Возникновение культуры (первобытное общество) (Тема 3)

Содержание

Слайд 2

Культурология

Тема 1. Предмет Культурологии и основные определения культуры
Тема 2. Структура и функции

Культурология Тема 1. Предмет Культурологии и основные определения культуры Тема 2. Структура
культуры
Тема 3. Возникновение культуры (первобытное
общество)
Тема 4. Восточная модель культуры
Тема 5. Античная культура
Тема 6. Культура Средних веков
Тема 7. Возрождение. Ренессанс и Реформация
Тема 8. Культура Нового времени
Тема 9. Новейшая история культуры
Тема 10. Модернизм – постмодернизм -
метамодернизм

Слайд 3

Палец
шимпанзе
и человека

Палец шимпанзе и человека

Слайд 6

Периодизация и содержание
Первобытной культуры. Верхний палеолит
2. Особенности культуры мезолита
3. Культура

Периодизация и содержание Первобытной культуры. Верхний палеолит 2. Особенности культуры мезолита 3.
неолита. Смысл неолитической революции

Тема 3. Культура Первобытного общества: возникновение культуры

Слайд 7

Материальная культура Верхнего палеолита

Начала других элементов
материальной культуры

Материальная культура Верхнего палеолита Начала других элементов материальной культуры

Слайд 9

Орудия труда

Человек – единственное существо на земле, которое изготовляет орудия труда. Труд

Орудия труда Человек – единственное существо на земле, которое изготовляет орудия труда.
сделал человека; помог ему выжить в дикой природе; сам факт наличия производства орудий уже был признаком культуры. Применять какие-то средства могут и животные, но здесь важен «способ изготовления одного орудия другим». Это уточнение и определяет степень совершенства этого элемента материальной культуры конкретного времени. Начиная с первобытности, это не просто номенклатура артефактов, а первая судьбоносная модель культуры.
Пример. Камнем производим обработку другого камня, им изготовляем рубило, которое помогает создать каменный топор, копье, дротик и т.д.
Теперь: В Японии робот собирает робот, мы заложники индустрии «группы А», эвакуированного оборудования уральских заводов или последствий Перестройки.
Другое значение. Во-первых, эта модель влияет на качественное совершенствование остальных элементов материального мира социума.
Во-вторых, они в совокупности являются базисом духовной «надстройки», яляются средством производства (ручного, ремесленного, мануфактурного и машинного производства), образуя Социально-экономические формации.

Слайд 10

Первое оружие человека

Первое оружие человека

Слайд 12

Каменный век рыболовный крючок

Древние каменные инструменты

Каменный век рыболовный крючок Древние каменные инструменты

Слайд 13

Жилище

Социальное завоевание - функциональная защита человека от природных стихий.
Стадии развития:
освоение пещер,

Жилище Социальное завоевание - функциональная защита человека от природных стихий. Стадии развития:

экстраполяция форм и технологий, заимствованных у животных, птиц и насекомых,
усложнение форм и видов жилища: землянки, срубы, мобильные (передвижные) и т.д.
Начало архитектурных стилей. Факторы эволюции:
Природно-климатические условия,
Наличие и характер строительных материалов,
Строительная индустрия.

Слайд 14

Первобытное жилище

Первобытное жилище

Слайд 15

Первобытное жилище

Первобытное жилище

Слайд 16

Первобытное жилище

Первобытное жилище

Слайд 19

Первобытное жилище

Первобытное жилище

Слайд 20

Одежда первобытного человека

С начала эпохи мезолита на Земле начинают меняться климатические условия

Одежда первобытного человека С начала эпохи мезолита на Земле начинают меняться климатические
и первобытные общины ищут новые источники пропитания и приспосабливаются к новым условиям. В эту эпоху происходит переход человека от собирательства и охоты к производящему хозяйству — земледелию и скотоводству - «неолитической революции», ставшей началом истории цивилизации древнего мира. Именно в это время появляется первая одежда.

Слайд 21

Одежда

Одежда

Слайд 22

Телесные практики

Самыми древними видами «одежды» являются раскраска и татуировка:
защитные функции

Телесные практики Самыми древними видами «одежды» являются раскраска и татуировка: защитные функции
(от злых духов, укусов насекомых и должна была наводить ужас на противника в бою).
магический обряд, впервые наносился во время обряда инициации (посвящения во взрослые полноправные члены племени.
информационную функцию — сообщала о принадлежности к определенному роду и племени, общественном положении, о личных качествах и заслугах своего обладателя.

Слайд 23

Телесные практики

Грим (смесь жира с краской) был известен уже в каменном

Телесные практики Грим (смесь жира с краской) был известен уже в каменном
веке: в палеолите людям было известно около 17 красок
Татуировка (наколотый или вырезанный на коже узор) была постоянным украшением и также обозначала племенную принадлежность и социальное положение человека, а также могла быть своеобразной летописью индивидуальных достижений в течение жизни.
Особое значение имели прическа и головной убор, так как считалось, что волосы обладают магической силой, главным образом длинные волосы женщины (поэтому у многих народов существовал запрет для женщин показываться на людях с непокрытой головой). Все манипуляции с волосами имели магический смысл, так как считалось, что в волосах сосредоточена жизненная сила. Изменение прически всегда означало изменение общественного положения, возраста и социально-половой роли. Головной убор, возможно, появился как часть церемониального костюма при проведении ритуалов у правителей и жрецов. У всех народов головной убор был знаком священного достоинства и высокого положения.

Слайд 24

Украшения

первоначально выполняли:
магическую функцию в виде амулетов и оберегов;
функцию обозначения социального

Украшения первоначально выполняли: магическую функцию в виде амулетов и оберегов; функцию обозначения
положения человека и эстетическую функцию. Изготавливались из природных материалов

Слайд 25

Ткачество С похолоданием во многих регионах возникла необходимость защиты тела от

Ткачество С похолоданием во многих регионах возникла необходимость защиты тела от холода,
холода, что привело к появлению одежды из шкур — древнейшего материала для изготовления одежды у племен, занимающихся охотой. Одежда из шкур до изобретения ткачества была основной одеждой первобытных народов.

Слайд 26

Возникновение ткачества

В эпоху неолита появилось великое изобретение — веретено (принцип его действия

Возникновение ткачества В эпоху неолита появилось великое изобретение — веретено (принцип его
— скручивание волокон — сохраняется и в современных прядильных машинах). Прядение было занятием женщин, которые занимались и изготовлением одежды, поэтому у многих народов веретено было символом женщины и ее роли хозяйки дома.

Слайд 27

Ткачество также было делом женщин, и только с развитием товарного производства оно

Ткачество также было делом женщин, и только с развитием товарного производства оно
стало уделом мужчин-ремесленников. Ткацкий станок сформировался на основе рамы для плетения, на которую натягивали нити основы, сквозь которые с помощью челнока затем пропускали нити утка. В древности было известно три вида примитивных ткацких станков:
1. Вертикальный станок с одним деревянным брусом (навоем), висящим между двумя стойками, в которых натяжение нити обеспечивалось с помощью подвешенных к нитям основы глиняных грузиков (подобные станки были у древних греков).
2. Горизонтальный станок с двумя неподвижно закрепленными брусьями, между которыми натягивалась основа. На нем ткали ткань строго определенного размера (такие станки были у древних египтян).
3. Станок с вращающимися валами-навоями.

Слайд 28

Элементы духовной культуры Верхнего палеолита

Элементы духовной культуры Верхнего палеолита

Слайд 29

Первобытное общество (рус.) История древнего мира (видео)

Первобытное общество (рус.) История древнего мира (видео)

Слайд 30

1. Практически-ориентированное сознание

Знание своей территории, флоры и фауны
Свойства горных пород и минералов

1. Практически-ориентированное сознание Знание своей территории, флоры и фауны Свойства горных пород
для изготовления орудий труда
Наблюдение сезонных изменений в природе, астрономические явления (лунный календарь). Их фиксация как ориентация в пространстве и времени
Начало счета

Слайд 31

1. Практически-ориентированное сознание

Возникновение запретов (табу), подавляющих биологические импульсы
Выработка образцов поведения (обычаев) и

1. Практически-ориентированное сознание Возникновение запретов (табу), подавляющих биологические импульсы Выработка образцов поведения
традиций
Психофизиологическая рефлексия как опыт.
Вывод: в результате появился колоссальный практический опыт и запас знаний:
свободная ориентация человека в пространстве и времени,
высокая адаптация к природным условиям,
динамическое равновесие человека во взаимоотношении человека с природой и человека в сообществе

Слайд 32

2. Миф. Мифология. Мифологическое сознание

Перенесение свойств освоенной действительности (практически-ориентированного сознания) на неосвоенную:

2. Миф. Мифология. Мифологическое сознание Перенесение свойств освоенной действительности (практически-ориентированного сознания) на
«перенос известного на неизвестное».
Загадочные, тревожные, значимые события и явления объясняются фантазией, воображением, аналогией – перенесением свойств человека (антропоморфизм) на неживую и живую природу.

Слайд 33

2. Миф. Мифология. Мифологическое сознание

По-существу, миф является объяснением события или явления. Он

2. Миф. Мифология. Мифологическое сознание По-существу, миф является объяснением события или явления.
выполняет функцию знания – ложного, временного, иллюзорного. С накоплением опыта миф теряет свое гносеологическое значение, исчезает или остается в памяти (фольклорный образец).
Мифологические представления, как правило имеют несколько содержательных блоков:
объяснение происхождения всего сущего, болезни, рождение и смерть человека и т.д.
неожиданные стихийные бедствия, катаклизмы, олицетворение сил природы и т.д.

Слайд 34

2. Миф. Мифология. Мифологическое сознание

Именно так строятся мифологические модели древних этносов. Наиболее

2. Миф. Мифология. Мифологическое сознание Именно так строятся мифологические модели древних этносов.
системно они представлены в культуре Др.Греции:
Начало всего – космогония
Иерархия олицетворений сил природы, хоз. деятельности, соц.отношений в персонофицированном виде – теогония
Возникновение мифологических героев-посредников между миром богов и людьми, а также обожествление реальных исторических личностей и событий - антропогония.

Слайд 35

2. Миф. Мифология. Мифологическое сознание

Мифологическое и религиозное сознание: первобытные верования
1. Тотемизм –

2. Миф. Мифология. Мифологическое сознание Мифологическое и религиозное сознание: первобытные верования 1.
вера в кровородную связь с первопредком
2. Анимизм – наделение душой и сознанием мира неодушевленной природы
3. Фетишизм – наделение сакральными сверхъестественными свойствами вещного мира
4. Магия – целевое воздействие на окружающую действительность, на судьбу и на человека

Слайд 37

3. Искусство. Художественно-образное сознание

Причины появления искусства
Время зарождения искусства
Закономерности развития искусства
Основные памятники

3. Искусство. Художественно-образное сознание Причины появления искусства Время зарождения искусства Закономерности развития искусства Основные памятники

Слайд 39

3. Искусство. Проблема возникновения

Трудовая теория происхождения
Эстетическая теория
Биосоциальная теория
Магическая теория
Коммуникативная теория

3. Искусство. Проблема возникновения Трудовая теория происхождения Эстетическая теория Биосоциальная теория Магическая теория Коммуникативная теория

Слайд 41

3. Начала искусства

Натуральные макеты
Отпечатки рук на стенах пещеры
Рельефы на глине (меандры и

3. Начала искусства Натуральные макеты Отпечатки рук на стенах пещеры Рельефы на
«макароны»)
Полихромная живопись Верхнего палеолита
Схематические графемы («рентгеновский» стиль) мезолита
Орнаментальные изображения оседлых и кочевых сообществ

Слайд 42

НАСКАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ

Какими инструментами пользовался человек, чтобы запечатлеть увиденное?
Первые рисунки, вероятно, были

НАСКАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ Какими инструментами пользовался человек, чтобы запечатлеть увиденное? Первые рисунки, вероятно,
выполнены самым примитивным способом — пальцами, ветками или костями по мягкой глине. На стенах пещер проводились прямые и волнистые параллельные линии, так называемые «макароны».

Самый древний вид петроглифов «макароны».

По состоянию на 1994 г. в Европе известно более 300 пещер, гротов или навесов с изображениями бесспорно относящимися к эпохе верхнего палеолита. Из них в России - 2.

Слайд 43

Отпечатки рук имеют значение личного клейма. Краску скорее всего выдували сквозь полые

Отпечатки рук имеют значение личного клейма. Краску скорее всего выдували сквозь полые
стебли растений.

В Пещере рук стена сплошь покрыта такими контурами. Считается. Что их оставили древние охотники между 9 000 и 7 000 годами до н.э.

ПЕЩЕРА РУК. АРГЕНТИНА.

К древнейшим изображениям следует также отнести и оттиски человеческой руки с широко расставленными пальцами, обведенные контуром.

Слайд 45

Рентгеновский стиль
Изображение мамонта

Рентгеновский стиль Изображение мамонта

Слайд 47

ПЕЩЕРА АЛЬТАМИРА
ИСПАНИЯ. Палеолит.

Настоящей сенсацией стали находки испанского адвоката и археолога-любителя Марселино

ПЕЩЕРА АЛЬТАМИРА ИСПАНИЯ. Палеолит. Настоящей сенсацией стали находки испанского адвоката и археолога-любителя
Саутуолы в 1875 г. в пещере близ деревни Альтамира (Испания). Двадцать пять цветных изображений бизонов в натуральную величину украшали стены пещеры. Некоторые животные лежали на земле, другие спокойно щипали траву, третьи, падая от стрелы охотника, корчились в муках.

Слайд 49

Особенности живописи палеолита

Изображения очень реалистичны, точны в деталях.
Передаётся динамика движения.
-

Особенности живописи палеолита Изображения очень реалистичны, точны в деталях. Передаётся динамика движения.
В живописи палеолита почти нет рыб, змей, птиц, насекомых и растений. Зато преобладают крупные животные. Не часто встречаются и изображения человека.
- В рисунках не соблюдены пропорции между величиной отдельных животных. Мамонты и бизоны изображались той же величины, что и горные козлы, и львы.
- Использование широкой палитры красок
- Характерной особенностью первобытного изобразительного искусства была передача глубины пространства. Некоторые изображения перспективны

Слайд 50

Эта сцена изображена на стене на дне колодезного ствола. Рядом с упавшим

Эта сцена изображена на стене на дне колодезного ствола. Рядом с упавшим
человеком нарисовано раненное большое копытное животное (бизон) с вываливающимся внутренностями. Изображения человека в эту эпоху единичны.

Слайд 51

КАПОВА ПЕЩЕРА. РОССИЯ.
Верхний палеолит.

Как и во многих других подобных случаях, сама

КАПОВА ПЕЩЕРА. РОССИЯ. Верхний палеолит. Как и во многих других подобных случаях,
пещера известна очень давно. В 1760 г. она была уже описана в одном из историко-географических сочинений о Приуралье. С пещерой связано много местных преданий и легенд, отмеченных В.И.Далем.
Внимание археологов было привлечено к ней только после 1959 г., когда зоолог А.В.Рюмин обнаружил на стенах пещеры палеолитические изображения. Cреди них хорошо распознаются мамонты, носорог, бизон и лошади.

Слайд 52

ПЕЩЕРА НЬО. ФРАНЦИЯ. Верхний палеолит.

Рисунок углём

ПЕЩЕРА НЬО. ФРАНЦИЯ. Верхний палеолит. Рисунок углём

Слайд 53

Кадр из фильма
«Миллион лет до н.э.»

Кадр из фильма «Миллион лет до н.э.»

Слайд 54

«Палеолитические Венеры»

Так принято называть эти самые древние образцы скульптуры, известные человечеству.

«Палеолитические Венеры» Так принято называть эти самые древние образцы скульптуры, известные человечеству.
Возраст небольших (в основном от 6 до 16 сантиметров в высоту), чаще всего вырезанных из кости или камня фигурок, изображающих очень тучных или беременных женщин, составляет от 38 до 14 тысяч лет. «Венер» находят, в основном, на территории Европы.
Назначение этих артефактов до сих пор составляет загадку для ученых. Наиболее популярная интерпретация — изображения женщин с гипертрофированными животом, бедрами, ягодицами, грудью являются символами плодородия или красоты. Однако, ключ к пониманию предназначения статуэток лежит в климатических изменениях и питании. Между степенью ожирения у «Венер» и местом их обнаружения существует связь — чем ближе к границе ледника были найдены фигурки, тем более пышными формами они отличаются. Это позволило ученым сделать вывод, что статуэтки представляют собой тип женской фигуры, являвшийся идеалом в тех труднейших жизненных условиях.
Ожирение — это то, о чем в эпоху оледенения можно было только мечтать. Во времена нужды и лишений у женщины с лишним весом было гораздо больше шансов не просто выжить, а выносить и родить ребенка, чем у женщины, страдавшей от истощения, потому что жировая ткань обеспечивает женский организм особенно необходимой ему в этот период энергией.
Поэтому «Венеры», скорее всего, являются фетишами или амулетами, защищавшими женщин эпохи позднего палеолита во время родов и грудного вскармливания. Многие фигурки сильно изношены, что позволяет предположить — они были чем-то вроде семейных реликвий, передававшихся из поколение в поколение от матери к дочери. Девочки, достигшие половой зрелости, или женщины на ранних сроках беременности могли получать такую статуэтку в надежде, что им удастся набрать вес и произвести на свет потомство.

Слайд 55

2. Особенности культуры мезолита

Кризис присваивающего хозяйства
Резкое ухудшение условий жизни
Сокращение численности людей
Приспособление

2. Особенности культуры мезолита Кризис присваивающего хозяйства Резкое ухудшение условий жизни Сокращение
человека к новым условиям жизни
Новые орудия труда и технологии
Возрастание роли религии и магии
Утрата жизнеподобия в искусстве. Возрастание символизма

Слайд 56

2. Особенности культуры мезолита

Вывод:
Культурологическая модель мезолита:
Принципиальное усиление интеллектуально-творческой и физической активности

2. Особенности культуры мезолита Вывод: Культурологическая модель мезолита: Принципиальное усиление интеллектуально-творческой и
человека как реакция на ухудшение условий жизни.

Слайд 57

3. Культура неолита. Смысл неолитической революции
Переход от присваивающего хозяйства к производящему –

3. Культура неолита. Смысл неолитической революции Переход от присваивающего хозяйства к производящему
земледелию и скотоводству
Матриархат. Женщина – основной субъект производства. Мотыжное земледелие
Изобретение керамики – хранение зерна, приготовление пищи.
Орнамент – его значение и смысл
Приручение крупных животных и мелкого рогатого скота
Появление плужного земледелия и начала патриархата
Переход к оседлому образу жизни: новый тип жилища и одежды
Укрепление семейных отношений. Локальная земледельческая община – основной субъект производства

Слайд 58

В живописи и графике мезолита и неолита преобладают схематические многофигурные композиции, запечатлевшие

В живописи и графике мезолита и неолита преобладают схематические многофигурные композиции, запечатлевшие
сцены охоты, военные эпизоды, культовые церемонии.
Изображения, сопровождавшие устные рассказы, приобретают более условный характер, а правдоподобие отходит на второй план. Среди них особенно много контурных рисунков, внутренняя часть которых закрашена красками, а иногда покрыта штриховкой. Фигуры животных и человека невелики по размеру.
Одна из интереснейших композиций того времени — «Сражающиеся лучники».

Слайд 59

Горы ДРАКЕНСБЕРГ,
ЮЖНО АФРИКАНСКАЯ РЕСПУБЛИКА

Роспись изображает редкие сцены рыбной ловли.

Горы ДРАКЕНСБЕРГ, ЮЖНО АФРИКАНСКАЯ РЕСПУБЛИКА Роспись изображает редкие сцены рыбной ловли.

Слайд 60

КЕРАМИКА И ОРНАМЕНТ

Расписной сосуд

Особая область первобытного искусства – орнамент.
В эпоху палеолита

КЕРАМИКА И ОРНАМЕНТ Расписной сосуд Особая область первобытного искусства – орнамент. В
появляется орнамент в виде параллельных волнистых линий, зубцов, спиралей, которым покрывали орудия.
На керамике орнамент появляется в эпоху неолита вместе с возникновением гончарного дела. Создавая орнамент по образцам природы, человек стремился к постижению природных знаков.

Слайд 61

Типы орнаментов

Типы орнаментов

Слайд 62

Способ передачи информации - голос

Способ передачи информации - голос

Слайд 63

Ударные музыкальные инструменты

Ударные музыкальные инструменты

Слайд 64

Духовые музыкальные инструменты

Духовые музыкальные инструменты

Слайд 65

Культура неолита. Особенности культуры скотоводческих племен
Кочевой образ жизни и его влияние на

Культура неолита. Особенности культуры скотоводческих племен Кочевой образ жизни и его влияние
культуру
Полигамия.
Война и агрессия – новая модель культуры
Протогорода - ограждение и защита поселений земледельцев от нападений
Расцвет искусства позднего неолита

Слайд 67

Мегалиты

Назначение мегалитов не всегда можно установить. Большей частью они, по мнению

Мегалиты Назначение мегалитов не всегда можно установить. Большей частью они, по мнению
некоторых ученых, служили для погребений или были связаны с погребальным культом. Есть и другие мнения. По-видимому, мегалиты — общинные сооружения (функция — социализирующая). Их возведение представляло для первобытной техники сложнейшую задачу и требовало объединения больших масс людей.

Слайд 68

Менгир – одиночно стоящий камень
(высота 20м)

Менгир – одиночно стоящий камень (высота 20м)

Слайд 69

Кромлех Броугар или Храм Солнца (Оркнейские острова). Изначально имел 60 элементов, но

Кромлех Броугар или Храм Солнца (Оркнейские острова). Изначально имел 60 элементов, но
сейчас состоит из 27 скал

Слайд 70

Кромлех – группа менгиров, образующих круг

Кромлех – группа менгиров, образующих круг

Слайд 71

Дольмен - сооружение из огромного камня, поставленного на несколько других камней

Дольмен - сооружение из огромного камня, поставленного на несколько других камней

Слайд 72

Мегалитическое сооружение «Стоунхендж»

Мегалитическое сооружение «Стоунхендж»

Слайд 73

«Колыбельные» цивилизации

Тезис «колыбельные цивилизации» планеты Земля придуман и запущен в жизнь русским

«Колыбельные» цивилизации Тезис «колыбельные цивилизации» планеты Земля придуман и запущен в жизнь
путешественником-самоучкой В. Сундаковым. Этот человек решил ввести официальный статус своей деятельности и нашел способ реализации такого плана.
Под «колыбельными» Сундаков подразумевает изолированные народы, которые до сих пор проживают в том же первобытном состоянии,
что и их далекие предки. В таких племенах он бывал, столкнувшись с огромной трудностью психологического перехода между ними и нами — его соплеменниками и современниками по цивилизации. Однако, цивилизация – это отнюдь не высшая стадия развития общества, а всего лишь состояние социума, когда с максимальной возможностью используется окружающая среда для удовлетворения своих нужд. Сундакову важно выделить из образа жизни тех племен не столько их быт, а сколько отношение к окружающему миру. https://youtu.be/Wh8efZF9jpE
https://youtu.be/bOW49OEE-So

Слайд 74

Каннибализм

Индия Индуистская секта «агхори» практикует поедание человеческих внутренностей. выловленных из священной реки

Каннибализм Индия Индуистская секта «агхори» практикует поедание человеческих внутренностей. выловленных из священной
Ганг, а также крадут человеческие органы из мест кремации. Помимо этого, они обмазывают себя пеплом сожженных тел, пьют из человеческих черепов и жуют головы живых животных, сочетая это с медитациями и молитвами богу Шиве. Агхори считают, что чужая плоть помогает им не стареть и способствует духовному просветлению.
Индонезия Племена даяков, которые известны как охотники за черепами и каннибалы. Папуа - Новая Гвинея Племя Короваи, насчитывающее около 4000 человек и устраивающее себе жилища на деревьях. Часто члены племени умирают от различных инфекций, но люди думают, что покойные стали жертвами Кахуа – мистического существа, которое якобы способно принимать человеческое обличье. Считается, что Кахуа съедает внутренности жертвы, пока она спит.
Камбоджа Расцвет каннибализма пришелся на период войн в Юго-Восточной Азии (1960-1970), когда красные кхмеры искусственно ограничивали количество пищи и таким образом создавали в стране голод. Кроме того, съесть печень врага – древний ритуал камбоджийских воинов. Сегодня людоедство в этих регионах тоже встречается, но редко.
Конго Больше всего случаев людоедства на территории Конго фиксировалось в период гражданской войны 1999 — 2003 гг. Но это продолжает происходить и в наши дни. Так, в 2014 г. толпа забила камнями, а затем сожгла и съела мужчину, которого обвинили в принадлежности к исламским повстанцам. Конголезцы верят, что съеденное сердце врага, приготовленное с особыми травами, дает человеку силу, храбрость и энергию.
Западная Африка Самое известное племя каннибалов в западной части Африки называет себя «Леопардами». Члены племени одеваются в шкуры леопардов и вооружаются звериными клыками. Вплоть до 80-х гг. прошлого столетия неподалеку от мест обитания «Леопардов» находили человеческие останки. Возможно, такие случаи происходят и в наши дни. Дикари убеждены, что, съев плоть другого человека, обретешь его качества – станешь быстрее и сильнее.
Фиджи называют «островом каннибалов». Местные людоеды вовсе не такие уж нецивилизованные: они едят столовыми приборами и коллекционируют вещи, оставшиеся от их жертв. Такие коллекции можно увидеть в музее Пенсильванского университета. Убийства чаще всего происходят из мести.
Бразилия Здешнее племя Уари вплоть до 1960 г. поедало плоть мертвецов, при жизни отличавшихся религиозностью и благочестием. Но оно было почти полностью истреблено какими-то миссионерами. Однако и сегодня в трущобах Олинды встречаются случаи каннибализма. Это объясняется крайне низким уровнем жизни, бедностью и постоянным голодом.

Слайд 76

Литература

Кармин А.С. Основы культурологии: морфология культуры. С.-Пб., 2015.
Культурология : Учеб.

Литература Кармин А.С. Основы культурологии: морфология культуры. С.-Пб., 2015. Культурология : Учеб.
пособие для студ техн. вузов / под ред. Н.Г. Багдасарьян. - М., 2009.
Культурология : Учеб. пособие для вузов / под ред. А. Н. Марковой. - М., 2015.
Культурология: Учеб. пособие / Е.В. Попова, Л.А. Кленов. – Екатеринбург, 2010.
Культурология в вопросах и ответах /под ред. Г.В. Драча. Ростов-на-Дону, 2013.
Садохин А. П. Культурология. Теория культуры: учебное пособие. М., 2004.
Сидорова И. М. Мировая культура и искусство
(в таблицах и схемах). Учебное пособие. Рыбинск, 2014.
Имя файла: Возникновение-культуры-(первобытное-общество)-(Тема-3).pptx
Количество просмотров: 24
Количество скачиваний: 0