Слайд 2План
1. Понятие и содержательная сторона художественно-речевой деятельности детей дошкольного возраста.
2. Принципы подбора
и ознакомления с литературными произведениями детей.
2. Понятие и особенности восприятия детьми литературного произведения.
3. Оценочно-этические суждения в структуре художественно – речевой деятельности детей дошкольного возраста
Слайд 3Художественно-речевая деятельность (эстетическая деятельность) это специфический вид практически-духовной (произведения искусства, фольклор, дизайн,
литература и т.д.) и духовной (эстетическое созерцание, эстетическое восприятие, эстетическое рассуждение и т.п.) деяльности.
Слайд 4Содержательная сторона художественно-речевой деятельности состоит из разных видов компетенций, которые являются показателями
готовности ребенка к осуществлению этой деятельности. Это такие компетенции, как:
Когнитивно–речевая компетенция – наличие определенных знаний у детей о писателях и их произведениях в пределах программы возрастной группы; способность отражать содержание знакомых произведений, называть автора произведения, узнавать произведение по его отрывку или иллюстрации, читать стихотворение на память, вспомнить загадки, пословицы, поговорки, считалки.
Слайд 5Образно–эмоциональная компетенция – умение выразительно и эмоционально передавать содержание художественного произведения, придерживаясь
адекватных средств выразительности и удачно их сочетать.
Поэтически–эмоциональная компетенция – способность детей выразительно читать стихи, осуществлять элементарный художественный анализ стихотворений.
Оценочно–этическая компетенция – способность ребенка сознательно анализировать поведение героев художественного произведения, выражать свое отношение к ним, аргументировать свои моральные и эстетические оценки.
Слайд 6Театрально – игровая компетенция – это наличие у детей умений и навыков
самостоятельно разыгрывать содержание знакомых художественных произведений в театрализованных играх, играх-драматизациях, играх по сюжетам литературных произведений, инсценировать произведения в театральных представлениях.
Слайд 7Принципы подбора литературных произведений для детей:
Высокое художественное мастерство произведения
Образность, живость языка произведения,
его соответствие литературным нормам
Интересный сюжет произведения
Простота и четкость композиции
Доступность художественного произведения ребенку
Новизна и контрастность содержания
Учёт конкретных педагогических задач, для решения которых подбирается художественное произведение
Слайд 8Принципы ознакомления детей с художественными произведениями:
Принцип эмоционально–выразительного чтения художественного произведения воспитателем
Осознание и
понимание детьми содержания художественного произведения
Повторность чтения
Включение детей в активную познавательную деятельность по содержанию художественного произведения
Взаимосвязь познавательных, воспитательных и речевых задач
Тематическое чтение произведений
Оценивание детьми содержания художественного произведения
Слайд 9Восприятие художественной литературы рассматривается как активный волевой процесс, предполагающий не пассивное созерцание,
а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в воображаемом перенесении на себя событий, «мысленном действии», в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия в событиях (М.М.Алексеева, В.И. Яшина).
Восприятие содержания художественного произведения состоит из таких процессов, как:
1) слушание 2) представление
3) осознание услышанного 4) понимание
Слайд 10Слушание – это сложный процесс перцептивной деятельности ребенка.
- Ребенок воспринимает слово
воспитателя, в восприятии произведения от воспитателя–рассказчика принимает участие только слуховой анализатор.
- Поэтому очень важным моментом в активизации слушания является включение зрительного анализатора.
- Это обеспечивается выразительностью чтения, мимикой, жестами, силой голоса, темпом и тембром речи воспитателя.
Слайд 11Понимание, осознание содержания художественного произведения обуславливает определенные чувства, эмоциональные переживания, формирует определенный
эстетический настрой, влияет на поведение детей.
В педагогическом руководстве процессом понимания важную роль играет умение педагога четко ставить задание и дифференцировать его от остальных; определять конкретно, что необходимо понимать; использовать для этого продуманную систему вопросов.
Слайд 12Понимание художественного произведения, по мнению Н. Морозовой, проходит 2 уровня в течение
дошкольного возраста:
1 – понимание «плана значения» - это понимание детьми только фактического содержания произведения.
2 - понимание «плана смысла» - предусматривает проникновение в подтекст с опорой на средства выразительности речи.
Слайд 13Выделяют 3 стадии в развитии восприятия художественного произведения (О.И. Никифорова):
1 – непосредственное
восприятие, воссоздание и переживание образов произведений (в основе - работа воображения);
2 – понимание идейного содержания произведения (в основе лежит мышление);
3 – влияние художественной литературы на личность ребенка как конечный результат восприятия художественных произведений (через чувства и сознание).
Слайд 14У детей 4-5 лет начинается формирование моральных понятий «хорошо» - «плохо», «хороший»
- «плохой» как первичных моральных категорий.
Дети начинают оценивать поступки героев, исходя из содержания этих моральных понятий, анализируют их взаимоотношения, критически относятся к негативным поступкам, положительным же подражают.
Понятные и близкие детям примеры поведения героев сказки они сопоставляют с личным опытом и переносят на себя или на своих товарищей некоторые качества персонажей.
Слайд 15 Характерные особенности осознания дошкольниками содержания и художественной формы литературных произведений связаны
с:
конкретностью мышления
небольшим жизненным опытом
непосредственным отношением к реальной жизни,
ситуационностью цели и поведения
недостаточностью торможения рефлексов.
Слайд 16Подчеркивая взаимосвязь художественно – эстетического восприятия с развитием психических процессов, углублением знаний
об окружающем мире, ученые выделяют качественно своеобразные уровни восприятия в период дошкольного детства.
Слайд 17В младшем дошкольном возрасте понимание композиции и идейного содержания зависит от жизненного
и литературного опыта ребенка.
В среднем - характеризуется возникновением реалистических тенденций и постижением на их основе законов сказочной фантастики.
В старшем дошкольном возрасте переменами в мотивационной сфере ребенка и способностью осознавать главную идею произведения, устанавливать причинно– следственные связи между мотивами и поступками главных героев.
Слайд 18Вывод: До старшего дошкольного возраста у детей развивается осознанное восприятие художественного образа
литературного произведения, которое проявляется в понимании содержания и морального смысла произведения, различении художественной образности и действительности, способности выделять языковые средства выразительности, приёмы художественного изображения, что придает восприятию осознанного, глубокого, эмоционального характера.
Слайд 19 Оценочно- этические суждения в структуре художественно – речевой деятельности детей дошкольного
возраста
Ученые (А. Богуш, О. Усова, Е. Флерина) считают, что педагогическая оценка будет осуществлять положительное влияние на детскую оценку при условии, если воспитатель:
а) постоянно фиксирует внимание детей на разных сторонах поведения и в разных видах деятельности;
б) формирует в детском сознании общие критерии оценки правил поведения и взаимоотношений;
в) привлекает внимание детей к самостоятельной деятельности;
г) подчеркивает в своей оценке продвижение ребенка вперед, его моральный рост;
д) направляет на результат деятельности, а не на ребенка.
Слайд 20Все оценки ученые классифицируют по-разному:
парциальные, итоговые, опосредованные, непосредственные (Б. Ананьев);
адекватные и
неадекватные (И. Бронников);
положительные и отрицательные (Ш.Амонашвили, Б.Ананьев);
аргументированные, неаргументированные, мотивированные, немотивированные, результативные, процессуальные, короткие, развернутые (А. Богуш);
Этические, моральные, эстетические, эмоциональные, ценностные (Н.Карпинская, Л.Князева, Л.Славина, Р.Шакуров);
Слайд 21 Оценки используют как с учебной целью так и с воспитательной.
Под воздействием педагогической оценки у детей формируются элементарные оценочные действия и оценочно – эстетические суждения.
Слайд 22Оценочное действие – это в первую очередь речевое действие, конкретное высказывание, которое
отражает в словах определенное отношение ребенка к предмету оценки на основе анализа процесса деятельности; это речевое действие, в котором раскрываются мотивы, которые побуждают ребенка к выбору соответствующей оценки.
Суждение является одной из форм логического мышления, в котором подтверждается или отрицается наличие в предметах и явлениях определенных качеств, связей и отношений между ними.
Слайд 23Этика означает «тот, что касается морали», она раскрывает моральные категории, при помощи
которых отражаются моральные принципы, нормы, оценки, правила поведения и т.д.
Этические нормы – это нормы этикета, это соблюдение норм этикета, норм поведения, которые сложились в обществе.
Оценочно – этические суждения – это высказывания, в которых на основе анализа процесса и результата деятельности подтверждается или отрицается адекватность поведения или поступка человека к морально–этическим нормам, которые приняты в обществе; эта характеристика определенного отношения личности к поведению другого человека; раскрытие мотивов, которые побуждали ребенка к выбору соответствующей оценки.
Слайд 24 Стадии формирования ОЭС (оценочно – этических суждений) у детей дошкольного возраста:
восприятие
художественных произведений;
понимание содержания художественного произведения;
осознание действий и поступков героев художественных произведений;
эмоциональный отклик на поведение и поступки героев в форме сочувствия, сопереживания, одобрения, осуждения;
мотивация высказанной оценки.