Архитектура средневекового Казахстана

Содержание

Слайд 2

Едва ли не самыми замечательными из памятников строительного мастерства и архитектуры средневекового

Едва ли не самыми замечательными из памятников строительного мастерства и архитектуры средневекового
Казахстана являются культовые здания.
Среди сохранившихся до нашего времени строений особый интерес вызывают мавзолеи и мазары ("жилища мертвых").
Широкую известность приобрели
мавзолеи Бабаджи-хатун и Айша-биби, построенные соответственно в
Х-ХI и ХI- ХII веках;
мавзолеи Жошы-хана и Алаша-хана (близ Жезказгана), относящиеся к ХIII веку;
Жубан-ана, Каип-ата, Маулим-берды в долинах рек Сарысу и Кенгир;
мавзолей Кара-хана в Таразе и др.

Слайд 3

Многие из них и сегодня восхищают оригинальностью архитектурной композиции, декоративным убранством и

Многие из них и сегодня восхищают оригинальностью архитектурной композиции, декоративным убранством и
высоким строительным искусством. С большим совершенством применялись в этих зданиях фигурная кладка кирпича и новые виды строительного материала:
ганч, алебастр, терракотовые и изразцовые плиты.

Слайд 4

В 18 км от города Тараза высятся на холме два уникальных памятника.

В 18 км от города Тараза высятся на холме два уникальных памятника.
Один из них, мавзолей Бабаджи-хатун выделяется простотой и монументальностью архитектурной композиции. Его почти кубическое здание увенчано граненым барабаном и ныне разрушенным шестнадцатиреберным коническим куполом; плоскости стен фасадов оформлены нишами и розетками, выполненными фигурной кладкой, а парапет главного фасада мавзолея сохранил остатки надписи на арабском языке:
"Эта гробница, называемая Абаджи-хатун. Строитель ее…"

Слайд 5

Жемчужиной архитектурно-строительного и декоративного искусства можно назвать расположенный рядом
мавзолей Айша-биби
Мавзолей

Жемчужиной архитектурно-строительного и декоративного искусства можно назвать расположенный рядом мавзолей Айша-биби Мавзолей
имеет кубическое основание, когда-то покрытое куполом. По четырем углам здания возвышаются массивные колонны. Система небольших ниш, малых колонок, сводов, стрельчатых арок создает впечатление ажурности мавзолея, а оформление стен и колонн терракотовой облицовочной плиткой радует глаз разнообразием орнамента. В терракотовых узорах этого здания, в различных сочетаниях воплотились традиционные виды орнаментального искусства древних племен Казахстана, из которых геометрический, зооморфный и солярный мотивы уходят своими корнями в искусство андроновских и сакских племен II-I тысячелетий до н.э.

Слайд 6

О строительстве мавзолея не осталось каких-либо достоверных сведений. Однако существует казахская легенда

О строительстве мавзолея не осталось каких-либо достоверных сведений. Однако существует казахская легенда
о любви Айша-биби к своему жениху. Существуют 28 различных версий этой легенды. Согласно самой распространённой — Айша-биби была дочерью известного учёного и поэта XI века Хакима Сулеймана Быкырганы.
После его смерти она воспитывалась у шейха Айкожы. Однажды правитель ТаразаПосле его смерти она воспитывалась у шейха Айкожы. Однажды правитель Тараза Карахан Мухаммед (в честь которого возведён мавзолей Карахана в Таразе) попросил её руки, однако её воспитатель не дал согласие. Тогда она обманным путём поехала в Тараз. К несчастью, её жених никогда не смог её увидеть больше, так как она погибла на берегу реки Аса от укуса змеиПосле его смерти она воспитывалась у шейха Айкожы. Однажды правитель Тараза Карахан Мухаммед (в честь которого возведён мавзолей Карахана в Таразе) попросил её руки, однако её воспитатель не дал согласие. Тогда она обманным путём поехала в Тараз. К несчастью, её жених никогда не смог её увидеть больше, так как она погибла на берегу реки Аса от укуса змеи, спрятавшейся в головном уборе. Скорбя по смерти девушки, Карахан воздвиг мавзолейПосле его смерти она воспитывалась у шейха Айкожы. Однажды правитель Тараза Карахан Мухаммед (в честь которого возведён мавзолей Карахана в Таразе) попросил её руки, однако её воспитатель не дал согласие. Тогда она обманным путём поехала в Тараз. К несчастью, её жених никогда не смог её увидеть больше, так как она погибла на берегу реки Аса от укуса змеи, спрятавшейся в головном уборе. Скорбя по смерти девушки, Карахан воздвиг мавзолей сказочной красоты на месте её гибели. Попутчица Айша-биби Бабаджи хатун стала хранительницей мавзолея и после смерти была похоронена в 20 шагах от Айша-биби в мавзолее Бабаджи хатун. Среди надписей на угловых колоннах здания сохранились такие слова :
"Осень, тучи…жизнь прекрасна".

Мавзолей Карахана

Слайд 7

Среди местного населения сохранилось предание о том,
что именно здесь погиб во

Среди местного населения сохранилось предание о том, что именно здесь погиб во
время охоты при таинственных обстоятельствах 
в  1227 году старший сын Чингизхана Жошыхан (Джучи). Историки Рашид
Ад-дин, Джузджани и др. считали, что он был убит по приказу отца.
По своей объемной композиции - это портально-купольное однокамерное сооружение из красного жженого кирпича.
Многогранный барабан, сферо-конический купол, стрельчатая арка ниши портала – повторение строительных форм предыдущего караханидского времени.

Улытауский район Центрального Казахстана издавна был излюбленным
местом летовок правителей кочевых племен. В этой местности находилась
Ставка хана Жошы и его сыновей. Мавзолей хана Жошы (1228-1230)
находится на левом берегу р.Каракенгир, в 55 км к северо-востоку от
Жезказгана. Автор, строитель и история создания не известны.

Слайд 8

Среди памятников Центрального Казахстана по своим архитектурно- художественным качествам выделяется мавзолей Алаша-хана

Среди памятников Центрального Казахстана по своим архитектурно- художественным качествам выделяется мавзолей Алаша-хана
(ХIII в.). Благодаря строгим пропорциям элементов композиции, удачному их сочетанию и сдержанному архитектурному декору здание выглядит цельным и монументально величавым, что усиливается выгодным его расположением на возвышенном месте.

Слайд 9

Широко известно, что культовые сооружения казахов отличались большим разнообразием. К числу оригинальных

Широко известно, что культовые сооружения казахов отличались большим разнообразием. К числу оригинальных
надгробных памятников относится овеянный легендами мазар Козы Корпеш - Баян Сулу и более ранний по времени Домбаул. Таких сооружений в Казахстане немало. Эти сложенные из камня круглые юртообразные памятники получили у казахов название "уйтас" или "дын".

Мазар Козы Корпеш- Баян Сулу - памятник архитектуры Х-ХI вв.
Расположен на берегу реки Аягуз в Семипалатинской области.
Мазар, связанный с именами героев лиро-эпической поэмы, является одним из древнейших памятников в Казахстане, дошедших до нашего времени.
Памятник – символ бессмертия трагической любви юноши и девушки, высоты их человеческого духа.

Слайд 10

Своеобразные культовые постройки распространены на западе Казахстана: Мангыстау, Устюрте и в долине

Своеобразные культовые постройки распространены на западе Казахстана: Мангыстау, Устюрте и в долине
р. Эмбы, в районах, богатых месторождениями красивых известняков-ракушечников розовых, серых и желтоватых оттенков

г. Астана,
историко-архитектурный комплекс
«Атамекен»

Слайд 11

Большую группу исторических памятников этого региона составляют подземные сооружения. Самый древний из

Большую группу исторических памятников этого региона составляют подземные сооружения. Самый древний из
них - мечеть Шакпак-ата, датируемый IХ-Х вв. н.э. По размерам она чуть больше шестиканатной юрты. Стены выложены ракушечником; колонны, поддерживающие потолок, украшены затейливым орнаментом. В этой каменной мечети укрывался суфий Шакпак-ата со своими учениками во время вражеских набегов. В последние годы жизни он стал затворником и больше не покидал свою подземную обитель.

Слайд 12

Говоря о святынях Мангыстау нельзя не упомянуть Шеркалу. Город-крепость, вырубленный в скале,

Говоря о святынях Мангыстау нельзя не упомянуть Шеркалу. Город-крепость, вырубленный в скале,
он был известен еще в VIII-IХ веках во времена арабских завоеваний. Гора, превращенная человеком в неприступную крепость, напоминала льва, поэтому и вошла в историю как "город-лев".

О, Шеркала! Твои фигуры Не променяю, не отдам За все химеры и горгульи, За все скульптуры Notre-Dame!
О, Шеркала! В степи казахской Ты Сфинксом мудрым пролегла И вопросительно в глаза мне Глядишь и в сердце, Шеркала!

Имя файла: Архитектура-средневекового-Казахстана.pptx
Количество просмотров: 611
Количество скачиваний: 7