структура сочинения 10 класс первое знакомство

Содержание

Слайд 2

КОМПОЗИЦИЯ СОЧИНЕНИЯ

ПРОБЛЕМА

КОММЕНТАРИЙ К ПРОБЛЕМЕ

ПОЗИЦИЯ АВТОРА

ОТНОШЕНИЕ К ПОЗИЦИИ АВТОРА

ОБОСНОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ К ПОЗИЦИИ АВТОРА

ВЫВОД

КОМПОЗИЦИЯ СОЧИНЕНИЯ ПРОБЛЕМА КОММЕНТАРИЙ К ПРОБЛЕМЕ ПОЗИЦИЯ АВТОРА ОТНОШЕНИЕ К ПОЗИЦИИ АВТОРА

Слайд 3

Этапы работы с текстом

О чем говорится в тексте? – это тема текста

Этапы работы с текстом О чем говорится в тексте? – это тема
(определяем после первого прочтения)
Для чего автор написал текст? – это основная мысль текста, позиция автора (определяем после второго прочтения и записываем в виде повествовательного предложения)
Задаем вопрос так, чтобы основная мысль была бы ответом на этот вопрос
Это и есть проблема текста!!!

Слайд 4

ПРОБЛЕМА

ВОПРОС, на который отвечает автор текста

вопросительное предложение

конструкция «Проблема чего»

Человек должен
с уважением

ПРОБЛЕМА ВОПРОС, на который отвечает автор текста вопросительное предложение конструкция «Проблема чего»
относиться к родному языку

ПОЗИЦИЯ АВТОРА

Каким должно быть отношение человека к родному языку?

ПРОБЛЕМА

Слайд 5

К 1. ПРОБЛЕМА ИСХОДНОГО ТЕКСТА

К 1. ПРОБЛЕМА ИСХОДНОГО ТЕКСТА

Слайд 6

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!

Необходимо сформулировать и прокомментировать одну из проблем, поставленных автором текста.
(Не

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Необходимо сформулировать и прокомментировать одну из проблем, поставленных автором текста.
затронутых, не упомянутых, а поставленных!)

ВАЖНО! Мы работаем с текстом (не произведением, романом, статьей, рассказом) – это фактическая ошибка

Слайд 8

К2. КОММЕНТАРИЙ

Комментарий выделенной экзаменуемым проблемы показывает, насколько глубоко и полно он понял

К2. КОММЕНТАРИЙ Комментарий выделенной экзаменуемым проблемы показывает, насколько глубоко и полно он
эту проблему, сумел увидеть ее аспекты, намеченные автором, сумел проследить за ходом авторской мысли. Иными словами, комментирование проблемы должно обнаружить степень адекватности восприятия текста экзаменуемым, умения «дешифровать» его содержание, проблематику. Комментируя сформулированную проблему, экзаменуемый как бы проходит обратный авторскому мыслительный путь.

Слайд 9

Учащийся комментирует сформулированную проблему только с опорой на исходный текст!
Приводимые примеры-иллюстрации

Учащийся комментирует сформулированную проблему только с опорой на исходный текст! Приводимые примеры-иллюстрации
должны иметь прямое отношение к сформулированной проблеме!
Нельзя пересказывать текст, увлекаться чрезмерным цитированием!
Пересказ – это то, что делает герой, комментарий – это то, что делает автор

НЕ простой пересказ

элементы пересказа

Слайд 10

Критерий 2 комментарий

Проблема прокомментирована с опорой на исходный текст.
Приведено не менее 2

Критерий 2 комментарий Проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Приведено не
примеров-иллюстраций из
прочитанного текста, важных для понимания проблемы
исходного текста. Дано пояснение к каждому из примеров-
иллюстраций.
Проанализирована смысловая связь между примерами-
иллюстрациями
5 баллов

Проблема прокомментирована с опорой на исходный текст.
Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из
прочитанного текста, важных для понимания проблемы
исходного текста. Дано пояснение к каждому из примеров-
иллюстраций.
Смысловая связь между примерами-иллюстрациями
не проанализирована (или проанализирована неверно).
ИЛИ
Проблема прокомментирована с опорой на исходный текст.
Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из
прочитанного текста, важных для понимания проблемы
исходного текста. Дано пояснение к одному из примеров-
иллюстраций.
Проанализирована смысловая связь между примерами-
иллюстрациями
4 балла

Слайд 11

Прокомментировать
проблему – значит
показать
степень понимания текста;
умение видеть его важнейшие аспекты;
понять

Прокомментировать проблему – значит показать степень понимания текста; умение видеть его важнейшие

замысел автора;
ход авторской мысли.

Слайд 12

КОМПОЗИЦИЯ КОММЕНТАРИЯ

первый
пример - иллюстрация

второй
пример - иллюстрация

пояснение к примеру

пояснение к примеру

связь между примерами

связь

КОМПОЗИЦИЯ КОММЕНТАРИЯ первый пример - иллюстрация второй пример - иллюстрация пояснение к
между примерами

Анализ связи между примерами-иллюстрациями

Слайд 13

АВТОР И РАССКАЗЧИК В ТЕКСТЕ

А

Р

Если в тексте художественного стиля повествование ведется от

АВТОР И РАССКАЗЧИК В ТЕКСТЕ А Р Если в тексте художественного стиля
первого лица, это не значит, что рассказчиком является сам автор.
Исключение – тексты публицистического стиля (автор совпадает с рассказчиком)

Слайд 14

К 3. АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ

К 3. АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ

Слайд 15

Алгоритм работы с К3 - К4

Формулируем авторскую позицию

Формулируем собственное отношение к позиции

Алгоритм работы с К3 - К4 Формулируем авторскую позицию Формулируем собственное отношение
автора,
согласившись или не согласившись с ним

Обосновываем свою точку зрения, сформулировав суждение-обоснование в виде
аргумента из читательского опыта,
теоретического умозаключения на основе анализа исходного текста,
наблюдения из жизненного опыта.

Слайд 16

ОБОСНОВАНИЕ

сложноподчиненное предложение (ПОТОМУ ЧТО)
теоретическое умозаключение на основе анализа исходного текста;
пример из

ОБОСНОВАНИЕ сложноподчиненное предложение (ПОТОМУ ЧТО) теоретическое умозаключение на основе анализа исходного текста;
истории;
предположительный пример (рассуждения учащегося);
пример из личного опыта;
пример из художественной литературы;
пример из научной литературы.

Слайд 18

К5. ЛОГИКА ИЗЛОЖЕНИЯ

Подмена понятий: вместо понятия «проблема» используется понятие «тема».
Обратите внимание на

К5. ЛОГИКА ИЗЛОЖЕНИЯ Подмена понятий: вместо понятия «проблема» используется понятие «тема». Обратите
логику развёртывания замысла.
Обратите внимание на абзацное членение сочинения.
Обратите внимание на наличие «семантических» скреп между абзацами и композиционными частями сочинения.
Завершение работы (концовка) подчас не служит выводом из сказанного, не подводит итог, часто бывает совсем не мотивировано исходным текстом.
Нет необходимости писать заключение в отдельном абзаце, если свои суждения подводят итог, служат выводом из сказанного.

Слайд 19

К5. ЛОГИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

К5. ЛОГИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

Слайд 20

К5. ЛОГИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

К5. ЛОГИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

Слайд 21

К5. ЛОГИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

К5. ЛОГИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

Слайд 22

К5. ЛОГИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

К5. ЛОГИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

Слайд 23

К5. ЛОГИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

К5. ЛОГИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

Слайд 24

К5. ЛОГИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

К5. ЛОГИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

Слайд 25

К5. ЛОГИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

К5. ЛОГИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

Слайд 27

ВАЖНО! РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ

Вторжение разговорных слов и конструкций:
под конец хочу сказать; ему

ВАЖНО! РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ Вторжение разговорных слов и конструкций: под конец хочу сказать;
все равно на экзамен; автор описал ситуацию, где…;
Непонимание значения слова:
автор достигает задачу; мы великолепно понимаем; писатель признается в том, что…; число преступлений увеличилось; поднимает тему; автор хочет (пытается) сказать; достаточно, довольно, буквально

Слайд 28

ВАЖНО! РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ

Плеоназм:
молодая девушка; патриот своей Родины; очень прекрасно; но тем не

ВАЖНО! РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ Плеоназм: молодая девушка; патриот своей Родины; очень прекрасно; но
менее…; включает в себя…; составная часть; отличительная особенность; подавляющее большинство; разные варианты; заново переосмыслить; по его собственной оценке
Подтверждением (чего?) может служить роман (герой, эпизод, но не роман)
две речевая ошибки

Слайд 29

СТРАТЕГИЯ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ

Шаг 1. Читая исходный текст, определите, над каким вопросом

СТРАТЕГИЯ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ Шаг 1. Читая исходный текст, определите, над каким
размышляет автор и как он на этот вопрос отвечает. Так вы найдете проблему и сформулируете авторскую позицию.
Шаг 2. Перечитайте исходный текст, чтобы найти два примера, важных для понимания проблемы, поясните значение этих примеров и укажите смысловую связь между ними. Напишите комментарий, который будет помещаться между проблемой и авторской позицией.
Шаг 3. Сформулируйте собственную позицию и обоснуйте её.
Шаг 4. Напишите заключение.