Слайд 3Василий Андреевич Тропинин (1776-1857) родился в семье крепостных, которые принадлежали графу А. С.
Миниху, в принадлежащем графу селе Карпово в Новгородской губернии.
Отец будущего художника был управляющим графского имения и за добросовестную службу получил вольную, однако дети его остались крепостными и перешли в собственность графа И. И. Моркова в числе прочего имущества, которое Миних определил в приданое своей дочери, вышедшей замуж за Моркова.
Слайд 4Первоначально Василия Андреевича отдали в ученики к кондитеру.
Однако способности юноши к
рисованию были так заметны, что барин разрешил ему посещать занятия в петербургской Академии художеств.
Талант молодого человека быстро раскрылся. Но ещё долгие годы он оставался крепостным.
Жил на Украине в одном из имений Моркова, писал портреты барина и членов его семьи, расписывал местную церковь…
Лишь в возрасте 47 лет получил наконец вольную благодаря усиленным хлопотам ценителей искусства, таких, как генерал А. А. Тучков, герой войны 1812 г.
Слайд 5Что же касается женского рукоделья, то здесь, возможно, сыграли роль детские воспоминания
— художник вырос в большом имении, а в те времена в барских усадьбах девушки-служанки, да зачастую и сами барыни старательно трудились над разнообразными изящными вещицами.
Не исключено, что с женским рукодельем художник связывал — в большей степени, наверное, подсознательно — ощущение домашнего уюта и тепла.
И это предположение лишь крепнет, стоит повнимательнее взглянуть на картину «Кружевница».
Слайд 7На картине изображение молодая девушка, занятая плетением кружев. Сейчас далеко не все
знают, как это делается, и что за таинственное приспособление держит в руках мастерица.
Коклюшки — так называются небольшие палочки с заострённой головкой, на которые наматываются нитки.
В зависимости от узора коклюшек может использоваться очень много. Их перебирают в определённой очерёдности, переплетая нитки, затем всё повторяется — так появляется узор.
На картине пучок коклюшек лежит на углу подставки для плетения.
Работа с коклюшками требует немалой сноровки — не спутались бы нитки, не перепутать, какая коклюшка где должна быть. Во времена Тропинина этому ремеслу начинали учить рано. Маленькая девочка, становясь девушкой, нередко уже была высококлассной мастерицей.
Слайд 9В нижней части картины виден фрагмент изящного кружева, которым отделывались модные платья
дворянок. Сама же мастерица одета очень просто, на её голубовато-сером платьице с короткими рукавами нет кружев и вышивок, лишь белый платочек наброшен на плечи. Но несмотря на скромность наряда, трудно не заметить обаяние девушки, её красоту и свежесть. Причёска проста, как и наряд — волосы гладко зачёсаны, сзади стянуты в узел. Никаких прядок, локонов — они только мешают работе. Зато как выразительно лицо: большие тёмные глаза под чёрными бровями, плавные линии носа, губ, изящные очертания лица. Взгляд, брошенный в сторону — может, на художника, может быть, кто-то вошёл в комнату. Тщательно прорисованы руки, которые продолжают работу. Ногти аккуратно подстрижены, чтобы случайно не задеть нити, не испортить кружево.
Слайд 10Картина написана в золотисто-серо-коричневых тонах. В ней нет пестроты, излишней яркости. Немалую
роль играет освещение — свет падает на кружевницу, и она со своей работой чётко выделяется на коричневатом фоне.
При взгляде на картину все приходят в восхищение от красоты живописного искусства: приятность кисти, правильное, счастливое освещение, колорит ясный, естественный.
В настоящее время картина В. А. Тропинина «Кружевница» хранится в знаменитой Третьяковской галерее в Москве.
Слайд 12План:
1. О художнике.
2. Описание картины:
Цветовое решение картины.
Лицо девушки, её волосы.
Руки труженицы.
Одежда кружевницы.
Труд
мастерицы.
3. Своё отношение к картине.