Живопись импрессионизма

Содержание

Слайд 3

«Салон Отверженных»

Париж, 1863 год, Дворец промышленности... Жюри знаменитого Салона — художественной выставки,

«Салон Отверженных» Париж, 1863 год, Дворец промышленности... Жюри знаменитого Салона — художественной
ежегодно проходящей здесь, — отклоняет около семидесяти процентов представленных работ... В разразившийся скандал пришлось вмешаться самому императору Наполеону III. Познакомившись с отвергнутыми полотнами, он милостиво разрешил представить их в другой части Дворца промышленности. Так 15 мая 1863 г. была открыта выставка, сразу же получившая выразительное название «Салон Отверженных».
Годами приученная к официальному академическому искусству, публика пребывает в полном недоумении...

Слайд 4

Взрыв хохота вызывает «неприличная» картина Эдуарда Мане «Завтрак на траве», на которой

Взрыв хохота вызывает «неприличная» картина Эдуарда Мане «Завтрак на траве», на которой
изображены две обнаженные женщины в окружении двух мужчин, одетых в современные черные сюртуки... Они спокойно беседуют под сенью деревьев, не обращая внимания на смущенные взоры окружающих.

Эдуард Мане,
Завтрак на траве. 1863 г.
Музей Орсе, Париж

Слайд 5

Еще через два года Мане выставляет картину «Олимпия». Многочисленная охрана бессильна перед

Еще через два года Мане выставляет картину «Олимпия». Многочисленная охрана бессильна перед натиском разъяренной толпы.
натиском разъяренной толпы.

Слайд 6

На следующий день картину размещают так высоко чтобы возмущенная публика не смогла

На следующий день картину размещают так высоко чтобы возмущенная публика не смогла
в ярости пронзить ее острым зонтиком. С картины в зал смотрит молодая обнаженная женщина с черной бархоткой на шее. В ней публика без особого труда узнает известную парижскую гризетку. Критики и пресса захлебывались от негодования: «Никогда и никому еще не приходилось видеть что-либо циничнее, чем эта Олимпия. Это самка гориллы, сделанная из каучука...» «Публика толпится, как в морге, перед смердящей «Олимпией» господина Мане».
На защиту картины встали очень немногие. В их числе был писатель Эмиль Золя:
«Он познакомил нас с Олимпией, девушкой наших дней, которую он встречает на тротуарах, кутающей свои худые плечи в холодную полинявшую шаль... Место господину Мане в Лувре уже обеспечено».

Слайд 7

Понадобится немало лет, чтобы сбылось это пророчество. Вокруг Мане отныне объединяется немало

Понадобится немало лет, чтобы сбылось это пророчество. Вокруг Мане отныне объединяется немало
талантливых художников, которые, как и он, не признают официальное искусство и решают идти своим путем. Среди них — Клод Оскар Моне (1840—1926), Камиль Писсарро (1830—1903), Пьер Огюст Ренуар (1841 — 1919), Альфред Сислей (1839—1899), Эдгар Дега (1834—1917) и др. Битва за новое искусство продолжалась вплоть до 1886 г., когда состоялась последняя, восьмая выставка этих художников.

Слайд 8

Критики, сосредоточив всю свою ярость на «неприличиях» сюжетов, не заметили того нового,

Критики, сосредоточив всю свою ярость на «неприличиях» сюжетов, не заметили того нового,
что уже содержали картины единомышленников Эдуарда Мане. Свежий воздух, яркий солнечный свет, радостное, счастливое настроение человека, жизнь которого органично сливалась с ритмом больших городов и лирических пейзажей. Они сумели убедить своих современников в том, что магические эффекты света и воздуха значат в живописи гораздо больше, чем сюжет.

В отличие от романтиков и реалистов, они уже не склонны были изображать историческое прошлое. Сферой их интересов была современность. Жизнь маленьких парижских кафе, шумные улицы, живописные берега Сены, железнодорожные вокзалы, мосты, неприметная красота сельских пейзажей и небольших деревушек становятся главными объектами изображения.

Эдуард Мане

Слайд 9

Максимилиан Волошин очень точно определил общую тональность нового искусства:

«Зарождение импрессионизма было радостно,

Максимилиан Волошин очень точно определил общую тональность нового искусства: «Зарождение импрессионизма было
как ранняя весна. Первые импрессионисты вышли на свет из темной комнаты и по-детски радовались свету, краскам».

Слайд 10

Художественные искания импрессионистов

Своим названием импрессионизм обязан картине Клода Моне, впервые представленной на

Художественные искания импрессионистов Своим названием импрессионизм обязан картине Клода Моне, впервые представленной
выставке отверженных художников в 1874 г. Она называлась «Впечатление. Восход солнца».

Слайд 12

Художник запечатлел краткий момент, когда огромный оранжевый шар выплывает из-за облака в

Художник запечатлел краткий момент, когда огромный оранжевый шар выплывает из-за облака в
полумглу раннего утра. Его алые отсветы, отражаясь в реке, трепещут на водной поверхности. Сизо-молочная дымка тумана окутала очертания предметов, находящихся в бухте. Кругом все так непостоянно и зыбко, что невозможно различить границы между небом, берегом и рекой. Кажется, будто множество маленьких лодочек плавает в огромном космическом пространстве. Но через минуту, когда рассеется туман, все исчезнет и примет совершенно иной вид...

Слайд 13

«Стог сена в Живерни»

«Стог сена в Живерни»

Слайд 14

Одна американская художница вспоминала, как Клод Моне говорил:
«Когда вы выходите писать, постарайтесь

Одна американская художница вспоминала, как Клод Моне говорил: «Когда вы выходите писать,
забыть, какие предметы перед вами — дерево, дом, поле или еще что-то. Просто думайте: здесь квадратик голубого, здесь полоса розового, здесь желтая жилка — и пишите это точно так, как вы воспринимаете, до тех пор, пока не будет передано ваше собственное наивное впечатление сцены, находящейся перед вами».

“Скалы в Этрета”,

“Руанские соборы”

Слайд 15

“Поле маков”, 1880-е годы,

“Поле маков”, 1880-е годы,

Слайд 16

“Бульвар капуцинок в Париже”, 1873

“Бульвар капуцинок в Париже”, 1873

Слайд 17

Огромные возможности в использовании цвета открывала техника пастели (фр. pastel) — живописи

Огромные возможности в использовании цвета открывала техника пастели (фр. pastel) — живописи
цветными карандашами или красочным порошком. В ней особенно любил работать Эдгар Дега. Фактура пастелей бархатиста, она способна передать вибрацию цвета, который кажется как бы светящимся изнутри.

Слайд 19

В «Голубых танцовщицах» техника пастели использована для усиления декоративности и цветового звучания

В «Голубых танцовщицах» техника пастели использована для усиления декоративности и цветового звучания
композиции. Сноп яркого света, заливающий картину, помогает создать особую, праздничную атмосферу балетного танца. Создается впечатление, что свет здесь целиком заменяет рисунок, он организует, приводит к единому звучанию сложную симфонию красок. В ярких голубых пачках, с цветами в волосах, танцовщицы кажутся прекрасными сказочными феями, участвующими в волшебной феерии.

Слайд 20

«Причёсывающаяся женщина»

«Лохань»

Эдгар Дега.

«Причёсывающаяся женщина» «Лохань» Эдгар Дега.

Слайд 21

Эдгар Дега.

«Абсент»

Эдгар Дега. «Абсент»

Слайд 22

Подлинным чародеем света был Огюст Ренуар.

Подлинным чародеем света был Огюст Ренуар.

Слайд 24

Посмотрите, как передан свет в картине «Качели». Его пятна, проникающие сквозь трепещущую

Посмотрите, как передан свет в картине «Качели». Его пятна, проникающие сквозь трепещущую
на ветру листву, определяют взаимосвязь света и тени. Блики света оживляют изображение, приводят его в движение. Тени пятнами ложатся на одежду, лица, стволы деревьев, тропинку в цветных бликах...

Слайд 25

Ренуар писал:
«Я люблю картины, которые возбуждают во мне желание прогуляться в глубину

Ренуар писал: «Я люблю картины, которые возбуждают во мне желание прогуляться в
их, если это пейзаж, или коснуться рукой груди или спины, если это изображение женщины».

Слайд 26

Огюст Ренуар.“Бал в Мулен де ла Галетт”

Огюст Ренуар.“Бал в Мулен де ла Галетт”

Слайд 27

Огюст Ренуар. Жанна Самари»

Огюст Ренуар. Жанна Самари»

Слайд 29

Писсарро (Pissarro) Камиль (1830-1903), французский живописец

«Пейзаж у Понтуаза»

«Сена и мост Искусств»

Писсарро (Pissarro) Камиль (1830-1903), французский живописец «Пейзаж у Понтуаза» «Сена и мост Искусств»

Слайд 30

«Вид в Шоппонвале»

“Бульвар Монмартр”, 1897

«Вид в Шоппонвале» “Бульвар Монмартр”, 1897

Слайд 31

Камиль Писсарро.
Оперный проезд в Париже. 1898 г. ГМИН
им. А. С. Пушкина, Москва

Камиль Писсарро. Оперный проезд в Париже. 1898 г. ГМИН им. А. С. Пушкина, Москва

Слайд 32

Сислей (Sisley) Альфред (1839-1899), французский живописец

«Снег у Лувесьенне»

«Город Вильнёв-ла- Гарен на берегу

Сислей (Sisley) Альфред (1839-1899), французский живописец «Снег у Лувесьенне» «Город Вильнёв-ла- Гарен на берегу Сены»
Сены»