Слайд 2Левитана называли певцом русской природы. Его полотна примечательны тем, что художник делал
не слепок или фотографию с природы, а передавал её живое дыхание. Поэтому Стасов и назвал его картины эмоциональными поэмами.
Осенний день. Сокольники.1879
Государственная Третьяковская галерея
Слайд 3О детстве Левитана почти ничего не известно. Он родился в небольшом литовском
городке Кибартай в еврейской семье среднего достатка. На выбор будущей профессии повлиял его старший брат.
Берёзовая роща. 1889
Государственная Третьяковская галерея
Слайд 4В возрасте 13 лет Левитан был принят в число учеников Московского училища
живописи, ваяния и зодчества. Он попал в класс пейзажа, которым руководили известные художники Алексей Саврасов и Василий Поленов.
Весна – большая вода. 1897
Государственная Третьяковская галерея
Слайд 5Левитан не мог надеяться на поддержку семьи и с самого начала пребывания
в училище должен был зарабатывать на жизнь уроками или заказными портретами. Хотя он блестяще закончил училище, ему был вручён диплом учителя чистописания, поскольку, по мнению царских чиновников, еврей не мог быть художником.
Сумерки. Луна. 1899
Государственный Русский музей
Слайд 6Летом 1890 года Левитан совершил поездку по Русскому Северу, из которой привёз
много этюдов и пейзажей, Полученные впечатления помогли ему написать первую большую картину « Тихая обитель». Её элегические тона произвели сильное впечатление на Третьякова, и он купил картину для своей галереи.
Март. 1895
Государственная Третьяковская галерея
Слайд 7В 1892 году Левитан был вынужден покинуть Москву, поскольку в то время
евреям запрещалось проживать в столицах. Он поселился в деревне на пути во Владимир и запечатлел эти места в своей картине « Владимирка»
Владимирка. 1892
Государственная Третьяковская галерея
Слайд 8К природе среднерусской полосы художник питал искреннюю любовь. Неброская красота, задушевная простота
и поэтическая напевность русской природы завладели душой Левитана и позволили развернуться его незаурядному таланту.
Озеро. 1899-1900
Государственный Русский музей
Слайд 9В небольшом этюде «Мостик. Саввинская слобода» (1884) он запечатлел с непосредственностью и
свежестью впечатления яркость солнечного летнего дня, уделяя в этом этюде большое внимание эффектам света и воздуха.
Слайд 10Дальнейшее совершенствование мастерства Левитана происходит на берегах Волги. Могучая русская река вдохновила
на создание наиболее известных его произведений. Левитан стал непревзойденным певцом волжских просторов.
Свежий ветер. Волга. 1895 Вечерний звон. 1892
Государственная Третьяковская галерея
Слайд 11Левитана привлекала лирическая красота маленьких селений на берегу Волги. Не случайно излюбленным
местом на Волге стал для Левитана посёлок Плёс, органично сочетающий в своём ландшафте природу и архитектуру.
После дождя. Плёс. 1889
Государственная Третьяковская галерея
Слайд 12Обострение туберкулёза заставило Левитана уехать за границу, сначала во Францию, потом в
Италию, но при первой же возможности он вернулся в Россию.
Летний вечер. 1900
Государственная Третьяковская галерея
Слайд 13В 1898 году Левитан начал вести класс пейзажа в том же училище,
где когда-то учился сам.
Сумерки. Стога. 1899
Государственная Третьяковская галерея
Слайд 14Здоровье художника продолжало ухудшаться из-за прогрессировавшего туберкулёза легких, и 22 июля 1900
года он скончался. Картина «Над вечным покоем» – символический образ вечного противоборства жизни и смерти.