Слайд 3
1. Терминология
yàsha – "спасать", "избавлять", "защищать", "помогать", "хранить" (исп. 353 раза в
В.З.).
yeshuah – "спасение" (78 раз). Лежит в основе 14 собственных ветхозаветных имен, среди которых такие известные и не очень известные имена, как Осия, Иисус, Исаия, Авишуй (1 Пар. 6:4,5), Елисуа (2 Цар. 5:15), Гошаия (Неем. 12:32) и др.
Слайд 4
1. Терминология
3. В основе терминов "спасать", "спасение", "спаситель" лежит идея расширения или
распространения.
Спасти - значит "дать место кому-то", "убрать преграду", "расширить предел для кого-то".
"Господи! Тесно мне; Спаси [arebeni - "будь поручителем", “вступись за"] меня" (Ис. 38:14).
Слайд 5
1. Терминология
Вывод: Роль спасителя видится в том, чтобы избавить человека из стесненного
положения, дать ему простор для жизни.
В ветхозаветном Израиле понятия спасения и освобождения были практически синонимичны.
Слайд 6
2. Аспекты спасения
Предварительные замечания
Очень часто на страницах Ветхого Завета термин "спасение" употребляется
без религиозных импликаций (ср. Исх. 2:17).
В основном слово "спасение" в Ветхом Завете встречается в контексте отношений Яхве со Своим народом.
Слайд 7
2. Аспекты спасения
3. Если обратиться к самой ранней истории Израиля, то можно
ответить, что Господь спасал свой народ от разных бед и несчастий в виде рабства, врагов, болезней, засухи, голода и т.д.
4. В Ветхом Завете акцентируется в основном негативный аспект спасения, т.е. спасение видится больше как освобождение от бед и опасностей, нежели обладание или восприятие каких-то благословений.
Слайд 8
2. Аспекты спасения
«В целом, ветхозаветные священнописатели усматривают в спасении реальность скорее физическую,
нежели духовную, и скорее корпоративную, нежели индивидуальную» Арнольд Уильям
Слайд 92. Аспекты спасения
2.1. Спасение как освобождение
от врагов
Самым ярким примером спасения как
избавления от враждебно настроенных народов является исход Израиля из Египта.
Освобождение Израиля от египетского ига - основной мотив всей ветхозаветной истории. Исход можно считать наивысшим проявлением благодатной милости Божьей по отношению к Израилю, образцом всех спасительных актов Божьих.
Слайд 10
2.1. Спасение как освобождение
от врагов
3. Память об акте спасения par excellence
«берегись, чтобы не забыл ты Господа, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства (Втор. 6:12)
"забыли Бога, Спасителя своего, совершившего великое в Египте" (Пс. 105:21).
Слайд 11
2.1. Спасение как освобождение
от врагов
4. Примеры спасения от врагов
-- "Господи Боже
наш, спаси нас от руки его, и узнают все царства земли, что Ты, Господи, Бог один" (4 Цар. 19:19). Ответ от Господа не заставляет себя ждать: "Я буду охранять город сей, чтобы спасти его ради Себя и ради Давида, раба Моего" (4 Цар. 19:34).
-- Яхве как Воин-Избавитель Израиля – «и был ужас великий от Господа… И спас Господь в тот день Израиля» (1 Цар. 14:15,23)
Слайд 12
2.1. Спасение как освобождение
от врагов
5. Только Бог может спасать, кроме Яхве
нет никого, кто бы мог избавить народ от притеснителя. Этот эксклюзивизм является уникальной чертой библейской веры.
"Я, Я Господь, и нет Спасителя кроме Меня" (Ис. 43:11). "Я - Господь Бог твой от земли Египетской, - и ты не должен знать другого бога, кроме Меня, и нет спасителя, кроме Меня" (Ос. 13:4).
6. Защитный характер спасения открывается в таких ветхозаветных понятиях, как "щит спасения" (Пс. 17:35), "шлем спасения" (Ис. 59:17; ср. Еф. 6:17), "ризы спасения" (Ис. 61:10).
Слайд 13
2.1. Спасение как освобождение
от врагов
7. Предвещание о спасении – аргумент в
пользу превосходства Яхве как Спасителя
"Я предрек и спас, и возвестил; а иного нет у вас, и вы - свидетели Мои, говорит Господь, что Я Бог" (Ис. 43:12).
Слайд 14
2.2. Духовный аспект спасения
Спасение как освобождение человека от греха и изменение характера
человека. Такое понимание спасения преобладает в более поздних книгах (Псалтирь и пророческие книги).
"Освобожу [или "спасу", hoshaeti] их из всех мест жительства их, где они грешили, и очищу их, и будут Моим народом, и Я буду их Богом"
(Иез. 37:23)
Слайд 15
2.2. Духовный аспект спасения
2. Необходимость осознания греховной тесноты, стесненности грехом
-- на индивидуальном
уровне: "Избавь (hatsileni) меня от кровей, Боже, Боже спасения моего" (Пс. 50:14)
-- на коллективном/национальном уровне: «Помоги нам, Боже, Спаситель наш, ради славы имени Твоего; избавь нас и прости нам грехи наши ради имени Твоего» (Пс. 78:9).
Слайд 16
2.2. Духовный аспект спасения
3. Три ключевых глагола:
Помоги (azerenu, «приди к нам
на помощь») – беспомощность человека, необходимость в помощи Яхве
Избавь (hatsilenu, «выхвати», «вырви нас») – Яхве призывается совершить спасительное действие
Прости (kapher, «покрой», «загладь») грехи – мольба об удалении причины беспокойства Яхве – греха (khattath).
Слайд 17
2.2. Духовный аспект спасения
4. В ветхозаветной концепции спасения определенно присутствует указание на
неравенство сторон - объекта и субъекта спасения, т.е. дарующего спасение и принимающего. Идея состоит в том, что спасение не выражает мысли о самопомощи в процессе осуществления спасения, которое представляется делом Божьим.
Слайд 18
3. Опыт спасения в Ветхом Завете
Божественное прощение даровалось грешнику, обращающемуся в покаянии
и с верой в Бога. Прощение выражалось не просто в игнорировании человеческого греха со стороны Бога или отказе Бога замечать грех согрешившего.
"Господь снял [с тебя] грех твой" (2 Царств 12:13) "и возвращает человеку праведность (tsedakah) его" (Иов 33:26).
Слайд 19
3. Опыт спасения в Ветхом Завете
2. Завет (berith) – площадка, на которой
Бог совершает спасение в Ветхом Завете.
3. Пребывание в строго очерченных границах завета (в рамках, по выражению Хешеля, «сосуществования с Богом») было обязательным для реализации и восприятия спасения и благословений Яхве. Любовь к Богу и верность завету, выраженная в исполнении закона, были определяющими в процессе спасения.
Слайд 20
3. Опыт спасения в Ветхом Завете
4. Свидетельством о готовности восприятия спасения может
служить осознание собственной греховности и неспособности к самоспасению (ср. «Ты прогневался, потому что мы издавна грешили; и как же мы будем спасены? Все мы сделались - как нечистый, и вся праведность наша - как запачканная одежда; и все мы поблекли, как лист, и беззакония наши, как ветер, уносят нас» (Ис. 64:5b-6)).
Слайд 21
Заключение
Ветхий Завет отчетливо указывает на исключительность роли Бога Израилева в физическом и
духовном спасении как всей нации, так и каждого члена общества завета в отдельности.
Проблему спасения в мировом масштабе Господь решает посредством Своего страдающего Слуги, Мессии Израиля. К Нему обращается Бог: "Я сделаю Тебя светом народов, чтобы спасение Мое простерлось до концов земли" (Ис. 49:6).
Таким образом, Ветхий Завет прокладывает путь к спасению мира, кульминацией которого является искупительная жертва Христа.