Слайд 2Проверка домашнего задания
Упражнение 330 Раскройте скобки, имена собственные поставьте в нужной форме;
укажите возможные варианты.
Писательница Галина Николаева родилась в деревне (Усманка) Томской области.
Установлена прямая фототелеграфная связь между городами (Москва) и (Кемерово).
Дом отдыха построен близ реки (Истра).
Старинный русский город Звенигород стоит на (Москва-река).
Выставка картин испанских мастеров была организована в музее («Эрмитаж»).
Слайд 3Проверка домашнего задания
6. Близ города (Крюков), за селом (Уклеево), начинается узкоколейная дорога,
доходящая до озера (Краюхино).
7. В столице Чувашии, городе (Чебоксары), открылся новый драматический театр.
8. Первая группа туристов остановилась в гостинице («Москва»).
9. Много живописных мест вы найдете на реках (Дон) и (Северный Донец).
10. Всеобщее внимание привлекли события на острове (Кипр).
Слайд 4Проверка домашнего задания
11. В Москву для ведения переговоров по вопросам экономического сотрудничества
между Россией и (Республика Индия) прибыла делегация.
12. Поезд остановился на станции («Трикотажная»).
13. Один из московских универмагов находится на улице (Арбат).
14. Мы приближались к древнему городу (Афины). 15. Португальский лайнер «Санта Мария», направлявшийся из столицы страны (Лиссабон) в Америку, зашел на остров (Мадейра).
Слайд 5Стилистические средства грамматики
Синтаксические изобразительно-выразительные средства (фигуры речи) - это особые формы синтаксических
конструкций, используемые для усиления выразительности высказывания, степени воздействия речи на адресата. Фигура, в отличие от тропов, всегда состоит из нескольких слов
(Ахманова О.С.)
К стилистическим фигурам относят такие средства выразительности речи, как анафора, эпифора, антитеза, анадиплосис, кольцо, хиазм, многосоюзие, параллелизм,, инверсия, парцелляция, зевгма, риторический вопрос, риторическое обращение, риторическое восклицание,эллипсис, силлепс и др
Слайд 6Синтаксические средства
стилистики
Анафора (anaphora) – повтор слова в начале смежных отрезков речи;
Приутихло, приуныло море синее,
Приутихли, приуныли реки быстрые…(из народной песни)
Эпифора (epiphora) – повтор в конце смежных отрезков;
Милый друг, и в этом тихом доме
Лихорадка бьет меня.
Не найти мне места в тихом доме
Возле мирного огня!
(А. Блок)
Анадиплосис (anadiplosis) – повторы на границах смежных отрезков
О, весна, без конца и без краю —
Без конца и без краю мечта!
(А. Блок)
Слайд 7Стилистические средства
синтаксиса
Риторический вопрос - одна из самых распространенных стилистических фигур, характеризующаяся
замечательной яркостью и разнообразием эмоционально-экспрессивных оттенков.
Риторические вопросы содержат утверждение (или отрицание), оформленное в виде вопроса, не требующего ответа:
Не вы ль сперва так злобно гнали Его свободный, смелый дар И для потехи раздували Чуть затаившийся пожар?..
Слайд 8Стилистические средства синтаксиса
Риторическое восклицание – стилистическая фигура, представляющая собой такое предложение, в
котором эмоциональность выражена не только восклицательной интонацией, но и некоторыми формальными показателями эмоциональности: междометиями; местоимениями и местоименными наречиями: как, какой (какая, какое, какие), сколько; глагольными конструкциями с частицами да, пусть и др. (А.П. Сковородников)
Какую власть имеет человек, / Который даже нежности не просит! (А. Ахматова);
До чего же драматична почти поголовная социально-психологическая безграмотность старших во всём, что касается поколения переходного возраста!
Слайд 9Стилистические средства синтаксиса
Риторическое обращение или апострофа (от др.-греч. αποστροφή – обращение, отклонение),
– стилистический приём, отличающийся от обычного обращения тем, что используется не столько для называния адресата, сколько для привлечения внимания к этому адресату и/или его оценочной характеристики.
Пока свободою горим, / Пока сердца для чести живы, / Мой друг, отчизне посвятим / Души прекрасные порывы! (А. Пушкин)
Слайд 10Стилистические средства
синтаксиса
Многосоюзие -такое построение фразы, при котором все или почти все
однородные члены предложения связаны между собой одним и тем же союзом (чаще союзом «и»), в то время как обычно в этом случае соединяются лишь два последних однородных члена предложения
(А.П.Квятковский)
«умело организованный повтор, выстроенный с целью особого подчеркивания, актуализации тех или иных элементов, становится оправданным художественным приемом» (М.В. Веккессер )
Псевдокультура ни словом, ни жестом может и не отличаться от культуры, но делом, но последствием, но своей ошибочностью - отличается (С. Залыгин. Культура и личность)
Слайд 11Стилистические средства
синтаксиса
Бессоюзие (асиндетон), — стилистический прием, при котором отсутствуют (опущены) союзы,
соединяющие во фразах слова и предложения, вследствие чего речь приобретает большую сжатость, компактность (А.П.Квятковский)
Швед, русский колет, рубит, режет,
Бой барабанный, клики, скрежет.
(А. Пушкин)
Слайд 12Стилистические средства синтаксиса
Градация лат. gradatio — постепенное возвышение) — стилистическая фигура, заключающаяся
в последовательном нагнетании или, наоборот, ослаблении сравнений, образов, эпитетов, метафор и других выразительных средств художественной речи. Различается два вида Г. — климакс (подъем) и антиклимакс (спуск) (А.В. Щербаков).
Не жалею, не зову, не плачу (С. Есенин)
Все грани чувств, Все грани правды стерты: В мирах, в годах, в часах. (А. Белый).
Слайд 13Стилистические средства
синтаксиса
Синтаксический параллелизм - тождественное строение (полное или частичное) синтаксических конструкций.
Напр.:
Его фигура выражает незримые качества души, потаённые качества духа (из газет).
Он был сыном мужика и стал властителем в царстве духа. Он был крепостным и стал исполином в царстве человеческой культуры ( из газет).
Слайд 14Умолчание -риторический приём, заключающийся в том, что часть содержащейся в высказывании информации
выражается не прямо соответствующими словами, а в подтексте.
Сущность приёма умолчание «состоит в изображении предмета, действия посредством называния сопутствующих явлений или сразу результатов событий» (В. В. Виноградов)
Вдруг волны глухо зашумели, /И слышен отдалённый стон.... / На дикий брег выходит он, /Глядит назад... брега яснели /И опенённые белели; /Но нет черкешенки младой /Ни у брегов, ни под горой... /Всё мертво... на брегах уснувших /Лишь ветра слышен лёгкий звук, /И при луне в водах плеснувших / Струистый исчезает круг (А.С.Пушкин)
Слайд 15Стилистические средства
синтаксиса
Хиазм (от др.-греч. χιασμός – 'крестообразное расположение в виде греческой
буквы χ') – это сложная синтаксическая фигура, самый известный пример которой приведён в анонимной «Риторике для Геренния» (I в. до н.э.):
Надо есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть.
«перекрёстное расположение двух синтаксических отрезков (АВ-ВА), которое соединяет в центре, с одной стороны, и по краям, с другой стороны, элементы, имеющие одинаковую природу или выполняющие одну и ту же функцию» (П. Бакри).
Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник. И. Крылов
Слайд 16Упражнение 355. Назовите средства экспрессивного синтаксиса в приведенных отрывках из произведений русских
писателей, публицистов.
Что смолкнул веселия глас? Раздайтесь, вакхальны припевы! Да здравствуют нежные девы и юные жены, любившие нас! (П.)
2. Те пламенные речи, те призраки, что увлекали нас, Давно их нет! (Пол.)
3. Ox! Лето красное! любил бы я тебя, Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи... (П.)
4. Тени сизые смесились, Цвет поблекнул, звук уснул; Жизнь, движенье разрешились В сумрак зыбкий, в дальний гул (Тютч.).
Слайд 175. Жди меня, и я вернусь. Только очень жди... Жди, когда наводят
грусть Желтые дожди, Жди, когда снега метут, Жди, когда жара, Жди, когда других не ждут, Позабыв вчера... (Сим.)
6. Я стою у высоких дверей, Я слежу за работой твоей (Св.).
7. Несказанное, синее, нежное... Тих мой край после бурь, после гроз, И душа моя - поле безбрежное - Дышит запахом меда и роз. <...> Напылили кругом, Накопытили. И пропали под дьявольский свист... Колокольчик ли? Дальнее эхо ли? Все спокойно впивает грудь. Стой, душа, мы с тобою проехали Через бурный положенный путь (Ес.).
Слайд 188. Милый друг, и в этом тихом доме Лихорадка бьет меня. Не
найти мне места в тихом доме Возле мирного огня! (А. Блок)
9. Ax, мамочка, это он!.. Ты знаешь, Он был забавно Когда-то в меня влюблен. Был скромный такой мальчишка, А нынче... Поди ж ты... Вот... Писатель... Известная шишка... Без просьбы уж к нам не придет (С.Есенин).
10. Эй, вы! Тараканье отродье! Все к Снегиной!.. Р-раз и квас! Даешь, мол, твои угодья Без всякого выкупа с нас! (Ес.)
Слайд 1911. Когда я читаю в журналах либеральные выходки против злоупотреблений и радость
о том, что наконец сделано то, чего мы давно надеялись и желали, - я думаю, что это все пишут из Обломовки. Когда я нахожусь в кружке образованных людей, горячо сочувствующих нуждам человечества и в течение многих лет с неуменьшающимся жаром рассказывающих все те же самые (а иногда и новые) анекдоты о взяточниках, о притеснениях, о беззакониях всякого рода, - я невольно чувствую, что я перенесен в старую Обломовку... (Добр., Что такое обломовщина?)
Слайд 2012. Несмотря на явную небрежность, с какою написаны многие стихи в этой
поэме, несмотря на то, что некоторые места в ней отзываются юношескою незрелостью мысли, - поэма чрезвычайно замечательна в целом и блестит удивительными частностями, исполненными ума и поэзии (Бел., Русская литература в 1845 г.).
Слайд 2113. Как можно скорее отмежеваться от всего, что делается в стране. Отмежеваться,
чтобы сохранить доверие масс; отмежеваться, чтобы не стать сначала ширмой для реализации чуждой нам программы. Отмежеваться решительно, вплоть до ухода демократов с занимаемых постов, вплоть до сдачи депутатских мандатов (из газ.).
Слайд 2214. Здесь будут разоружаться все незаконные формирования. Причем разоружаться добровольно (из газ.).
15. Именно такая система препятствует экономическому росту в подавляющем большинстве стран третьего мира. И богатых природными ресурсами. И бедных (из газ.).