Содержание
- 2. 1. Специфика, Общая характеристика 1) Ф-фия древних греков и др. римлян, охватывающая период с VII в.
- 3. 2. Периоды античной философии: 1) Натуралистический - досократовский, а философов - досократиками (проблемы космоса и поиска
- 4. 3. МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА Главная проблема – поиск первоначала, архэ («архетипы» К.Г.Юнга). А) Субстрат = Субстанция //
- 5. 4. Гераклит (ок. 530 - 470 до н.э.). 1) Первоначало - Огонь (для древних – это
- 6. 5) «Принцип двух зеркал» - Самопознание - путь познания Макрокосма. познание Микрокосма есть познание Макрокосма, и
- 7. Гераклит 9) Гераклит о Пифагоре:«Многознание уму не научает». 10) Аристократизм – из царского рода // «Темный»
- 8. 5) философии Элеатов БЫТИЕ Парменид (+ Ксенофан, Зенон) // = Бог 1) бытие есть, небытия нет,
- 9. Элеаты 2. Истина - истину, основанную на рациональном познании, мнение, основанное на чувственных восприятиях. // лишь
- 10. Апории Зенона 2. Ахиллес и Черепаха Самый Быстрый не м. Догнать самое Медленное Если простр-во бескон-но
- 11. СОФИСТЫ 3) Человек – Мера всех Вещей Предпочтение, Договоренность, Соглашение (Конвенционализм) – мера Сущ-ния, Норм –
- 12. 7. Эмпиризм - действительность существует только в Восприятии, в мыслях человека. 7. СОКРАТ . Сократ впервые
- 13. Что же такое познаниеи знание? Знание он определяет как понятие о предмете. Предмету необходимо дать понятие,
- 14. СОКРАТ Этика Сократа носит рационалистический характер. Аристотель совершенно справедливо возражал потом Сократу: иметь знание о добре
- 15. секты ГНОСТИЦИЗМ – 2 век / Рационализм / Бог – Logos, Закон / Евангелие от Иоанна
- 16. секты МОНОФИЗИТСТВО – Христос воплощает только Божественную сущность Не человек / На кресте пострадал Бог Образ
- 18. Скачать презентацию
Слайд 21. Специфика, Общая характеристика
1) Ф-фия древних греков и др. римлян,
охватывающая период
1. Специфика, Общая характеристика
1) Ф-фия древних греков и др. римлян,
охватывающая период
просуществовала около 1200 лет – до нач. 6 в
2) Познание – Сущности Природы , Космоса = Гармония // Космоцентризм // Ойкумена – Очеловеченный космос
Субстанция = Субстрат // Первоначало // откуда произошел мир // Огонь Вода Воздух Земля // Милетская школа // Физики
3) Созерцательность // без Экспериментов
4) от Мифа – к Логосу // от Рел-Мифол-го объяснения – к Научному
5) Аристократизм
6) Этноцентризм // Чел-к – т. Грек // Варвары
Слайд 32. Периоды античной философии:
1) Натуралистический - досократовский,
а философов - досократиками
(проблемы космоса
2. Периоды античной философии:
1) Натуралистический - досократовский,
а философов - досократиками
(проблемы космоса
Милетская школа, пифагорейцы, элеаты, древнегреческие атомисты (Левкип и Демокрит).
с 7 до 5 в. до н. э.
2) гуманистический или классический
(софисты, Сократ)– сущность человека, вопросы счастья, свободы, морали.
5 в до н.э.
3) период большого синтеза Платона и Аристотеля – открытие
идеального бытия, формулировка Ф проблем,
построение первых метафизических систем.
4) эллинистические школы– в римской ф
кинизм, стоицизм (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий), скептицизм (Секст Эмпирик), эпикуреизм ( Тит Лукреций Кар),
Слайд 43. МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА
Главная проблема – поиск первоначала, архэ («архетипы» К.Г.Юнга).
А) Субстрат =
3. МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА
Главная проблема – поиск первоначала, архэ («архетипы» К.Г.Юнга).
А) Субстрат =
Б) Генетический аспект // Порождение
2) Фалес - вода.
Вещества - разнообразие агрегатных состояний воды.
Первоначало это разумное, одухотворенное. // «мир полон богов», духов.
«Познай самого себя». Познавая себя, психику, мы познаем мир.
3) Для Анаксимена первоначалом является воздух.
процесс разрежения и сгущения - образуются все вещества.
источник жизни и псих. явлений,
Душа – «дыхание», дуновение воздуха.
(Он подобен эфиру - в физике вплоть до нач. 20 века)
Метафора: Рыбка в Воде
4) Для Ферекида это первоначало –
земля.
.
Слайд 54. Гераклит (ок. 530 - 470 до н.э.).
1) Первоначало - Огонь
4. Гераклит (ок. 530 - 470 до н.э.).
1) Первоначало - Огонь
Огонь изменчив, подвижен, одухотворен.
наиболее подвижен огонь. // первовещество природы – «огонь».
не только материальные тела , но и души.
Душа материальна, это наименее влажный, сухой огонь. Все вещи
возникают из огня путем последовательных превращений.
Все состоит из него, рождается, // (Космос) сгорает в огне.
(«Огонь» = современному понятию «энергия». Е = mc2 – там, где масса, там «энергия», там «психея».) // не создал никакой Бог
2) Эсхатология Мировой пожар подобен мировому суду, являясь нравственным, духовным событием. // Эсхатология – учение о конце мира, света.
3) гилозоизм // Обожествление огня. Везде разум, жизнь, психея.
гилозоизм («везде жизнь»). Оно = панпсихизму («везде психика»).
4) ЛОГОС Душа человека - искорка Мирового Огня.
Она должна развиваться по законам Космоса, в соответствии с Логосом Вселенной.
Логос – это Закон, Принцип, Дао. // Все происходит по необходимости
Слайд 65) «Принцип двух зеркал» - Самопознание - путь познания Макрокосма.
познание Микрокосма
5) «Принцип двух зеркал» - Самопознание - путь познания Макрокосма.
познание Микрокосма
6) Рационализм *Ощущение продуцирует темное, недифференцированное знание.
Разум – светлое, отчетливое. // Они - в гармоничном единстве.
7) Различие между душой взрослого и душой ребенка.
По мере взросления психика становится более «сухой и горячей». У ребенка (и пьяного) душа влажная.
8) Диалектика. 1. Все течет – все изменяется (panta rei).
Мир, психика – река, в которую нельзя войти дважды
(ученик Кратил: даже один раз).
2. Все явления наделены противоположными качествами и тенденциями.
(Вода – чистейшая и грязнейшая. Обезьяна – прекраснейшая и безобразнейшая).
3. Противоположности переходят друг в друга.
4. Распря, борьба противоположностей – закон мира (и основа групповой динамики в соц. псих.).
З-н Единства и Борьбы противоположностей
мир - в беспрерывном изменении
Мир есть процесс, в котором всякая вещь и всякое свойство переходят в свою противоположность: холодное становится теплым, теплое – холодным,
Слайд 7Гераклит
9) Гераклит о Пифагоре:«Многознание
уму не научает».
10) Аристократизм – из
Гераклит
9) Гераклит о Пифагоре:«Многознание
уму не научает».
10) Аристократизм – из
рода //
«Темный» // Одиночество
Слайд 85) философии Элеатов
БЫТИЕ Парменид (+ Ксенофан, Зенон) // = Бог
1)
5) философии Элеатов
БЫТИЕ Парменид (+ Ксенофан, Зенон) // = Бог
1)
Не формы Б – природное, социальн. – а Б. как таковое
понятия предельной общности (бытие, небытие, движение).
Окружающее – чувственно познаваемое - Небытие
2) Б. - Непрерывное,
Нераздельное,
Неподвижное
Единое - одинаково присутствующее в каждом мельчайшем элементе
Мышление и Б. – Одно // Б. познается т. Разумом – не Чувствами
Истина – Знание противостоит Мнению
Рац. Познание - Чувственному
Слайд 9Элеаты
2. Истина - истину, основанную на рациональном познании,
мнение, основанное
Элеаты
2. Истина - истину, основанную на рациональном познании,
мнение, основанное
Только разум может постичь истину, исходя из тождества мышления и бытия
3. ЗЕНОН - Апории – парадоксальные суждения – с из помощью – доказать – Б. – Едино и Неподвижно
Как только Допускаем – Движение и Раздел-сть – Противоречие
1) Дихотомия – чтобы дойти из точки в др. – необх-мо пройти бесконечное кол-во точек и отрезков
Движение не м. начаться
Слайд 10Апории Зенона
2. Ахиллес и Черепаха
Самый Быстрый не м. Догнать самое
Апории Зенона
2. Ахиллес и Черепаха
Самый Быстрый не м. Догнать самое
Если простр-во бескон-но делимо, то Движен. Не м. Начаться
3. Стрела - Движение – сумма состояний Покоя
6. СОФИСТЫ
Представители: Протагор, Горгий, Гиппий, Ликофрон,
1) Софисты – платные учителя мудрости, красноречия и спора / Гуру, мастер // В условиях Демократии
умело манипулируя словами и аргументами, м. ложное доказать, а истинное опровергнуть.
2) ИСТИНА – то, что доказано Их интересовала не объективная истина, а способы доказательства и опровержения. / Объективное, истинное познание недостижимо {скептицизм)
3) Человек – Мера всех Вещей – Протагор
Слайд 11СОФИСТЫ
3) Человек – Мера всех Вещей
Предпочтение, Договоренность, Соглашение (Конвенционализм) – мера Сущ-ния,
СОФИСТЫ
3) Человек – Мера всех Вещей
Предпочтение, Договоренность, Соглашение (Конвенционализм) – мера Сущ-ния,
3.1) Релятивизм / Нет Абсол-го / Относит-но Человека
Познавательный + Нравственный релятивизм: условность правовых норм, государственных законов и моральных оценок
4) 1-чные – 2-чные Качества
1-чные Качества – вторичны
Только В восприятии
5) Поведение опред-ся не Матер. причинами, а Смыслами, Значением Ситуации
Поведение (Мотивац.) теряет Фатальность (= Прир. Явл-ям) (Неопределенность, Вариативность) / Манипуляция
6) Нравственное – то, что выгодно
Слайд 12 7. Эмпиризм - действительность существует только в Восприятии, в мыслях человека.
7.
7. Эмпиризм - действительность существует только в Восприятии, в мыслях человека.
7.
. Сократ впервые в центр Ф. поставил проблему человека.
Он не оставил Ф. произведений.
Свое учение излагал в форме открытой беседы (диалога), темами
которой были проблемы актуальные во все времена: добро, зло,
любовь, счастье, честность и т.д.
Ф. - не изучение природы, а учение О том, как следует жить.
против ранних физиков.
главная задача познания – самопознание,
а принцип философии – «познай самого себя».
Слайд 13Что же такое познаниеи знание? Знание он определяет как понятие о предмете.
характерных только для него.
Сократ отождествляет добродетель со знанием. Поведение человека определяется его понятиями о доблести и благе: нет человека, который, зная, что он может сделать нечто лучшее,
стал бы делать худшее. Сократ сводил всякое дурное действие к простому
незнанию или к заблуждению. Только тот человек мужественен, кто
знает, что такое мужество. Знание того, что такое добро и что такое зло
делает людей добродетельными. Зная, что хорошо и что плохо, никто
не может поступать плохо. Зло – результат незнания доброго.
Нравственность, по Сократу, следствие знания. Задача философии –
помочь человеку прийти к правильному пониманию – понятию –
предмета или явления (что такое мужество, любовь и т.д.).
На это направлен метод, применяемый Сократом – майевтика. Суть его
состоит в том, чтобы благодаря наводящим вопросам подвести
собеседника к самостоятельному нахождению истины. Он не
навязывает свою точку зрения, а помогает родиться истине в душе
человека. Майевтика дословно переводится как повивальное искусство.
Слайд 14СОКРАТ
Этика Сократа носит рационалистический характер. Аристотель
совершенно справедливо возражал потом Сократу: иметь
СОКРАТ
Этика Сократа носит рационалистический характер. Аристотель
совершенно справедливо возражал потом Сократу: иметь
добре и зле и быть добрым или злым – не одно и то же.
Сократ был чрезвычайно популярным философом. Все свое
время он посвящал беседам и спорам, которые проходили чаще всего
на многолюдном рынке Афин. У него было много учеников. Однако,
его разговоры не были понятны официальным властям. Сократ был
обвинен в подрыве устоев общества и отрицании богов, приговорен к
смерти и добровольно принял чашу с ядом – цикутой брань
Слайд 15секты
ГНОСТИЦИЗМ – 2 век / Рационализм / Бог – Logos, Закон /
секты
ГНОСТИЦИЗМ – 2 век / Рационализм / Бог – Logos, Закон /
Опасно для христианства
Грех не зависит от чел-ка
АРИАНСТВО – 4-6 век / Александрийский свящ. Арий
Идея Субординации богов
Христос – сущ-во б. низшее, младшее / Между Богом и чел-ком /
Тварное – от Бога-Отца / не равен ему
Император Константин / Готы – против «папистов»
МОНОФИЗИТСТВО – Христос воплощает только Божественную сущность
Слайд 16секты
МОНОФИЗИТСТВО – Христос воплощает только Божественную сущность
Не человек / На кресте пострадал
секты
МОНОФИЗИТСТВО – Христос воплощает только Божественную сущность
Не человек / На кресте пострадал
Образ Христа Вседержителя / Христа Пантократора
Армянская церковь