Содержание
- 2. В дни Октября. Великий Октябрь открыл перед Блоком новые горизонты. Современники свидетельствуют, что события 25 октября
- 3. «Революционный держите шаг!» Поэма «Двенадцать». Написанная в январе 1918 года,— это первая крупная послеоктябрьская поэма, в
- 4. В произведении немало конкретных деталей, воссоздающих быт того времени: «керенки» — бумажные деньги, выпущенные Временным правительством;
- 5. «Вечер», «снег», «ветер» — это и конкретные образы петербургской ночи, и символы, выражающие противоборство стихии, за
- 6. В основе произведения — конфликт, борьба старого и нового. Столкновение не может закончиться примирением — настолько
- 7. Композиционно поэма разбита на двенадцать главок, последовательно развертывающих сюжет. Двенадцать — враги старого мира, но они
- 8. В период работы над «Двенадцатью» Блок записывает в дневнике: «Вот что я еще понял: эту рабочую
- 9. Ничто не может противостоять стихии народной революции. Но созидание сложнее разрушения. Нравственно-этический конфликт поэмы — столкновение
- 10. Блок всегда выступал за полноту человеческих чувств. Способность к любви, к самозабвенной страсти для него —
- 11. Поэма «Двенадцать» впервые в советской литературе показала всемирный размах революции. Но значение поэмы заключается еще и
- 12. Поэма «Двенадцать» ознаменовала новый этап в творчестве Блока. Проблематика поэмы требовала обновления эстетического арсенала, качественно иной
- 13. Известно, что в период написания поэмы Блок особенно интересовался городским фольклором, записывал услышанные голоса городских улиц.
- 14. Музыкальность поэмы выразительно передается ее ритмом. Стремительность и вместе с тем сложность движения вперед подчеркиваются ритмом
- 15. Блок отвергает религию — его герои идут «без креста». Но во главе их поэту видится не
- 16. Блок сам ощущал недостаточную убедительность образа Христа в тексте «Двенадцати». Однако все же именно этим образом
- 18. Скачать презентацию
Слайд 2 В дни Октября. Великий Октябрь открыл перед Блоком новые горизонты. Современники
В дни Октября. Великий Октябрь открыл перед Блоком новые горизонты. Современники
В 1917 году для него «содержанием всей жизни становится всемирная Революция, во главе которой стоит Россия». Блок увлечен пафосом коллективизма: «Революция — это: я — не один, а мы. Реакция — одиночество, бездарность...» — заносит он в дневник в начале 1918 года. Тогда же Блок решительно призывает к сотрудничеству с большевиками, категорически отвечая на вопрос одной газеты: «Может ли интеллигенция работать с большевиками?» — «Может и обязана... Интеллигенция всегда была революционна. Декреты большевиков — это символы интеллигенции». Летом 1917 года Блок присутствует на первом съезде Советов рабочих и солдатских депутатов. Осенью участвует в совещании представителей литературно-художественной интеллигенции, созванном в Смольном по инициативе ВЦИК. В 1918 году работает в комиссии по изданию классиков, в коллегии издательства «Всемирная литература», созданного по предложению М. Горького, затем председателем режиссерского управления Большого драматического театра.
Творческий подъем, вызванный революцией, обусловил создание самого значительного произведения Блока — поэмы «Двенадцать».
Слайд 3 «Революционный держите шаг!» Поэма «Двенадцать». Написанная в январе 1918 года,— это
«Революционный держите шаг!» Поэма «Двенадцать». Написанная в январе 1918 года,— это
Характерную особенность поэмы составляет органическое слияние реалистического и романтического начал. Само ее название нельзя не поставить в связь с легендой о двенадцати апостолах, учениках Христа, шедших за ним. Но образ двенадцати в поэме имеет и предельно реалистический источник: патрули красногвардейцев на улицах Петрограда действительно насчитывали по двенадцать человек.
Слайд 4 В произведении немало конкретных деталей, воссоздающих быт того времени: «керенки» —
В произведении немало конкретных деталей, воссоздающих быт того времени: «керенки» —
Реалистические зарисовки составляют образную основу поэмы. Но с ними сочетается романтическая устремленность поэмы. Двуплановость образного строя «Двенадцати» ярко проявляется уже в первой строфе поэмы:
Черный вечер.
Белый снег.
Ветер, ветер!
Слайд 5 «Вечер», «снег», «ветер» — это и конкретные образы петербургской ночи, и
«Вечер», «снег», «ветер» — это и конкретные образы петербургской ночи, и
Слайд 6 В основе произведения — конфликт, борьба старого и нового. Столкновение не
В основе произведения — конфликт, борьба старого и нового. Столкновение не
Слайд 7 Композиционно поэма разбита на двенадцать главок, последовательно развертывающих сюжет. Двенадцать —
Композиционно поэма разбита на двенадцать главок, последовательно развертывающих сюжет. Двенадцать —
Слайд 8 В период работы над «Двенадцатью» Блок записывает в дневнике: «Вот что
В период работы над «Двенадцатью» Блок записывает в дневнике: «Вот что
Слайд 9 Ничто не может противостоять стихии народной революции. Но созидание сложнее разрушения.
Ничто не может противостоять стихии народной революции. Но созидание сложнее разрушения.
Слайд 10 Блок всегда выступал за полноту человеческих чувств. Способность к любви, к
Блок всегда выступал за полноту человеческих чувств. Способность к любви, к
Слайд 11 Поэма «Двенадцать» впервые в советской литературе показала всемирный размах революции. Но
Поэма «Двенадцать» впервые в советской литературе показала всемирный размах революции. Но
Слайд 12 Поэма «Двенадцать» ознаменовала новый этап в творчестве Блока. Проблематика поэмы требовала
Поэма «Двенадцать» ознаменовала новый этап в творчестве Блока. Проблематика поэмы требовала
Слайд 13 Известно, что в период написания поэмы Блок особенно интересовался городским фольклором,
Известно, что в период написания поэмы Блок особенно интересовался городским фольклором,
Строки из «Двенадцати» возвращались в народный речевой обиход: так глубоко проник поэт в его специфику. Многие формулы поэмы зазвучали как пословицы и поговорки: «Ветер, ветер — на всем божьем свете!», «От чего тебя упас золотой иконостас?» Лозунги поэмы можно было видеть на красноармейских знаменах, на плакатах и бронепоездах. «Двенадцать» — вершинное достижение Блока в освоении фольклора.
Блок стремился передать «музыку уличных слов и выражений». Звуки этой музыки он слышал во всем: «в страсти и в творчестве, в народном мятеже и в научном труде, в революции». Музыка революции передается в поэме не только стихией просторечья, которой насыщены сцены на петроградских мостовых. На смену «приземленности» приходит ораторский пафос.
Слайд 14 Музыкальность поэмы выразительно передается ее ритмом. Стремительность и вместе с тем
Музыкальность поэмы выразительно передается ее ритмом. Стремительность и вместе с тем
Слайд 15 Блок отвергает религию — его герои идут «без креста». Но во
Блок отвергает религию — его герои идут «без креста». Но во
Слайд 16 Блок сам ощущал недостаточную убедительность образа Христа в тексте «Двенадцати». Однако
Блок сам ощущал недостаточную убедительность образа Христа в тексте «Двенадцати». Однако