Слайд 2Абу Наср Мухаммад ибн Мухаммад ибн
Тархан ибн Узлаг
Аль-Фараби ат-Турки ,
![Абу Наср Мухаммад ибн Мухаммад ибн Тархан ибн Узлаг Аль-Фараби ат-Турки ,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/353547/slide-1.jpg)
известный на
средневековом мусульманском Востоке как «Второй учитель», т. е. второй после Аристотеля.
Слайд 3Философ и учёный-энциклопедист Востока, крупнейший представитель восточного аристотелизма.
![Философ и учёный-энциклопедист Востока, крупнейший представитель восточного аристотелизма.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/353547/slide-2.jpg)
Слайд 4Крупнейшие историки культуры и науки отмечали величие и уникальность фигуры Аль- Фараби.
![Крупнейшие историки культуры и науки отмечали величие и уникальность фигуры Аль- Фараби.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/353547/slide-3.jpg)
Астрономия, логика, теория музыки и математика, социология и этика, медицина и психология, философия и право - перечень его интересов
Слайд 5
В молодые годы Фараби покинул родной город и практически побывал во всех
![В молодые годы Фараби покинул родной город и практически побывал во всех](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/353547/slide-4.jpg)
городах, связанных с исламом и арабским халифатом
Слайд 9Философская деятельность аль-Фараби многогранна, он был ученым-энциклопедистом. Общее количество работ философа колеблется
![Философская деятельность аль-Фараби многогранна, он был ученым-энциклопедистом. Общее количество работ философа колеблется](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/353547/slide-8.jpg)
между 80-ю и 130-ю.
Аль-Фараби стремился постичь конструкцию мира систематически. Начало выглядит вполне традиционно - это аллах. Середина - это иерархия бытия. Человек это индивид, постигающий мир и действующий в нем. Конец - достижение подлинного счастья.
Слайд 10Аль- Фараби внес самостоятельный вклад в науку логики, которую впервые разработал Аристотель.
![Аль- Фараби внес самостоятельный вклад в науку логики, которую впервые разработал Аристотель.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/353547/slide-9.jpg)
Необычность и смелость философских воззрений Аль- Фараби входила в определенное противоречие с общественным мнением, неспособным к полному восприятию греческой философии и науки
Слайд 11Фараби был поистине человеком мирового уровня, он сблизил и синтезировал в своем
![Фараби был поистине человеком мирового уровня, он сблизил и синтезировал в своем](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/353547/slide-10.jpg)
творчестве ценнейшие достижения арабской, персидской, греческой, индийской и своей собственной, тюркской культуры. Отзвуки последней особенно явственно просматриваются в его знаменитой "Китаб аль-музык аль-кабир" ("Большой книге музыки"). Но он был не просто ученым-гуманитарием, сблизившим различные культурные традиции, в нем жил гений реформатора науки, стремившегося систематизировать знания своего времени, что нашло отражение в его трактате "Слово о классификации наук". Фараби мыслил как реформатор педагогики, стремящийся внести знания в народную толщу, соединить просвещение с развитием в людях человечности.
Слайд 12Сочинения Аль Фараби
Основные сочинения Аль Фараби: "Геммы мудрости", "Трактат о взглядах жителей
![Сочинения Аль Фараби Основные сочинения Аль Фараби: "Геммы мудрости", "Трактат о взглядах](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/353547/slide-11.jpg)
добродетельного города", «Слово о классификации наук», "Большая книга о музыке". В социально-этических трактатах Аль Фараби развивал учение о «добродетельном городе», руководимом правителем-философом, выступающим одновременно как имам, т.е. предводитель религиозной общины, передающий широкой публике в образно-символической форме получаемые им от «активного интеллекта» истины.
«Большой трактат о музыке» Аль Фараби – важнейший источник сведений о музыке Востока и древнегреческой музыкальной системе. Аль Фараби оказал влияние на Ибн Сину, Ибн Баджу, Ибн Туфайля, Ибн Рушда, а также на философию и науку средневековой Западной Европы.
Слайд 17Велики заслуги Аль -Фараби в развитии математических наук. Он оставил много трудов
![Велики заслуги Аль -Фараби в развитии математических наук. Он оставил много трудов](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/353547/slide-16.jpg)
то математике, которые до сих пор почти не изучались. Нам известны следующие его сочинения математического содержания: математический раздел «Слова о классификации наук» (рукописи хранятся в библиотеках Парижа, Стамбула, Мадрида), тригонометрические главы «Книги приложений к „Алмагесту"» (единственная .известная нам рукопись хранится в Британском музее в Лондоне, которая до с.их пор не издавалась и не переводилась на другие языки), «Книга духовных искусных приемов и природных тайн о тонкостях геометрических фигур» (единственная известная нам рукопись хранится в библиотеке Упсальокого университета в Швеции), «Комментарии к трудностям во введениях к первой и пятой книгам Евклида» (арабских рукописей этого сочинения не сохранилось, но имеются две рукописи древнееврейского перевода, хранящиеся в Мюнхене), «Трактат о том, что правильно и что неправильно в приговорах звезд» (сохранилось несколько рукописей, имеются издания и переводы на современные языки).
Слайд 18Его именем названы многие улицы и площади во всем Казахстане и за
![Его именем названы многие улицы и площади во всем Казахстане и за](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/353547/slide-17.jpg)
его пределами.
И практически в каждом городе имеется памятник великого мыслителя
Слайд 21
Памятник Аль Фараби
перед историческим музеем
![Памятник Аль Фараби перед историческим музеем](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/353547/slide-20.jpg)
Слайд 23Рукописи Фараби рассыпаны по многим библиотекам мира. Столь же многочисленен отряд ученых,
![Рукописи Фараби рассыпаны по многим библиотекам мира. Столь же многочисленен отряд ученых,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/353547/slide-22.jpg)
занятых изучением наследия Фараби. Свою лепту в фарабиеведение вносят отечественные ученые, предпринявшие шаги по изданию трудов Фараби на русском и казахском языках и изучению различных аспектов его поистине энциклопедического наследия. В 1975 г. в широком международном масштабе в Москве, Алматы и Багдаде отмечался юбилей 1100-летия со дня рождения Аль-Фараби. Именем Фараби названы пединститут в г. Чимкенте, головной университет республики, один из проспектов в г. Алматы. В 1991 г. по инициативе ректора АГУ им. Абая профессора Т. С. Садыкова были проведены первые фарабиевские чтения в Алматы и Чимкенте, в рамках казахско-американского культурного практикума в связи с наследием Фараби обсуждались проблемы взаимодействия культур.
9-10 декабря 1994 г. в стенах Казахского Государственного Национального университета имени аль-Фараби была проведена Международная научно-теоретическая конференция "Аль-Фараби в развитии культуры и науки народов Востока".
Слайд 24Мы видим, что средневековый Казахстан был, одним из научных центров тогдашнего мира.
![Мы видим, что средневековый Казахстан был, одним из научных центров тогдашнего мира.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/353547/slide-23.jpg)
И хотя Баласагун и Отрар уступали Дамаску и Багдаду, их значение в развитии научных знаний очень велико. К сожалению, немногое сохранилось, погибла знаменитая Отрарская библиотека, где хранились труды казахстанских ученых, но и дошедшее до нас свидетельствует о подлинном расцвете науки среди тюркоязычных народов Казахстана.