Анализ поэтического текста по концентрической схеме

Содержание

Слайд 2

Первый этап- восприятие стихотворения целиком, впечатления, вызванные первым чтением, поверхностные ощущения.

Тема стихотворения.
Жанровая

Первый этап- восприятие стихотворения целиком, впечатления, вызванные первым чтением, поверхностные ощущения. Тема
форма (лирическое раздумье, пейзажная зарисовка, на фоне которой даются авторские раздумья и т.д.).
Модальность (проникнуто грустью, чувством ликования, спокойный тон и т.д.).

Слайд 3

Маска неискушенного читателя

«Возможно, кто-то, прочитав это
стихотворение, недоуменно пожмет
плечами, не найдя

Маска неискушенного читателя «Возможно, кто-то, прочитав это стихотворение, недоуменно пожмет плечами, не
в нем ничего, кроме
незатейливого описания осеннего леса:
где же здесь глубокий
художественный смысл, где
жизнь человеческого сердца,
где же тут, наконец, поэзия?»
• «Маска» позволяет мотивировать
исследование стихотворения, искать
весомые аргументы, опровергающие
исходную точку зрения.

Слайд 4

Второй этап- вычленение отдельных компонентов художественной системы.

Название.
Метрико-строфическая форма.
Фоника.
Лексико-морфологическая и иносказательная выразительность.
Интонационно-синтаксическая выразительность.
Лирический

Второй этап- вычленение отдельных компонентов художественной системы. Название. Метрико-строфическая форма. Фоника. Лексико-морфологическая
сюжет.
Лирический герой.

Слайд 5

Название стихотворения

Разновидности:
представляет основную тему или
проблему произведения.
задает сюжетную перспективу
произведения:

Название стихотворения Разновидности: представляет основную тему или проблему произведения. задает сюжетную перспективу
а)весь сюжетный ряд;
б)важнейший с точки зрения
развития действия момент;
обозначает главных героев;
обозначает время и
пространство.

Слайд 6

Метрико-строфическая форма

Рифма: параллельная (ААВВ),
перекрестная (АВАВ),
опоясывающая (АВВА).
Рифма: мужская- последний

Метрико-строфическая форма Рифма: параллельная (ААВВ), перекрестная (АВАВ), опоясывающая (АВВА). Рифма: мужская- последний
слог в строке
ударный ( ), женская – после ударного
есть заударный слог ( ).
Стихотворный размер:
хорей( ), ямб( );
дактиль( ),
амфибрахий( ),
анапест( ).

Слайд 7

Фоника

По характеру звука: аллитерация
(повтор согласного), ассонанс
(повтор гласного).
По количеству

Фоника По характеру звука: аллитерация (повтор согласного), ассонанс (повтор гласного). По количеству
звуков: простые (А…А),
сложные (АВС…АВС).
По расположению звуков
в повторе: анафора
(единоначалие А…А…),
эпифора (повтор в конце …А…А),
стык (…АА…), кольцо(А…-…А).

Слайд 8

Лексико-морфологическая и иносказательная выразительность

Ключевые слова – это слова, которые имеют наибольшее значение

Лексико-морфологическая и иносказательная выразительность Ключевые слова – это слова, которые имеют наибольшее
для воплощения авторской мысли, определяют смысловой и эмоциональный фон произведения.
Словообразовательная
выразительность –
экспрессивные возможности
приставок, суффиксов,
намеренное использование слов
определенной части речи.

Слайд 9

Лексико-морфологическая и иносказательная выразительность

Эпитет – художественное определение,
отмечающее существенную для данного

Лексико-морфологическая и иносказательная выразительность Эпитет – художественное определение, отмечающее существенную для данного

контекста черту в изображаемом явлении.
Чаще- прилагательные в переносном
смысле («очи синие, бездонные»),
нередко- существительные
(«волшебница-зима»), наречия
(«На севере диком стоит одиноко»),
деепричастия («волны несутся,
гремя и сверкая»).

Слайд 10

Лексико-морфологическая и иносказательная выразительность

Сравнение – уподобление какого-либо явления другому. Выражается различными способами:
творительным

Лексико-морфологическая и иносказательная выразительность Сравнение – уподобление какого-либо явления другому. Выражается различными
падежом
(«и с каждым днем уходит дымом»);
формой сравнительной степени прилагательного
или наречия («Душа ее зефира тише/
И зрак прекраснее рая»);
оборотами с различными союзами
(как, будто, точно, словно);
лексически (при помощи слов
подобный, похожий, это:
«Глаза твои подобны звездам»).

Слайд 11

Лексико-морфологическая и иносказательная выразительность

Метафора – это слово или выражение, которое употребляется в

Лексико-морфологическая и иносказательная выразительность Метафора – это слово или выражение, которое употребляется
переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов. В основу метафоризации м.б. положено сходство по цвету, объему, форме и т.д.
«В дымных тучках пурпур розы,
отблеск янтаря» (А.Фет).
«Лениво дышит полдень
мглистый» (Ф.Тютчев).

Слайд 12

Лексико-морфологическая и иносказательная выразительность

Метонимия – перенос названия с одного предмета на другой

Лексико-морфологическая и иносказательная выразительность Метонимия – перенос названия с одного предмета на
на основании смежности.
Смежность м.б. проявлением связи:
между содержанием и содержащим:
«Ну, скушай же еще тарелочку!»;
между автором и произведением: «Ругал Гомера,
Феокрита, зато читал Адама Смита»;
между действием и орудием этого
действия: «Их села и нивы за буйный
набег/Обрек он мечам и пожарам»;
между предметом и материалом,
из которого предмет сделан:
«Янтарь в устах его дымился»;
между местом и людьми, находящимися
в этом месте: «Вся столица молилась».

Слайд 13

Лексико-морфологическая и иносказательная выразительность

Синекдоха – разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с

Лексико-морфологическая и иносказательная выразительность Синекдоха – разновидность метонимии, основанная на перенесении значения
одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними. Обычно в синекдохе употребляется единственное число вместо множественного:
К нему и птица не летит,
И тигр нейдет…
А.Пушкин

Слайд 14

Лексико-морфологическая и иносказательная выразительность

Перифраз – оборот, состоящий в замене названия предмета или

Лексико-морфологическая и иносказательная выразительность Перифраз – оборот, состоящий в замене названия предмета
явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты:
«автор «Героя нашего времени»
вместо «М.Ю.Лермонтов»;
«Колумб российский через воды
Спешит в неведомы народы»
(М.Ломоносов).

Слайд 15

Лексико-морфологическая и иносказательная выразительность

Гипербола – образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы,

Лексико-морфологическая и иносказательная выразительность Гипербола – образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера,
значения.
Литота – непомерное преуменьшение размера, силы, значения какого-либо явления.
Мужчина так кричал, что
в соседних домах стекла
повылетали.
«Ниже тоненькой былиночки
надо голову клонить» (Н.Некрасов).

Слайд 16

Интонационно-синтаксическая выразительность

Синтаксическая структура предложения: грамматические признаки (простое или сложное, двусоставное или односоставное,

Интонационно-синтаксическая выразительность Синтаксическая структура предложения: грамматические признаки (простое или сложное, двусоставное или
полное или неполное), характеристика предложений по цели высказывания.
Знаки препинания.
Стилистические фигуры –
обороты речи, которые
воспринимаются как
отступления от некоторой
языковой нормы и эмоционально
воздействуют на читателя.

Слайд 17

Стилистические фигуры

Риторический вопрос – вопрос ставится не
с целью получить на него ответ,

Стилистические фигуры Риторический вопрос – вопрос ставится не с целью получить на
а чтобы
привлечь внимание читателя к тому или иному
явлению («Быть или не быть?»).
Риторическое восклицание – восклицание,
усиливающее эмоциональное
восприятие («О, как душа стихает вся до
дна!» А.Фет).
Риторическое обращение – подчеркнутое
обращение к кому-либо или чему-либо для
усиления выразительности речи
(«Паситесь, мирные народы!/Вас не
разбудит чести клич.» А.Пушкин)

Слайд 18

Стилистические фигуры

Повтор наиболее значимого слова, звука или предложения.
Анафора – единоначалие
Лениво дышит полдень

Стилистические фигуры Повтор наиболее значимого слова, звука или предложения. Анафора – единоначалие
мглистый.
Лениво катится река.
Анадиплосис (подхват)– повтор
последнего слова в начале
следующей строки.
О, весна без конца и без краю-
Без конца и без краю мечта!
Эпифора – повтор в конце строки.

Слайд 19

Стилистические фигуры

Рефрен – повтор самостоятельного
предложения, логически обособленного от
основного текста (припев

Стилистические фигуры Рефрен – повтор самостоятельного предложения, логически обособленного от основного текста
в песне).
Градация – нагнетание образов, их нарастание
или убывание. Ночь. Улица. Фонарь. Аптека. (А.Блок)
Инверсия – неправильный
порядок слов.
Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом.
М.Лермонтов.
Правильный порядок: одинокий парус
белеет в голубом тумане моря.

Слайд 20

Стилистические фигуры

Эллипсис – пропуск подразумеваемого слова.
Ввели и – чарку – стук

Стилистические фигуры Эллипсис – пропуск подразумеваемого слова. Ввели и – чарку –
ему! (А.Твардовский).
Умолчание – начатая речь прерывается в расчете на догадку читателя.
Хотя страшился он сказать,
Нетрудно было б отгадать,
Когда б… но сердце, чем моложе,
Тем боязливее, тем строже…
М.Лермонтов.

Слайд 21

Стилистические фигуры

Синтаксический параллелизм – одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи.
По

Стилистические фигуры Синтаксический параллелизм – одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков
небу плывут тощие тучи.
Над рекой висят серые клочья тумана.
В душе затаилась угрюмая боль.
Антитеза – противопоставление.
Ученье – свет, а неученье – тьма.
Оксюморон – соединение двух
противоречащих друг другу
понятий, логически исключающих
друг друга («горькая радость»,
«сладкий яд», «горький мед», «звонкая тишина»).

Слайд 22

Лирический сюжет

Анализ лирического сюжета – рассмотрение динамики, процессности, развития лирического чувства, авторской

Лирический сюжет Анализ лирического сюжета – рассмотрение динамики, процессности, развития лирического чувства,
оценки.
4 направления развития лирич.сюжета:
от гармонии человека и мира
к осознанию их дисгармонической
обособленности;
от дисгармонии к построению
гармонии;
от гармонии к ощущению еще
большей, более глубокой гармонии;
от дисгармонии к открытию еще
более страшной дисгармонии.

Слайд 23

Лирический сюжет. Вопросы.

Какой жизненный материал используется в стихотворении?
Какое противоречие послужило источником для

Лирический сюжет. Вопросы. Какой жизненный материал используется в стихотворении? Какое противоречие послужило
развития лирического сюжета?
Как соотносятся начало и финал? Тема
возвращается к исходной точке? Сюжет
обрывается в момент наивысшего
развития чувства? Тема остается
нерешенной (открытый конец)?
•Какие типы речи включены
в лирический сюжет? Какова их функция?
•На какие этапы можно разделить
развитие лирического сюжета?

Слайд 24

Лирический герой- субъект художественного отражения действительности, тот человек, чьи мысли, чувства изображаются

Лирический герой- субъект художественного отражения действительности, тот человек, чьи мысли, чувства изображаются
в лирическом произведении. Это своего рода маска, художественный двойник автора, в образе которого выражается отношение к внешнему миру.

Возможные «маски»: летописец,
оратор, судья, менестрель,
мечтатель, мыслитель.

Имя файла: Анализ-поэтического-текста-по-концентрической-схеме.pptx
Количество просмотров: 302
Количество скачиваний: 1