Содержание
- 2. Кратко об А. Ахматовой До сих пор продолжается и, возможно, будет еще долго продолжаться спор: кого
- 3. Эта материнская трагедия объединила Ахматову с сотнями тысяч российских матерей, от которых "черные маруси" увозили их
- 4. Ей запретили публичные выступления, потому что, когда она где-нибудь появлялась, все невольно вставали. Но умер Сталин,
- 5. Аня Горенко с семьёй На рубеже прошлого и нынешнего столетий, хотя и не буквально хронологически, накануне
- 6. Анна Ахматова с мужем и сыном Училась Анна в Царскосельской женской гимназии. Пишет об этом так:"Училась
- 7. Сразу же она была дружно поставлена критиками в ряд самых больших русских поэтов. Ее книги стали
- 8. Романность в лирике Ахматовой Лирика Ахматовой периода ее первых книг ("вечер", "четки", "белая стая")- почти исключительно
- 9. Вопросы всевозможных сложных и трудных дисциплин начали разрешаться специалистами на хрупком и тонком материале этих замечательных
- 10. Важнейшей и, может быть, наиболее интересной мыслью Эйхенбаума было его соображение о "романности" ахматовской лирики, о
- 11. Потребность в романе - потребность, очевидно, насущная. Роман стал необходимым элементом жизни, как лучший сок, извлекаемый,
- 12. " Хочешь знать, как все это было?- Три в столовой пробило, И прощаясь, держась за перила,
- 13. Нередко стихи Ахматовой походят на беглую и как бы даже не "обработанную"запись в дневнике: " Он
- 14. Там тень моя осталась и тоскует. В этом стихотворении чувствуется скорее обрывок внутреннего монолога, та текучесть
- 15. Загадка популярности любовной лирики Ахматовой Едва ли не сразу после появления первой книги, а после "Четок"
- 16. Дело, очевидно, в том, что, как у любого крупного поэта, ее любовный роман, развертывавшийся в стихах
- 17. Именно по этой причине любовная лирика Ахматовой с течением времени, в предреволюционные, а затем и в
- 18. Но этого не произошло. Молодые читатели новой, пролетарской, встававшей на социалистический путь Советской России, работницы и
- 19. "Великая земная любовь" в лирике Ахматовой Ахматова, действительно, самая характерная героиня своего времени, явленная в бесконечном
- 20. Есть центр, который как бы сводит к себе весь остальной мир ее поэзии, оказывается ее основным
- 21. "Великая земная любовь" - вот движущее начало всей лирики Ахматовой. Именно она заставила по-иному - уже
- 22. Потому же открывается возможность ощутить мир по-детски свежо. Такие стихи, как "Мурка, не ходи, там сыч",
- 23. Пушкин и Ахматова Говоря о любовной лирике Ахматовой, нельзя не сказать несколько слов о чувствах самой
- 24. Для Ахматовой Муза всегда - "смуглая". Словно она возникла перед ней в "садах Лицея" сразу в
- 25. Ахматова с женской пристрастностью вглядывается и в знаменитое изваяние, пленившее когда-то поэта, и в пушкинский стих.
- 26. Как бы то ни было, но любовь к Пушкину, а вместе с ним и к другим
- 27. Заключение. Если расположить любовные стихи Ахматовой в определенном порядке, можно построить целую повесть со множеством мизансцен,
- 29. Скачать презентацию
Слайд 2Кратко об А. Ахматовой
До сих пор продолжается и, возможно, будет еще
Кратко об А. Ахматовой
До сих пор продолжается и, возможно, будет еще
![Кратко об А. Ахматовой До сих пор продолжается и, возможно, будет еще](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/456606/slide-1.jpg)
Слайд 3Эта материнская трагедия объединила Ахматову с сотнями тысяч российских матерей, от которых
Эта материнская трагедия объединила Ахматову с сотнями тысяч российских матерей, от которых
![Эта материнская трагедия объединила Ахматову с сотнями тысяч российских матерей, от которых](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/456606/slide-2.jpg)
комната в Фонтанном доме
Слайд 4 Ей запретили публичные выступления, потому что, когда она где-нибудь появлялась, все
Ей запретили публичные выступления, потому что, когда она где-нибудь появлялась, все
![Ей запретили публичные выступления, потому что, когда она где-нибудь появлялась, все невольно](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/456606/slide-3.jpg)
В отличие от повесившейся Марины Цветаевой, Ахматова
умерла, окружённая благоговением. Её отпевали в Морс-
ком соборе. Я. Смоляков в своём стихотворении об этих
похоронах горько усмехнулся тому, что под сводами со-
бора «сам Жданов вроде херувима на чёрных усиках
парил.»
Слайд 5 Аня Горенко с семьёй
На рубеже прошлого и нынешнего столетий, хотя и
Аня Горенко с семьёй
На рубеже прошлого и нынешнего столетий, хотя и
![Аня Горенко с семьёй На рубеже прошлого и нынешнего столетий, хотя и](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/456606/slide-4.jpg)
Анна Андреевна Горенко родилась 11(23)июня 1889года под Одессой. Годовалым ребенком она была перевезена в Царское Село, где прожила до шестнадцати лет. Первые воспоминания Ахматовой были царскосельскими: ". . . зеленое, сырое великолепие парков, выгон, куда меня водила няня , ипподром, где скакали маленькие пестрые лошадки, старый вокзал.
Слайд 6Анна Ахматова с мужем и сыном
Училась Анна в Царскосельской женской гимназии. Пишет
Анна Ахматова с мужем и сыном
Училась Анна в Царскосельской женской гимназии. Пишет
![Анна Ахматова с мужем и сыном Училась Анна в Царскосельской женской гимназии.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/456606/slide-5.jpg)
Слайд 7 Сразу же она была дружно поставлена критиками в ряд самых больших
Сразу же она была дружно поставлена критиками в ряд самых больших
![Сразу же она была дружно поставлена критиками в ряд самых больших русских](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/456606/slide-6.jpg)
«Так беспомощно грудь холодела, Но шаги мои были легки. Я на правую руку надела Перчатку с левой руки. " Песня последней встречи.
В 1930-1940 гг. жестокий, дисгармонический мир врывается в поэзию Ахматовой и диктует новые темы и новую поэтику: память истории и память культуры, судьба поколения, рассмотренная в исторической перспективе… Скрещиваются разновременный повествовательные планы, «чужое слово» уходит в глубины подтекста, история преломляется сквозь «вечные» образы мировой культуры, библейские и евангельские мотивы. Многозначительная недосказанность становится одним из художественных принципов позднего творчества Ахматовой. На нём строилась поэтика произведения «Поэмы без героя»
Слайд 8Романность в лирике Ахматовой
Лирика Ахматовой периода ее первых книг ("вечер", "четки",
Романность в лирике Ахматовой
Лирика Ахматовой периода ее первых книг ("вечер", "четки",
![Романность в лирике Ахматовой Лирика Ахматовой периода ее первых книг ("вечер", "четки",](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/456606/slide-7.jpg)
Новизна любовной лирики Ахматовой бросилась в глаза современникам чуть ли не с первых ее стихов, опубликованных еще в "аполлоне", но, к сожалению, тяжелое знамя акмеизма, под которое встала молодая поэтесса, долгое время как бы драпировало в глазах многих ее истинный, оригинальный облик и заставляло постоянно соотносить ее стихи то с акмеизмом, то с символизмом, то с теми или иными почему-либо выходившими на первый план лингвистическими или литературоведческими теориями.
Выступавший на вечере Ахматовой( в Москве в 1924 году), Леонид Гроссман остроумно и справедливо говорил: "сделалось почему - то модным проверять новые теории языковедения и новейшие направления стихологии на "четках" и "белой стае".
Слайд 9Вопросы всевозможных сложных и трудных дисциплин начали разрешаться специалистами на хрупком и
Вопросы всевозможных сложных и трудных дисциплин начали разрешаться специалистами на хрупком и
![Вопросы всевозможных сложных и трудных дисциплин начали разрешаться специалистами на хрупком и](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/456606/slide-8.jpg)
И действительно , две вышедшие в 20-х годах книги об Ахматовой, одна из которых принадлежала В. Виноградову, а другая Б. Эйхенбауму, почти не раскрывали читателю ахматовскую поэзию как явление искусства, то есть воплотившегося в слове человеческого содержания. Книга Эйхенбаума, по сравнению с работой Виноградова, конечно, давала несравненно больше возможностей составить себе представление об Ахматовой - художнике и человеке. Анна Ахматова
со своим сыном Львом
Слайд 10Важнейшей и, может быть, наиболее интересной мыслью Эйхенбаума было его соображение о
Важнейшей и, может быть, наиболее интересной мыслью Эйхенбаума было его соображение о
![Важнейшей и, может быть, наиболее интересной мыслью Эйхенбаума было его соображение о](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/456606/slide-9.jpg)
Слайд 11 Потребность в романе - потребность, очевидно, насущная. Роман стал необходимым элементом
Потребность в романе - потребность, очевидно, насущная. Роман стал необходимым элементом
![Потребность в романе - потребность, очевидно, насущная. Роман стал необходимым элементом жизни,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/456606/slide-10.jpg)
Нередко миниатюры Ахматовой были, в соответствии с ее излюбленной манерой, принципиально не завершены и подходили не столько на маленький роман в его, так сказать, традиционной форме, сколько на случайно вырванную страничку из романа или даже часть страницы, не имеющей ни начала, ни конца и заставляющей читателя додумывать то, что происходило между героями прежде.
Слайд 12" Хочешь знать, как все это было?- Три в столовой пробило, И
" Хочешь знать, как все это было?- Три в столовой пробило, И
![" Хочешь знать, как все это было?- Три в столовой пробило, И](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/456606/slide-11.jpg)
Хочешь знать, как все это было?
Возможно, именно такие стихи наблюдательный Василий Гиппиус и называл "гейзерами", поскольку в подобных стихах - фрагментах чувство действительно как бы мгновенно вырывается наружу из некоего тяжкого плена молчания, терпения, безнадежности и отчаяния.
Стихотворение "Хочешь знать, как все это было?. . " написано в 1910 году, то есть еще до того, как вышла первая ахматовская книжка "Вечер"(1912), но одна из самых характерных черт поэтической манеры Ахматовой в нем уже выразилась в очевидной и последовательной форме. Ахматова всегда предпочитала "фрагмент" связному, последовательному и повествовательному рассказу, так как он давал прекрасную возможность насытить стихотворение острым и интенсивным психологизмом;кроме того, как ни странно, фрагмент придавал изображаемому своего рода документальность: ведь перед нами и впрямь как бы не то отрывок из нечаянно подслушанного разговора, не то оброненная записка, не предназначавшаяся для чужих глаз. Мы, таким образом, заглядываем в чужую драму как бы ненароком, словно вопреки намерениям автора, не предполагавшего нашей невольной нескромности.
Слайд 13Нередко стихи Ахматовой походят на беглую и как бы даже не "обработанную"запись
Нередко стихи Ахматовой походят на беглую и как бы даже не "обработанную"запись
![Нередко стихи Ахматовой походят на беглую и как бы даже не "обработанную"запись](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/456606/slide-12.jpg)
" Он любил три вещи на свете: За вечерней пенье, белых павлинов И стертые карты Америки. Не любил, когда плачут дети, Не любил чая с малиной И женской истерики. А я была его женой". Он любил.
Иногда такие любовные "дневниковые" записи были более распространенными, включали в себя не двух, как обычно, а трех или даже четырех лиц, а также какие-то черты интерьера или пейзажа, но внутренняя фрагментарность, похожесть на "романную страницу" неизменно сохранялась и в таких миниатюрах:
" Там тень моя осталась и тоскует, Все в той же синей комнате живет, Гостей из города за полночь ждет И образок эмалевый целует. И в доме не совсем благополучно: Огонь зажгут, а все-таки темно. . . Не оттого ль хозяйке новой скучно, Не оттого ль хозяин пьет вино И слышит, как за тонкою стеною Пришедший гость беседует со мною".
Слайд 14 Там тень моя осталась и тоскует. В этом стихотворении чувствуется скорее
Там тень моя осталась и тоскует. В этом стихотворении чувствуется скорее
![Там тень моя осталась и тоскует. В этом стихотворении чувствуется скорее обрывок](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/456606/slide-13.jpg)
Особенно интересны стихи о любви, где Ахматова - что, кстати, редко у нее - переходит к "третьему лицу", то есть, казалось бы, использует чисто повествовательный жанр, предполагающий и последовательность, и даже описательность, но и в таких стихах она все же предпочитает лирическую фрагментарность, размытость и недоговоренность. Вот одно из таких стихотворений, написанное от лица мужчины:
" Подошла. Я волненья не выдал, Равнодушно глядя в окно. Села словно фарфоровый идол, В позе, выбранной ею давно. Быть веселой - привычное дело, Быть внимательной - это трудней. . . Или томная лень одолела. После мартовских пряных ночей? Утомительный гул разговоров, Желтой люстры безжизненный зной И мельканье искусных проборов Над приподнятой легкой рукой. Улыбнулся опять собеседник И с надеждой глядит на нее. . . Мой счастливый богатый наследник, Ты прочти завещанье мое". Подошла. Я волненья не выдал...
Слайд 15Загадка популярности любовной лирики Ахматовой
Едва ли не сразу после появления первой книги,
Загадка популярности любовной лирики Ахматовой
Едва ли не сразу после появления первой книги,
![Загадка популярности любовной лирики Ахматовой Едва ли не сразу после появления первой](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/456606/slide-14.jpg)
Но если страдание любящей души так неимоверно - до молчания, до потери речи - замкнуто и обуглено, то почему так огромен, так прекрасен и пленительно достоверен весь окружающий мир?
Слайд 16Дело, очевидно, в том, что, как у любого крупного поэта, ее любовный
Дело, очевидно, в том, что, как у любого крупного поэта, ее любовный
![Дело, очевидно, в том, что, как у любого крупного поэта, ее любовный](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/456606/slide-15.jpg)
В сложной музыке ахматовской лирики, в ее едва мерцающей глубине, в ее убегающей от глаз мгле, в подпочве, в подсознании постоянно жила и давала о себе знать особая, пугающая дисгармония, смущавшая саму Ахматову. Она писала впоследствии в "Поэме без героя", что постоянно слышала непонятный гул, как бы некое подземное клокотание, сдвиги и трение тех первоначальных твердых пород, на которых извечно и надежно зиждилась жизнь, но которые стали терять устойчивость и равновесие.
Самым первым предвестием такого тревожного ощущения было стихотворение "Первое возвращение" с его образами смертельного сна, савана и погребального звона и с общим ощущением резкой и бесповоротной перемены, происшедшей в самом воздухе времени.
В любовный роман Ахматовой входила эпоха - она по-своему озвучивала и переиначивала стихи, вносила в них ноту тревоги и печали, имевших более широкое значение, чем собственная судьба.
Слайд 17Именно по этой причине любовная лирика Ахматовой с течением времени, в предреволюционные,
Именно по этой причине любовная лирика Ахматовой с течением времени, в предреволюционные,
![Именно по этой причине любовная лирика Ахматовой с течением времени, в предреволюционные,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/456606/slide-16.jpg)
На этом грохочущем фоне, не признававшем полутонов и оттенков, в соседстве с громоподобными маршами и "железными" стихами первых пролетарских поэтов, любовная лирика Ахматовой, сыгранная на засурденных скрипках, должна была бы, по всем законам логики, затеряться и бесследно исчезнуть.
Слайд 18Но этого не произошло. Молодые читатели новой, пролетарской, встававшей на социалистический путь
Но этого не произошло. Молодые читатели новой, пролетарской, встававшей на социалистический путь
![Но этого не произошло. Молодые читатели новой, пролетарской, встававшей на социалистический путь](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/456606/slide-17.jpg)
музей в Фонтанном доме
Слайд 19"Великая земная любовь" в лирике Ахматовой
Ахматова, действительно, самая характерная героиня своего времени,
"Великая земная любовь" в лирике Ахматовой
Ахматова, действительно, самая характерная героиня своего времени,
!["Великая земная любовь" в лирике Ахматовой Ахматова, действительно, самая характерная героиня своего](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/456606/slide-18.jpg)
Герой ахматовской лирики (не героиня) сложен и многолик. Собственно, его даже трудно определить в том смысле, как определяют, скажем, героя лирики Лермонтова. Это он - любовник, брат, друг, представший в бесконечном разнообразии ситуаций: коварный и великодушный, убивающий и воскрешающий, первый и последний.
Но всегда, при всем многообразии жизненных коллизий и житейских казусов, при всей необычности, даже экзотичности характеров героиня или героини Ахматовой несут нечто главное, исконно женское, и к немуто пробивается стих в рассказе о какой-нибудь канатной плясунье, например, идя сквозь привычные определения и заученные положения ("Меня покинул в новолунье // Мой друг любимый. Ну так что ж!") к тому, что "сердце знает, сердце знает": глубокую тоску оставленной женщины. Вот эта способность выйти к тому, что "сердце знает", - главное в стихах Ахматовой. "Я вижу все, // Я все запоминаю". Но это "все" освещено в ее поэзии одним источником света.
Слайд 20Есть центр, который как бы сводит к себе весь остальной мир ее
Есть центр, который как бы сводит к себе весь остальной мир ее
![Есть центр, который как бы сводит к себе весь остальной мир ее](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/456606/slide-19.jpg)
" Эта встреча никем не воспета,
И без песен печаль улеглась.
Наступило прохладное лето,
Словно новая жизнь началась.
Сводом каменным кажется небо,
Уязвленное желтым огнем,
И нужнее насущного хлеба
Мне единое слово о нем.
Ты, росой окропляющий травы,
Вестью душу мою оживи, -
Не для страсти, не для забавы,
Для великой земной любви".
Слайд 21"Великая земная любовь" - вот движущее начало всей лирики Ахматовой. Именно она
"Великая земная любовь" - вот движущее начало всей лирики Ахматовой. Именно она
!["Великая земная любовь" - вот движущее начало всей лирики Ахматовой. Именно она](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/456606/slide-20.jpg)
" То пятое время года, Только его славословь. Дыши последней свободой, Оттого, что это - любовь. Высоко небо взлетело, Легки очертанья вещей, И уже не празднует тело Годовщину грусти своей".
В этом стихотворении Ахматова назвала любовь "пятым временем года". Из этого-то необычного, пятого, времени увидены ею остальные четыре, обычные. В состоянии любви мир видится заново. Обострены и напряжены все чувства. И открывается необычность обычного. Человек начинает воспринимать мир с удесятеренной силой, действительно достигая в ощущении жизни вершин. Мир открывается в дополнительной реальности: "Ведь звезды были крупнее, // Ведь пахли иначе травы". Поэтому стих Ахматовой так предметен: он возвращает вещам первозданный смысл, он останавливает внимание на том, мимо чего мы в обычном состоянии способны пройти равнодушно, не оценить, не почувствовать. "Над засохшей повиликою // Мягко плавает пчела" - это увидено впервые.
Слайд 22Потому же открывается возможность ощутить мир по-детски свежо. Такие стихи, как "Мурка,
Потому же открывается возможность ощутить мир по-детски свежо. Такие стихи, как "Мурка,
![Потому же открывается возможность ощутить мир по-детски свежо. Такие стихи, как "Мурка,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/456606/slide-21.jpg)
И еще одна связанная с тем же особенность. В любовных стихах Ахматовой много эпитетов, которые когда-то знаменитый русский филолог А. Н. Веселовский назвал синкретическими и которые рождаются из целостного, нераздельного, слитного восприятия мира, когда глаз видит мир неотрывно от того, что слышит в нем ухо; когда чувства материализуются, опредмечиваются, а предметы одухотворяются. "В страсти раскаленной добела" - скажет Ахматова. И она же видит небо, "уязвленное желтым огнем" - солнцем, и "люстры безжизненный зной".
изображение поэзии
Ахматовой в рисунке
Слайд 23Пушкин и Ахматова
Говоря о любовной лирике Ахматовой, нельзя не сказать несколько слов
Пушкин и Ахматова
Говоря о любовной лирике Ахматовой, нельзя не сказать несколько слов
![Пушкин и Ахматова Говоря о любовной лирике Ахматовой, нельзя не сказать несколько](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/456606/slide-22.jpg)
И одним из неоскудневающим источником творческой радости и вдохновения для Ахматовой был Пушкин. Она пронесла эту любовь через всю свою жизнь, не побоявшись даже темных дебрей литературоведения, куда входила не однажды, чтобы прибавить к биографии любимого поэта несколько новых штрихов. (А. Ахматовой принадлежат статьи: "Последняя сказка Пушкина (о "Золотом петушке")", "Адольф" Бенжамена Констана в творчестве Пушкина", "О "Каменном госте" Пушкина", а также работы: "Гибель Пушкина", "Пушкин и Невское взморье", "Пушкин в 1828 году" и др. )
В "Вечере" Пушкину посвящено стихотворение из двух строф, очень четких по рисунку и трепетно-нежных по интонации.
Любовь к Пушкину усугублялась еще и тем, что по стечению обстоятельств Анна Ахматова - царскоселка, ее отроческие, гимназические годы прошли в Царском Селе, теперешнем Пушкине, где и сейчас каждый невольно ощущает неисчезающий пушкинский дух, словно навсегда поселившийся на этой вечно священной земле русской Поэзии. Те же Лицей и небо и так же грустит девушка над разбитым кувшином, шелестит парк, мерцают пруды и, по-видимому, так же (или - иначе?) является Муза бесчисленным паломничающим поэтам. . .
Слайд 24Для Ахматовой Муза всегда - "смуглая". Словно она возникла перед ней в
Для Ахматовой Муза всегда - "смуглая". Словно она возникла перед ней в
![Для Ахматовой Муза всегда - "смуглая". Словно она возникла перед ней в](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/456606/slide-23.jpg)
" Урну с водой уронив,
об утес ее дева разбила.
Дева печально сидит,
праздный держа черепок.
Чудо! Не сякнет вода,
изливаясь из урны разбитой;
Дева, над вечной струей,
вечно печальна сидит".
Слайд 25Ахматова с женской пристрастностью вглядывается и в знаменитое изваяние, пленившее когда-то поэта,
Ахматова с женской пристрастностью вглядывается и в знаменитое изваяние, пленившее когда-то поэта,
![Ахматова с женской пристрастностью вглядывается и в знаменитое изваяние, пленившее когда-то поэта,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/456606/slide-24.jpg)
" И как могла я ей простить
Восторг твоей хвалы влюбленной. . .
Смотри, ей весело грустить,
Такой нарядно обнаженной".
Надо сказать, что небольшое ахматовское стихотворение безусловно одно из лучших в уже необозримой сейчас поэтической пушкиниане, насчитывающей, по-видимому, многие сотни взволнованных обращений к великому гению русской литературы. Но Ахматова обратилась к нему так, как только она одна и могла обратиться, - как влюбленная женщина, вдруг ощутившая мгновенный укол нежданной ревности. В сущности, она не без мстительности доказывает Пушкину своим стихотворением, что он ошибся, увидев в этой ослепительной стройной красавице с обнаженными плечами некую вечно печальную деву. Вечная грусть ее давно прошла, и вот уже около столетия она втайне радуется и веселится своей поистине редкостной, избраннической, завидной и безмерно счастливой женской судьбе, дарованной ей пушкинским словом и именем. . .
Слайд 26Как бы то ни было, но любовь к Пушкину, а вместе с
Как бы то ни было, но любовь к Пушкину, а вместе с
![Как бы то ни было, но любовь к Пушкину, а вместе с](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/456606/slide-25.jpg)
…И как буд- то по ошибке
Я сказала: «ТЫ»
Озарила тень улыбки милые черты
От подобных отговорок
Каждый вспыхнет взор,
Я люблю тебя как сорок ласковых
сестёр.
Слайд 27Заключение.
Если расположить любовные стихи Ахматовой в определенном порядке, можно построить целую
Заключение.
Если расположить любовные стихи Ахматовой в определенном порядке, можно построить целую
![Заключение. Если расположить любовные стихи Ахматовой в определенном порядке, можно построить целую](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/456606/slide-26.jpg)
В лирической героине стихов Ахматовой, в душе самой поэтессы постоянно жила жгучая, требовательная мечта о любви истинно высокой, ничем не искаженной. Любовь у Ахматовой - грозное, повелительное, нравственно чистое, всепоглощающее чувство, заставляющее вспомнить библейскую строку: "Сильна, как смерть, любовь - и стрелы ее - стрелы огненные".