Теоретические основы музыкального воспитания

Содержание

Слайд 2

В соответствии с методологическим подходом, заданным в образовательном стандарте, в результате изучения

В соответствии с методологическим подходом, заданным в образовательном стандарте, в результате изучения
данной дисциплины студенты должны:
? знать: теоретические основы руководства музыкальной деятельностью, методику ее планирования и диагностики; методические основы организации и проведения праздников и развлечений, театрализованной деятельности;
? уметь: стимулировать самостоятельную музыкальную и музыкально-игровую деятельность детей с учетом их индивидуальных особенностей; организовывать детский досуг; анализировать подготовку и проведение праздников и развлечений; осуществлять показ приемов работы с атрибутами разных видов театров;
? иметь практический опыт: планирования и организации музыкальной деятельности; организации и проведения музыкальных и театрализованных игр; организации общения дошкольников в музыкальной деятельности; участия в подготовке и проведении развлечений и праздников; наблюдения за формированием умений в музыкальной деятельности, развитием творческих способностей; разработки предложений по коррекции организации музыкальной деятельности.

Слайд 3

Общие основы методики музыкального развития
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
ДОШКОЛЬНИКОВ

Музыкальное произведение выполняет

Общие основы методики музыкального развития ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
различные роли:
? как внешнее средство для формирования нужных качеств ребёнка;
? как цель изучения и (научения) анализа;
? как заслуженный Собеседник (А. А. Ухтомский) — некое «явление в мире»
(Б. В. Асафьев), с которым можно общаться диалогически, переживать его жизнь и проживать свою жизнь в нем.
Заданная триада соответствует следующим образам ребёнка, которые прослеживаются в истории (Л. Стоун):
? ребенок как «чистая доска» (утилитарные цели воспитания, его средства);
? как объект манипуляции («мешок для программ», по словам
Ш. Амонашвили, «сосуд, который нужно наполнить»);
? «У ребенка есть всё», задача педагога сводится к педагогической поддержке и сопровождению развития, созданию условий для актуализации, проявления того, что заложено в ребенке

Слайд 4

Источники для постановки педагогических целей:
? социальный заказ как объективные тенденции развития общества

Источники для постановки педагогических целей: ? социальный заказ как объективные тенденции развития
и сознательно выражаемые образовательные запросы
граждан;
? ребенок как субъект детства, имеющий самоценность, потребности его развития;
? культура и человек как ее творец и творение.

 Цели музыкального воспитания и обучения:
? развитие музыкальности ребенка: эмоциональной отзывчивости на музыку; его музыкальных способностей;
? формирование основ музыкальной культуры: развитие музыкально-эстетического сознания (эстетическая потребность, интерес к музыке; эстетические эмоции, переживания, чувства; эстетическая оценка, вкус); музыкального опыта; музыкальной грамотности; креативности ребёнка.

Слайд 5

Постановка этих целей следует из российской реформы образования 90-х годов ХХ в.,

Постановка этих целей следует из российской реформы образования 90-х годов ХХ в.,
в основу которой положены принципы гуманистической философии, психологии и педагогики:
? признание самоценности каждого возрастного периода, уважение личности ребенка;
? создание условий для его развития.
Поэтому «наполнительная» модель образования, где ребенок — «сосуд, который нужно наполнить», сменяется развивающей моделью, в которой, продолжая древний афоризм, ребенок становится «факелом, который нужно зажечь».

Слайд 6

Музыкальное воспитание — «питание музыкой» — направлено, говоря словами
В. А. Сухомлинского,

Музыкальное воспитание — «питание музыкой» — направлено, говоря словами В. А. Сухомлинского,
не на воспитание музыканта, а прежде всего на воспитание Человека, на «воспитание доброго ума и мудрого сердца».
Музыкальное обучение, как формирование, направлено на овладение ребенком знаниями, умениями, навыками в сфере музыкального искусства. Музыкальное обучение, как развитие, направлено на создание условий для становления музыкального мышления, музыкального сознания и пр.
Музыкальное образование является одной из традиционных культурных ценностей, определяющих развитие общества и каждой личности.
Развитие ребенка в человеческой культуре есть процесс, который организуется взрослым, так как ребенок не знает способы употребления культурных средств. Именно взрослый раскрывает ребенку способы их использования.
Образование в Законе РФ трактуется как «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней»

Слайд 7

В результате музыкального воздействия:
? повышается чувствительность не только слуховых, но и зрительных

В результате музыкального воздействия: ? повышается чувствительность не только слуховых, но и
анализаторов;
? улучшаются психические процессы внимания, восприятия, запоминания;
? регулируются обменные процессы;
? снижается уровень тревожности.

«Интеллектуальные выгоды» от музыки:
? повышение уровня читательских, речевых навыков;
? улучшение навыков решения временных и пространственных
задач;
? улучшение вербальных и арифметических способностей; улучшение концентрации внимания, памяти; улучшение моторной координации.

Слайд 8

ХАРАКТЕРИСТИКА МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ. РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ КАК ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА В

ХАРАКТЕРИСТИКА МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ. РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ КАК ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА В
ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ

Музыкальность

Музыкальные способности

Музыкальная одарённость

Способности — индивидуальные
особенности личности

Общие (универсальные) - присущи всем и являются основополагающими в обеспечении успешности той или иной деятельности (например, музыкальной)

Специальные - система свойств, обеспечивающая при прочих равных условиях высокие достижения в познании, творчестве, в специальной области деятельности. Для них необходимы особые задатки, и присущи они не всем

Имя файла: Теоретические-основы-музыкального-воспитания.pptx
Количество просмотров: 35
Количество скачиваний: 0