Слайд 2Выбор композиции
Снова возвращаемся к вопросу компоновки. Ведь даже в маленьком этюде неудачное
![Выбор композиции Снова возвращаемся к вопросу компоновки. Ведь даже в маленьком этюде](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/984479/slide-1.jpg)
расположение может сделать несмотрибельной всю работу. Итак, размещаем на листе А4 небольшую группу деревьев.
Слайд 3Я выбрала в качестве натуры фотографию из любимого места отдыха – турбазы
![Я выбрала в качестве натуры фотографию из любимого места отдыха – турбазы](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/984479/slide-2.jpg)
Стрежень. Эти прекрасные ели я сама много раз рисовала и писала. Теперь осталось выбрать нужный нам фрагмент. И тонированную бумагу светлого тона
Слайд 4Намечаем едва заметными линиями всю композицию целиком. Деревья должны стать для нас
![Намечаем едва заметными линиями всю композицию целиком. Деревья должны стать для нас](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/984479/slide-3.jpg)
сначала аморфными массами, «облаками». Находим массу главного дерева и его ось. Домики можно проигнорировать
Слайд 5Теперь посмотрим на структуру ели. Она очень конструктивна. На стройном стволе радиально
![Теперь посмотрим на структуру ели. Она очень конструктивна. На стройном стволе радиально](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/984479/slide-4.jpg)
располагаются ветви с чуть приподнятыми острыми кончиками. Книзу ветви длиннее и тяжелее. Весь силуэт дерева образует треугольник
Слайд 6После построения формы дерева мягким карандашом, нужно тщательно убрать клячкой весь лишний
![После построения формы дерева мягким карандашом, нужно тщательно убрать клячкой весь лишний](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/984479/slide-5.jpg)
грифель, чтобы линии стали чуть видны и не блестели. Помним, что мягкие материалы на грифельную смазку не ложатся.
Слайд 7Теперь приступаем к работе углем или сепией. Я снова выбираю мелок и
![Теперь приступаем к работе углем или сепией. Я снова выбираю мелок и](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/984479/slide-6.jpg)
карандаш сепии. Лист, кстати, у меня старый акварельный, пожелтевший, хотя фото этого не передает. Вы можете выбрать картон или акварельный лист.
Слайд 8Итак, боком мелка я наношу средний тон сразу на все, кроме белых
![Итак, боком мелка я наношу средний тон сразу на все, кроме белых](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/984479/slide-7.jpg)
мест. Кончиком мелка прохожу по стыкам тонов. Размазываю пальцем все полутона и оставляю несмазанными темные места. Помню, что передний план должен быть контрастнее. Тонкие отношения оставляю на потом.
Слайд 9Следующий этап, когда вы заполнили полутона, пальцем сделали растяжки, можно кончиком мелка
![Следующий этап, когда вы заполнили полутона, пальцем сделали растяжки, можно кончиком мелка](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/984479/slide-8.jpg)
пройтись по тонким ярким контрастам. Внимание! Ветки ели ритмичны и НЕ одинаковы по форме и размеру. Не увлекайтесь пересчитыванием мелочей. Нужно передать характер дерева.
Слайд 10Теперь, когда мелком мы сделали все, что могли, можем призвать на помощь…
![Теперь, когда мелком мы сделали все, что могли, можем призвать на помощь…](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/984479/slide-9.jpg)
стерку или клячку. Ей мы можем прорисовать светлые акценты в полутоновых растяжках, поправить края деревьев на фоне неба, но очень аккуратно. И, конечно же сепийным карандашом я подчеркиваю тонкие детали: ветки, травинки, тени, даже плитки на тротуаре. Вот, собственно, и все. Найдите свою натуру, в крайнем случае, фото любимой ели. Жду отчетов.
Слайд 11Вот еще немного красоты из Стрежени. Здесь можно ближе посмотреть на структуру
![Вот еще немного красоты из Стрежени. Здесь можно ближе посмотреть на структуру](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/984479/slide-10.jpg)
еловых ветвей, разобраться, где на них ложится свет, и как выглядит тень.
Слайд 12Можно нарисовать и молодую сосну. Ее структура немного похожа на еловую, но
![Можно нарисовать и молодую сосну. Ее структура немного похожа на еловую, но](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/984479/slide-11.jpg)
ее формы менее четкие, менее контрастные. Из-за длинных пушистых иголок, сосна, как бы «расплывается», становится полупрозрачной. Ее тени мягкие, формы округлые.
Слайд 13Работа в материале
Для тех, кто не изучил предыдущую презентацию, напомню, что сепия
![Работа в материале Для тех, кто не изучил предыдущую презентацию, напомню, что](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/984479/slide-12.jpg)
выпускается в виде мелка, похожего на пастель, и в виде карандаша. Сепию разных типов лучше использовать в одной работе.
Уголь же бывает в виде пережженных палочек, в виде жирных пастельных мелков и карандаша. Уголь разных видов в одной работе смешивать нежелательно. Палочки нежные, с идеальной растяжкой тона. Мелки наоборот, ярко черные, как тушь для ресниц, плохо растягиваются. Карандашный уголь это нечто среднее между тем и тем. Затачивать карандашный материал лучше точилкой.