Фразеологизмы, получившие своё начало в истории или мифологии

Содержание

Слайд 2

Фразеологизмы – устойчивые обороты речи, которые имеют самостоятельное значение и свойственны определенному

Фразеологизмы – устойчивые обороты речи, которые имеют самостоятельное значение и свойственны определенному
языку. Часто, чтобы добиться некоего речевого эффекта, простых слов бывает недостаточно. Иронию, горечь, любовь, насмешку, свое собственное отношение к происходящему – все это можно выразить гораздо емче, точнее, эмоциональнее. Мы часто используем фразеологизмы в повседневной речи, порой даже, не замечая – ведь некоторые из них просты, привычны, и знакомы с детства. Многие из фразеологизмов пришли к нам из других языков, эпох, сказок, легенд.

Фразеологизмы – устойчивые обороты речи, которые имеют самостоятельное значение и свойственны определенному языку. Часто, чтобы добиться некоего речевого эффекта, простых слов бывает недостаточно. Иронию, горечь, любовь, насмешку, свое собственное отношение к происходящему – все это можно выразить гораздо емче, точнее, эмоциональнее. Мы часто используем фразеологизмы в повседневной речи, порой даже, не замечая – ведь некоторые из них просты, привычны, и знакомы с детства. Многие из фразеологизмов пришли к нам из других языков, эпох, сказок, легенд.

Слайд 3

Девять лет у стен неприступной Трои стояли воины-ахейцы под предводительством царя Агамемнона.

Девять лет у стен неприступной Трои стояли воины-ахейцы под предводительством царя Агамемнона.
Наконец ахейцам удалось пробраться в город и открыть ворота осаждающим. Город был взят. Троянские воины обратились в бегство. И вот тогда женщины-троянки, чтобы остановить позорное бегство своих мужей, сожгли стоявшие в гавани троянские корабли. Правда, это не помогло. Троя была разрушена, а ее защитники погибли.
Выражение «сжечь корабли» употребляется тогда, когда хотят сказать, что сделан решительный шаг, после которого нельзя отступить, вернуться к прежнему.

Сжечь корабли

Девять лет у стен неприступной Трои стояли воины-ахейцы под предводительством царя Агамемнона. Наконец ахейцам удалось пробраться в город и открыть ворота осаждающим. Город был взят. Троянские воины обратились в бегство. И вот тогда женщины-троянки, чтобы остановить позорное бегство своих мужей, сожгли стоявшие в гавани троянские корабли. Правда, это не помогло. Троя была разрушена, а ее защитники погибли.
Выражение «сжечь корабли» употребляется тогда, когда хотят сказать, что сделан решительный шаг, после которого нельзя отступить, вернуться к прежнему.

Слайд 4

Знаменитый римский полководец Гай Юлий Цезарь, покорив соседних галлов и одержав ряд

Знаменитый римский полководец Гай Юлий Цезарь, покорив соседних галлов и одержав ряд
других блестящих побед, решил овладеть верховной властью в Риме. Сенат запретил ему переходить границу между Галлией и самой Италией. Он нарушил этот запрет и, воскликнув: «Жребий брошен!» - перешел через пограничную речку Рубикон (по-латыни – «Красная речка»). Началась гражданская война, из которой Цезарь вышел победителем и стал диктатором в Римском государстве.
«Перейти Рубикон» теперь значит: совершить поступок, который уже не может быть отменен, принять опасное и бесповоротное решение. «Жребий брошен» говорится в значении: «колебания кончены, я начал действовать, и изменить что-либо уже поздно».

Знаменитый римский полководец Гай Юлий Цезарь, покорив соседних галлов и одержав ряд других блестящих побед, решил овладеть верховной властью в Риме. Сенат запретил ему переходить границу между Галлией и самой Италией. Он нарушил этот запрет и, воскликнув: «Жребий брошен!» - перешел через пограничную речку Рубикон (по-латыни – «Красная речка»). Началась гражданская война, из которой Цезарь вышел победителем и стал диктатором в Римском государстве.
«Перейти Рубикон» теперь значит: совершить поступок, который уже не может быть отменен, принять опасное и бесповоротное решение. «Жребий брошен» говорится в значении: «колебания кончены, я начал действовать, и изменить что-либо уже поздно».

Рубикон перейти

Слайд 5

Величайший герой Древней Греции легендарный Ахиллес был, как рассказывает предание, сыном морской

Величайший герой Древней Греции легендарный Ахиллес был, как рассказывает предание, сыном морской
богини Фетиды и простого смертного Пелея. Сыновьям смертных грозят всякие опасности. Боясь за сына, мать решила искупать его в водах священной реки Стикса, делавших человека неуязвимым. Но, окуная младенца в воду, мать держала его за пятку, и Стикс не коснулся ее своей струей. И, когда стрела троянца Париса вонзилась в пятку Ахиллеса, он погиб.

Ахиллесова пята

Величайший герой Древней Греции легендарный Ахиллес был, как рассказывает предание, сыном морской богини Фетиды и простого смертного Пелея. Сыновьям смертных грозят всякие опасности. Боясь за сына, мать решила искупать его в водах священной реки Стикса, делавших человека неуязвимым. Но, окуная младенца в воду, мать держала его за пятку, и Стикс не коснулся ее своей струей. И, когда стрела троянца Париса вонзилась в пятку Ахиллеса, он погиб.

Слайд 6

Эта легенда давно занимала умы людей. Благодаря ей сухожилие, расположенное на ноге

Эта легенда давно занимала умы людей. Благодаря ей сухожилие, расположенное на ноге
над пяточной костью, анатомы именуют «ахиллесовым», а выражение «ахиллесова пята» издавна служит для обозначения слабого, уязвимого места человека.
История Ахилла (так в новых переводах именуют Ахиллеса) частично рассказана Гомером в его «Илиаде».

Эта легенда давно занимала умы людей. Благодаря ей сухожилие, расположенное на ноге над пяточной костью, анатомы именуют «ахиллесовым», а выражение «ахиллесова пята» издавна служит для обозначения слабого, уязвимого места человека.
История Ахилла (так в новых переводах именуют Ахиллеса) частично рассказана Гомером в его «Илиаде».

Слайд 7

Великий Гомер, легендарный слепой аэд (певец, сказитель) Древней Греции, в гениальных поэмах

Великий Гомер, легендарный слепой аэд (певец, сказитель) Древней Греции, в гениальных поэмах
«Илиада» и «Одиссея» ярко и живо, в могучих образах рисует нам то, во что он сам искренне верил: жизнь греческих богов в их небесной обители, на закрытой облаками вершине Олимпа.
Боги греков были похожи на людей, обладали всеми человеческими качествами, но в неимоверных, преувеличенных размерах. Вскрикивая от боли, они сотрясали леса; когда раздавался их божественный смех, вся земля ходила ходуном. Вот такой-то поры и зовем «гомерическим», так как лучше всего его описал Гомер.

Гомерический смех

Великий Гомер, легендарный слепой аэд (певец, сказитель) Древней Греции, в гениальных поэмах «Илиада» и «Одиссея» ярко и живо, в могучих образах рисует нам то, во что он сам искренне верил: жизнь греческих богов в их небесной обители, на закрытой облаками вершине Олимпа.
Боги греков были похожи на людей, обладали всеми человеческими качествами, но в неимоверных, преувеличенных размерах. Вскрикивая от боли, они сотрясали леса; когда раздавался их божественный смех, вся земля ходила ходуном. Вот такой-то поры и зовем «гомерическим», так как лучше всего его описал Гомер.

Слайд 8

У древних греков был сказочный веселый бог Пан. Вот что рассказывали о

У древних греков был сказочный веселый бог Пан. Вот что рассказывали о
нем древние греки: «Когда родился великий Пан, то мать его Дриопа, взглянув на сына, в ужасе обратилась в бегство. Он родился с козлиными ногами и рогами и с длинной бородой. Бог Пан ушел в тенистые леса, в горы. Там пасет он стада, играя на звучной свирели. Когда пан развеселится, тогда веселый шум поднимется в лесах, по склонам гор. Бережет и холит стада греков великий Пан».

Паника

У древних греков был сказочный веселый бог Пан. Вот что рассказывали о нем древние греки: «Когда родился великий Пан, то мать его Дриопа, взглянув на сына, в ужасе обратилась в бегство. Он родился с козлиными ногами и рогами и с длинной бородой. Бог Пан ушел в тенистые леса, в горы. Там пасет он стада, играя на звучной свирели. Когда пан развеселится, тогда веселый шум поднимется в лесах, по склонам гор. Бережет и холит стада греков великий Пан».

Слайд 9

Пастухи верили, что Пан постоянно где- то рядом с ними. Хрустнет ли

Пастухи верили, что Пан постоянно где- то рядом с ними. Хрустнет ли
ветка, зашумят ли листья, пастухи говорят: «Это невидимый Пан бродит по лесу». А уж если стадо, внезапно испугавшись, побежит вдруг за своим вожаком, каждый пастух уверен: «Это все Пан, это он их напугал». Такое смятение в стаде пастухи стали называть «паническим».
Но постепенно слово «паника» стало обозначать не только бегство стада. Это слово мы употребляем , когда хотим сказать, что людьми овладел внезапный страх. И они бегут или мечутся, не отдавая себе отчета в том, что делают.

Пастухи верили, что Пан постоянно где- то рядом с ними. Хрустнет ли ветка, зашумят ли листья, пастухи говорят: «Это невидимый Пан бродит по лесу». А уж если стадо, внезапно испугавшись, побежит вдруг за своим вожаком, каждый пастух уверен: «Это все Пан, это он их напугал». Такое смятение в стаде пастухи стали называть «паническим».
Но постепенно слово «паника» стало обозначать не только бегство стада. Это слово мы употребляем , когда хотим сказать, что людьми овладел внезапный страх. И они бегут или мечутся, не отдавая себе отчета в том, что делают.

Слайд 10

По греческому мифу – это чудовище, которое извергает огонь. Спереди- лев,

По греческому мифу – это чудовище, которое извергает огонь. Спереди- лев, сзади-
сзади- дракон. Посредине – коза. В средние века изображения Химеры стояли на крышах, балконах и окнах храмов (например, на Соборе Парижской богоматери)

Химера

По греческому мифу – это чудовище, которое извергает огонь. Спереди- лев, сзади- дракон. Посредине – коза. В средние века изображения Химеры стояли на крышах, балконах и окнах храмов (например, на Соборе Парижской богоматери)

Слайд 11

Это выражение берёт своё начало в мифах Древней Греции. Один из подвигов

Это выражение берёт своё начало в мифах Древней Греции. Один из подвигов
Геракла (Геркулеса) был связан именно с расчисткой конюшен царя Авгия, которые заросли навозом чуть ли не выше крыши. Чтобы справиться с поставленной задачей Гераклу пришлось изменить русло реки, используя её течение для того, чтобы смыть накопившиеся нечистоты. Не приходится восхищаться сообразительностью Геракла, так как вред экологии был нанесён огромный.

Авгиевы конюшни

Это выражение берёт своё начало в мифах Древней Греции. Один из подвигов Геракла (Геркулеса) был связан именно с расчисткой конюшен царя Авгия, которые заросли навозом чуть ли не выше крыши. Чтобы справиться с поставленной задачей Гераклу пришлось изменить русло реки, используя её течение для того, чтобы смыть накопившиеся нечистоты. Не приходится восхищаться сообразительностью Геракла, так как вред экологии был нанесён огромный.

Слайд 12

Сейчас выражение «авгиевы конюшни» используется главным образом в случае, если приходится кому-то

Сейчас выражение «авгиевы конюшни» используется главным образом в случае, если приходится кому-то
свернуть гору на первый взгляд неподъёмных дел, которые долгое время откладывались «до лучших времён».
Реже это выражение используется для обозначения грязного запущенного места или для обозначения крайне запущенных дел.

Сейчас выражение «авгиевы конюшни» используется главным образом в случае, если приходится кому-то свернуть гору на первый взгляд неподъёмных дел, которые долгое время откладывались «до лучших времён».
Реже это выражение используется для обозначения грязного запущенного места или для обозначения крайне запущенных дел.

Слайд 13

Двуличный, лицемерный человек.
В римской мифологии - бог всякого начала. Его изображали

Двуличный, лицемерный человек. В римской мифологии - бог всякого начала. Его изображали
с двумя лицами - молодого человека и старца, - смотрящими в противоположные стороны. Одно лицо обращено в будущее, другое - в прошлое.

Двуликий Янус

Двуличный, лицемерный человек.
В римской мифологии - бог всякого начала. Его изображали с двумя лицами - молодого человека и старца, - смотрящими в противоположные стороны. Одно лицо обращено в будущее, другое - в прошлое.

Слайд 14

По греческому мифу, Атлант- это великан, поддерживающий небесный свод. В переносном значении-

По греческому мифу, Атлант- это великан, поддерживающий небесный свод. В переносном значении-
человек, выполняющий поручение, требующее напряжения всех сил.

По греческому мифу, Атлант- это великан, поддерживающий небесный свод. В переносном значении- человек, выполняющий поручение, требующее напряжения всех сил.

Атлант

Слайд 15

В Эфесе, в греческой Малой Азии, чудом света слыл замечательный храм богини

В Эфесе, в греческой Малой Азии, чудом света слыл замечательный храм богини
Артемиды. Храм этот погиб в огне, подожжённый неким честолюбцем по имени Герострат. На суде злодей объяснил, что он хотел во что бы то ни стало прославиться, обессмертить свое имя. За неимением каких-либо особенных талантов он и придумал такой безобразный способ заслужить известность.

Герострата слава

В Эфесе, в греческой Малой Азии, чудом света слыл замечательный храм богини Артемиды. Храм этот погиб в огне, подожжённый неким честолюбцем по имени Герострат. На суде злодей объяснил, что он хотел во что бы то ни стало прославиться, обессмертить свое имя. За неимением каких-либо особенных талантов он и придумал такой безобразный способ заслужить известность.

Слайд 16

Суд сурово поступил с Геростратом: его предали смертной казни, жителям города было

Суд сурово поступил с Геростратом: его предали смертной казни, жителям города было
запрещено даже упоминать его имя. Суд хотел, чтобы память о нем навсегда исчезла. Однако один греческий историк нарушил запрет: от него последующие поколения узнали о страшном деянии безумца. Возможно, некоторые скажут: «А все-таки Герострат добился своего!» Да, добился. Но можно ли позавидовать такой известности?
Выражение «слава Герострата» напоминает вот уже целое тысячелетие о самых черных, самых постыдных поступках людей.

Суд сурово поступил с Геростратом: его предали смертной казни, жителям города было запрещено даже упоминать его имя. Суд хотел, чтобы память о нем навсегда исчезла. Однако один греческий историк нарушил запрет: от него последующие поколения узнали о страшном деянии безумца. Возможно, некоторые скажут: «А все-таки Герострат добился своего!» Да, добился. Но можно ли позавидовать такой известности?
Выражение «слава Герострата» напоминает вот уже целое тысячелетие о самых черных, самых постыдных поступках людей.

Слайд 17

Альфа и Омега - начало и конец, какого- либо дела. Альфа и

Альфа и Омега - начало и конец, какого- либо дела. Альфа и
омега - первая и последняя буквы греческой азбуки. Возникло выражение из библейских знаний и встречается в Библии. Иисус Христос, обращаясь к апостолам, говорит: « Я есть Альфа и Омега - начало и конец…».

Альфа и Омега

Альфа и Омега - начало и конец, какого- либо дела. Альфа и омега - первая и последняя буквы греческой азбуки. Возникло выражение из библейских знаний и встречается в Библии. Иисус Христос, обращаясь к апостолам, говорит: « Я есть Альфа и Омега - начало и конец…».

Имя файла: Фразеологизмы,-получившие-своё-начало-в-истории-или-мифологии.pptx
Количество просмотров: 48
Количество скачиваний: 1