКА ЗОВУТ К ЛОМКЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ РАМОК И УКАЗЫВАЮТ НА ЧЕЛОВЕЧЕСТВО КАК НА ВЕЛИЧИНУ, С КОТОРОЙ СЛЕДУЕТ СОРАЗМЕРЯТЬ ИДЕАЛЫ.
НАСТУПАЕТ ЭРА АВТОРИТЕТА ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ И НРАВСТВЕННОСТИ. ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ВЕЛИКИЙ ПРОЦЕСС ВОСПИТАНИЯ В ЧЕЛОВЕКЕ ГРАЖДАНИНА. ОДНОВРЕМЕННО ПРИЛАГАЮТСЯ УСИЛИЯ К ТОМУ, ЧТОБЫ КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК ВОСПИТЫВАЛСЯ В ДУХЕ, СООТВЕТСТВУЮЩЕМ ЕГО ЧЕЛОВЕЧЕСКОМУ ДОСТОИНСТВУ И ЕГО БЛАГУ. НАЧИНАЕТСЯ БОРЬБА С НЕВЕЖЕСТВОМ.
ЭТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ КОНЦА XVIII И ВСЕГО XIX ВЕКА ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ДОВОЛЬНО ПЕСТРУЮ КАРТИНУ: ОНА РАССМАТРИВАЕТ ВЕЧНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕКА С РАЗЛИЧНЫХ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИХ ПОЗИЦИЙ.
ВОПРОСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ УЧИТЕЛЯ ВПЕРВЫЕ ПОСТАВИЛ М. КВИНТИЛИАН. ОН НЕ РЕКОМЕНДОВАЛ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПРИНУЖДЕНИЕ В ОБУЧЕНИИ. УЧИТЕЛЬ ДОЛЖЕН ПРОБУЖДАТЬ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ЧУВСТВА РЕБЕНКА, ПООЩРЯТЬ ЕГО ПРОСЬБАМИ И ПОХВАЛАМИ, РАДОВАТЬСЯ ЕГО УСПЕХАМ.
В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ «ПЕДАГОГИКА СОТРУДНИЧЕСТВА» РАССМАТРИВАЕТСЯ КАК ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ИДЕЯ СОВМЕСТНОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ И ИХ УЧИТЕЛЕЙ, ПОСТРОЕННАЯ НА ОСОЗНАНИИ ПЕДАГОГОМ И УЧАЩИМИСЯ ОБЩНОСТИ ЦЕЛЕЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ. ПЕДАГОГ И УЧЕНИКИ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ЯВЛЯЮТСЯ РАВНОПРАВНЫМИ ПАРТНЕРАМИ. ПРИ ЭТОМ ПЕДАГОГ ВЫСТУПАЕТ КАК АВТОРИТЕТНЫЙ СОВЕТЧИК, СТАРШИЙ ТОВАРИЩ, А УЧАЩИЕСЯ ПОЛУЧАЮТ ДОСТАТОЧНУЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ КАК В ПРИОБРЕТЕНИИ ЗНАНИЙ И ОПЫТА, ТАК И В ФОРМИРОВАНИИ СОБСТВЕННОЙ ЖИЗНЕННОЙ ПОЗИЦИИ.
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО - ЯВЛЕНИЕ ДВУСТОРОННЕЕ, ПРЕДПОЛАГАЮЩЕЕ УЧАСТИЕ В НЕМ ОБОИХ СУБЪЕКТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА. НЕТ УЧЕНИЯ БЕЗ УВЛЕЧЕНИЯ, И НЕТ УЧЕНИЯ БЕЗ ТРЕБОВАНИЙ. ЗДЕСЬ НЕТ ПРОТИВОРЕЧИЯ - ЭТО ДВЕ СТОРОНЫ «ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЕДАЛИ», СОСТАВЛЯЮЩИЕ ЕЕ ЕДИНСТВО.

Слайд 3

2. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ 2.1 ПОНЯТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЭТИКИ

ПРЕДМЕТОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЭТИКИ

2. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ 2.1 ПОНЯТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЭТИКИ ПРЕДМЕТОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ЯВЛЯЮТСЯ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ МОРАЛИ В СОЗНАНИИ, ПОВЕДЕНИИ, ОТНОШЕНИЯХ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЭТИКИ:
- ИССЛЕДОВАНИЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ, СУЩНОСТИ, КАТЕГОРИЙ И СПЕЦИФИКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МОРАЛИ,
- РАЗРАБОТКА НРАВСТВЕННЫХ АСПЕКТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТРУДА КАК ОСОБОГО ВИДА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,
- ВЫЯВЛЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫХ К НРАВСТВЕННОМУ ОБЛИКУ УЧИТЕЛЯ,
- ИЗУЧЕНИЕ СУЩНОСТИ И ОСОБЕННОСТЕЙ ИНДИВИДУАЛЬНОГО НРАВСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ ПЕДАГОГА,
- ИССЛЕДОВАНИЕ ХАРАКТЕРА НРАВСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ УЧИТЕЛЯ С УЧАЩИМИСЯ,
- РАЗРАБОТКА ВОПРОСОВ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ И САМОВОСПИТАНИЯ ПЕДАГОГА.
ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЭТИКИ ТОЖДЕСТВЕННЫ ОБЩЕНАУЧНЫМ МЕТОДАМ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ И СИНТЕЗ, НАБЛЮДЕНИЕ И ЭКСПЕРИМЕНТ, АНКЕТИРОВАНИЕ, СОЦИОМЕТРИЯ, РЕЙТИНГ И ДР.

Слайд 4

2.2 СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЭТИКИ

СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЭТИКИ В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

2.2 СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЭТИКИ СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЭТИКИ В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
ТАКЖЕ ВЫГЛЯДЯТ НЕОДИНАКОВО. ТАК, Л. Л. ШЕВЧЕНКО В СВОЕМ ТРУДЕ «ПРАКТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА» ДАЕТ ЕЕ СЛЕДУЮЩУЮ СОДЕРЖАТЕЛЬНУЮ СТРУКТУРУ
ПО МНЕНИЮ ИССЛЕДОВАТЕЛЯ О. С. ЦАРЕГОРОДЦЕВОЙ, СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЭТИКИ ВКЛЮЧАЕТ: НОРМАТИВНУЮ ЭТИКУ КАК ФИЛОСОФИЮ МОРАЛИ, КОТОРАЯ ПОДВОДИТ РАЦИОНАЛЬНОЕ ОСНОВАНИЕ ПОД ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ, ЯВЛЯЮЩИЕСЯ ОРИЕНТИРОМ ДЛЯ ПЕДАГОГА; ТЕОРЕТИЧЕСКУЮ ЭТИКУ КАК КОМПЛЕКС ВНЕЭТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ О ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МОРАЛИ (СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ, ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ, ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И Т. Д.); А ТАКЖЕ СОВОКУПНОСТЬ ЗНАНИЙ И ОПЫТА, НЕОБХОДИМЫХ ПЕДАГОГУ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СООТВЕТСТВИИ С НОРМАМИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЭТИКИ. [4]
ТАКИМ ОБРАЗОМ, СОВРЕМЕННЫЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ВКЛЮЧЁН В СЛОЖНУЮ СИСТЕМУ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Слайд 5

ПО МНЕНИЮ ИССЛЕДОВАТЕЛЯ О. С. ЦАРЕГОРОДЦЕВОЙ, СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЭТИКИ ВКЛЮЧАЕТ: НОРМАТИВНУЮ

ПО МНЕНИЮ ИССЛЕДОВАТЕЛЯ О. С. ЦАРЕГОРОДЦЕВОЙ, СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЭТИКИ ВКЛЮЧАЕТ: НОРМАТИВНУЮ ЭТИКУ
ЭТИКУ КАК ФИЛОСОФИЮ МОРАЛИ, КОТОРАЯ ПОДВОДИТ РАЦИОНАЛЬНОЕ ОСНОВАНИЕ ПОД ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ, ЯВЛЯЮЩИЕСЯ ОРИЕНТИРОМ ДЛЯ ПЕДАГОГА; ТЕОРЕТИЧЕСКУЮ ЭТИКУ КАК КОМПЛЕКС ВНЕЭТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ О ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МОРАЛИ (СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ, ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ, ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И Т. Д.); А ТАКЖЕ СОВОКУПНОСТЬ ЗНАНИЙ И ОПЫТА, НЕОБХОДИМЫХ ПЕДАГОГУ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СООТВЕТСТВИИ С НОРМАМИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЭТИКИ. [4] ТАКИМ ОБРАЗОМ, СОВРЕМЕННЫЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ВКЛЮЧЁН В СЛОЖНУЮ СИСТЕМУ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Слайд 6

ВУЗОВСКАЯ ЭТИКА ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ ЭТИКУ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ДВУХ ГЛАВНЫХ УЧАСТНИКОВ ПРОЦЕССА

ВУЗОВСКАЯ ЭТИКА ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ ЭТИКУ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ДВУХ ГЛАВНЫХ УЧАСТНИКОВ ПРОЦЕССА НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ
НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ПЕРЕДАЧИ ЗНАНИЙ—ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И СТУДЕНТА, НО ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ НИМИ УСТАНАВЛИВАЮТСЯ БОЛЕЕ ДЕМОКРАТИЧНЫЕ, ЧЕМ В ШКОЛЕ МЕЖДУ УЧИТЕЛЕМ И УЧЕНИКОМ.
ОДНОЙ ИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЯВЛЯЕТСЯ ТО, ЧТО ОБЕ УЧАСТВУЮЩИЕ В НЕЙ СТОРОНЫ ЯВЛЯЮТСЯ АКТИВНЫМИ УЧАСТНИКАМИ ПРОЦЕССА ОБМЕНА ИНФОРМАЦИЕЙ, ТАК СКАЗАТЬ, ПАРТНЕРАМИ:
— УЧАСТИЕ СТУДЕНТА В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ НОСИТ ГОРАЗДО БОЛЕЕ АКТИВНЫЙ ХАРАКТЕР;
— СТУДЕНТ СОЗНАТЕЛЬНО ВЫБИРАЕТ СЕБЕ БУДУЩУЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ПОЭТОМУ БОЛЕЕ ЗАИНТЕРЕСОВАН В ПОЛУЧЕНИИ ЗНАНИЙ;
— УЧЕБНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ ОТЛИЧАЕТ БОЛЬШАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ В УСВОЕНИИ ЗНАНИЙ, ПОНИМАНИИ ИХ СМЫСЛА И НАЗНАЧЕНИЯ, ВО ВЛАДЕНИИ СПОСОБАМИ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ, В УМЕНИИ ПРОКОНТРОЛИРОВАТЬ И ОЦЕНИТЬ КАЧЕСТВО СВОИХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ;
— УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ ПО СПОСОБАМ И СРЕДСТВАМ ПРИБЛИЖАЕТСЯ К НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ;
— ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ НЕ ТАК ДОЛОГ, И СТУДЕНТ УЖЕ ЧЕРЕЗ НЕСКОЛЬКО ЛЕТ САМ БУДЕТ ЯВЛЯТЬСЯ СПЕЦИАЛИСТОМ В ТОЙ ОБЛАСТИ, В КОТОРУЮ ЕГО ВВОДИТ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ, ПОЭТОМУ ОН ВПРАВЕ РАССЧИТЫВАТЬ НА БОЛЕЕ ДОВЕРИТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ СО СТОРОНЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ, КАК К БУДУЩЕМУ КОЛЛЕГЕ;
— ЗАДАЧА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ — ЗНАКОМИТЬ СТУДЕНТА С САМЫМИ ПЕРЕДОВЫМИ ДОСТИЖЕНИЯМИ В СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ ОБЛАСТИ ЗНАНИЙ.
НО У СТУДЕНТА МОЖЕТ БЫТЬ СВОЕ МНЕНИЕ, СФОРМИРОВАННОЕ ИЗ РАЗЛИЧНЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ. ПОЭТОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В СИСТЕМЕ «ПРЕПОДАВАТЕЛЬ — СТУДЕНТ» ДОЛЖНО БЫТЬ ДЕМОКРАТИЧНЫМ И СТРОИТЬСЯ НА ОСНОВЕ ДИАЛОГА И ВЗАИМНОГО УВАЖЕНИЯ ОБЕИХ СТОРОН.

Слайд 7

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО КОДЕКСА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
СПЕЦИФИЧНЫМ ДЛЯ ВУЗОВСКОЙ ПЕДАГОГИКИ ЯВЛЯЕТСЯ

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО КОДЕКСА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ СПЕЦИФИЧНЫМ ДЛЯ ВУЗОВСКОЙ ПЕДАГОГИКИ ЯВЛЯЕТСЯ
ОТНОШЕНИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ К ОБЩЕПРИНЯТЫМ ПРОГРАММАМ И СТАНДАРТАМ ВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИМ ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ ТРУД. ИЗВЕСТНО, ЧТО ЭТИ СТАНДАРТЫ МОГУТ БЫТЬ ПОЛЕЗНЫМИ ОРИЕНТИРАМИ, А МОГУТ СТАНОВИТЬСЯ И ПОМЕХОЙ ДЛЯ ТВОРЧЕСКОЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. УЧИТЫВАЯ БОЛЕЕ ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА, САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ НАУЧНЫЙ ВКЛАД МНОГИХ ВУЗОВСКИХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ, ДОЦЕНТОВ, ПРОФЕССОРОВ В РАЗВИТИЕ СВОЕЙ ОТРАСЛИ ЗНАНИЯ, ДОПУСКАЕТСЯ БОЛЬШАЯ СВОБОДА В СОБЛЮДЕНИИ И ВОЗМОЖНОЙ МОДИФИКАЦИИ ВУЗОВСКИХ СТАНДАРТОВ. ЭТО ПРОЯВЛЯЕТСЯ В ПООЩРЕНИИ СОЗДАНИЯ АВТОРСКИХ ПРОГРАММ ОСНОВНЫХ КУРСОВ, РАЗРАБОТКИ СПЕЦКУРСОВ, МОДИФИКАЦИИ УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ. ИНЫМИ СЛОВАМИ, В ОТНОШЕНИИ ВУЗОВСКОГО ПЕДАГОГА К УЧЕБНОМУ ПРОЦЕССУ НА ПЕРВЫЙ ПЛАН ВЫДВИГАЮТСЯ ТАКИЕ ТРЕБОВАНИЯ, КАК СВОБОДА ТВОРЧЕСТВА, СОЕДИНЕНИЕ В ОДНО ЦЕЛОЕ СВОЕЙ НАУЧНОЙ И УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, А ТАКЖЕ ПЕРСОНИФИЦИРОВАННАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ.
В КОНТЕКСТЕ ВСЕГО СКАЗАННОГО РАССМОТРИМ ПРОБЛЕМУ СОЗДАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО КОДЕКСА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ. ОН ПРЕДПОЛАГАЕТ УТВЕРЖДЕНИЕ И ПОДТВЕРЖДЕНИЕ ВЗАИМНЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ И ПРАВ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ, СТУДЕНТОВ, АДМИНИСТРАЦИИ УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ, ГОСУДАРСТВА, Т.Е. ВСЕХ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
В ОСНОВЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ ЛЕЖАТ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ НОРМЫ, ТРЕБОВАНИЯ И ПРИНЦИПЫ.
КОДЕКСЫ ЭТИКИ СУЩЕСТВУЮТ КАК ЧАСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ, РАЗРАБАТЫВАЕМЫХ ДЛЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ОНИ ПРЕДСТАВЛЯЮТ СОБОЙ СОВОКУПНОСТЬ НРАВСТВЕННЫХ ПРИНЦИПОВ И КОНКРЕТНЫХ ЭТИЧЕСКИХ НОРМ И ПРАВИЛ ДЕЛОВЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ И ОБЩЕНИЯ. ЭТИЧЕСКИЕ КОДЕКСЫ – ЭТО СВОД НОРМ ПРАВИЛЬНОГО, ПОДОБАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ, СЧИТАЮЩЕГОСЯ УМЕСТНЫМ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА ТОЙ ПРОФЕССИИ, К КОТОРОЙ ДАННЫЙ КОДЕКС ИМЕЕТ ОТНОШЕНИЕ.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОДЕКСЫ ЭТИКИ СЛУЖАТ ОБЩЕСТВУ ГАРАНТИЕЙ КАЧЕСТВА И НЕСУТ ИНФОРМАЦИЮ О СТАНДАРТАХ И ОГРАНИЧЕНИЯХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАБОТНИКОВ В ТОЙ ОБЛАСТИ, ДЛЯ КОТОРОЙ ДАННЫЕ КОДЕКСЫ РАЗРАБОТАНЫ. ЗНАНИЕ КОДЕКСОВ ПОМОГАЕТ ПРЕДОТВРАЩАТЬ НЕЭТИЧНОЕ ПОВЕДЕНИЕ.