Слайд 2Аксиоло́гия (от др.-греч. ἀξία — ценность) — теория ценностей) — теория ценностей, раздел философии.
Аксиология изучает
![Аксиоло́гия (от др.-греч. ἀξία — ценность) — теория ценностей) — теория ценностей,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/475732/slide-1.jpg)
вопросы, связанные с природой ценностей, их месте в реальности и о структуре ценностного мира, т.е о связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами.
Впервые вопрос о ценностях был поставлен СократомВпервые вопрос о ценностях был поставлен Сократом, сделавшим его центральным пунктом своей философии и сформулированный им в виде вопроса о том, что есть благо. Благо есть реализованная ценность — полезность. Т.е ценность и польза две стороны одной и той же медали.
Слайд 3Из истории возникновения
В античной и средневековой философии вопрос о ценностях был непосредственно
![Из истории возникновения В античной и средневековой философии вопрос о ценностях был](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/475732/slide-2.jpg)
включён в структуру вопроса о бытии: полнота бытия понималась как абсолютная ценность для человека, выражавшая одновременно этические и эстетические идеалы. В концепции Платона Единое или Благо было тождественно Бытию, Добру и Красоте.
Соответственно, аксиология как особый раздел философского знания возникает тогда, когда понятие бытия расщепляется на два элемента: реальность и ценность как возможность практической реализации.
Слайд 4Актуальность
Анализ ценностей исключительно важен для изучения современного образовательного пространства.
Как пишет Борис
![Актуальность Анализ ценностей исключительно важен для изучения современного образовательного пространства. Как пишет](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/475732/slide-3.jpg)
Семенович Гершунский, «...сфера деятельности политиков, определяющих социально значимые направления развития образования, находится в единстве с развитием всех остальных жизненно важных сфер общества, — деятельность образовательно-стратегическая, ориентированная на прогностическое обоснование образовательных ценностей и приоритетов...»
Слайд 5Значение философии в образовании
Философия является не только рефлексивно-теоретической системой, выражающей наиболее общее
![Значение философии в образовании Философия является не только рефлексивно-теоретической системой, выражающей наиболее](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/475732/slide-4.jpg)
видение мира, но и системой принципов, которая учит «искусству жить» разумно.
Философия предполагает, что в процессе образования-воспитания у человека происходит развитие системы знаний о добре и зле, прекрасном и безобразном, о социальной справедливости, истине, лжи, смысле и цели человеческой истории и др.,
Конечно эти нравственные начала должны пронизывать развитие современной образовательной политики.
Слайд 6Главная задача
Главная задача аксиологии — показать, какое место занимает ценность в структуре
![Главная задача Главная задача аксиологии — показать, какое место занимает ценность в](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/475732/slide-5.jpg)
бытия и каковы ее отношения к фактам реальности.
Слайд 7ХХI век
В начале XXI века, когда относительность и субъективность стали нормами философского
![ХХI век В начале XXI века, когда относительность и субъективность стали нормами](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/475732/slide-6.jpg)
размышления о мире, ценность определяется ее значимостью для субъекта, закрепляется жизненным опытом и совокупностью переживаний человека, а целостность и устойчивость системы ценностей определяют зрелость человека.
Слайд 8Значение
Иными словами, ценности выполняют функцию перспективных стратегических жизненных целей, определяя принципы поведения.
![Значение Иными словами, ценности выполняют функцию перспективных стратегических жизненных целей, определяя принципы](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/475732/slide-7.jpg)
Поэтому общество (российское в том числе) заинтересовано в том, чтобы люди придерживались принятых в обществе принципов поведения.
Слайд 9Аксиологическая природа образовательного процесса в последнее время достаточно активно разрабатывается в зарубежной
![Аксиологическая природа образовательного процесса в последнее время достаточно активно разрабатывается в зарубежной](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/475732/slide-8.jpg)
и отечественной литературе.
Переломное состояние общества порождает трансляцию новых жизненных смыслов и ценностей, а образование при этом играет особую роль, выступая отражением глубинных оснований культуры.
Слайд 10Процессы, происходящие в образовании, оказывают существенное воздействие на духовное обновление общества и
![Процессы, происходящие в образовании, оказывают существенное воздействие на духовное обновление общества и](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/475732/slide-9.jpg)
испытывают, в свою очередь, его обратное влияние.
Это сложный, но позитивный процесс, который ведет к повышению статуса образования как социального института и усилению его влияния на духовную жизнь общества.
Слайд 11Цель
Наше отечественное образование, как определяющий социальный институт духовного развития личности, призван обеспечить:
![Цель Наше отечественное образование, как определяющий социальный институт духовного развития личности, призван](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/475732/slide-10.jpg)
приобщение молодежи к духовным ценностям общества; воспитание нравственной чистоты, создание условий для развития человека как субъекта культуры и собственного жизнетворчества, оказание помощи в развитии творческого потенциала, способностей в жизненном самоопределении и самореализации.
Слайд 12Проблема
Проблема образования в современных условиях — это не просто подготовка образованного специалиста,
![Проблема Проблема образования в современных условиях — это не просто подготовка образованного](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/475732/slide-11.jpg)
а создание человека духовного, гуманного, экологического.
Слайд 13Выделяют следующие образовательные ценности: воспитание качеств человека, которые востребованы современным обществом. Традиционные
![Выделяют следующие образовательные ценности: воспитание качеств человека, которые востребованы современным обществом. Традиционные](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/475732/slide-12.jpg)
культурные образцы человека, воспроизводимые образованием, включают такие нормы сознания и поведения, как милосердие, смирение, отвага, честность и др. Но с развитием принципов свободы, самоактуализации человека традиционные образцы постепенно теряют свое главенствующее значение. Наблюдается отказ образовательной системы от воспитательной роли (это свойственно и либеральным странам Запада), что порождает ряд негативных тенденций.
Слайд 14Есть все основания утверждать, что в нашем обществе развивается ценностная инверсия (от
![Есть все основания утверждать, что в нашем обществе развивается ценностная инверсия (от](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/475732/slide-13.jpg)
лат. inversio — перестановка). Она заключается в разрыве традиций, разрушении ценностной иерархии, сопровождающемся кардинальным изменением комбинаторики поведения, когда «низовые ценности» начинают доминировать в культуре и играть роль ценностей определяющих, а ценности изначально подлинные абсолютные оттесняются на культурную периферию.
Данная ценностная инверсия носит отрицательный характер и должна быть учтена при формировании современной образовательной политики, поскольку включает равнодушие, отсутствие или ограниченность духовных запросов, социальное иждивенчество и др.
Слайд 15Другими словами, отечественное образование все чаще перестает выполнять свою главную культурную функцию
![Другими словами, отечественное образование все чаще перестает выполнять свою главную культурную функцию](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/475732/slide-14.jpg)
— посредника между личностью индивида и лучшим духовным наследием общества. Каналы трансляции культурных норм перестают работать.
С прошлого века для образования характерны тенденции демократизации и массовизации, вследствие чего оно все более превращается в коммерческую сферу услуг. В этих условиях все более увеличивается промежуточная зона между носителями культурных образцов (профессионалами) и теми, кто транслирует культурные образцы, выстраивая учебные планы, программы, формы и модели обучения.
Слайд 16Образуется «второй слой профессионалов» — педагогов-коммуникаторов. Эти «профессионалы» — уже носители не
![Образуется «второй слой профессионалов» — педагогов-коммуникаторов. Эти «профессионалы» — уже носители не](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/475732/slide-15.jpg)
высших культурных образцов знания, а всего лишь методик их передачи и освоения, то есть культурных норм второго порядка.
С ростом знаний и объемов информации образование из культурной практики второго рождения трансформируется в сферу предъявления услуг.
Слайд 17Ситуация
Таким образом, считает Панарин Владимир Иванович, нынешняя ситуация в культуре и отечественном
![Ситуация Таким образом, считает Панарин Владимир Иванович, нынешняя ситуация в культуре и](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/475732/slide-16.jpg)
образовании характеризуется тем, что система образования, сохранившись как организационная структура общества, значительно утратила свою культурную функцию.
Аксиологический аспект рефлексии теории и практики современного образования дает возможность по-новому переосмыслить современную образовательную политику. Это позволяет перестраивать образование с позиции необходимости возврата ему главной культурной функции. Образованию в России снова придется становиться посредником между новыми поколениями и образцами культуры.
Слайд 18Ориентация на образование как на способ и инструмент повышения социального статуса позволяет
![Ориентация на образование как на способ и инструмент повышения социального статуса позволяет](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/475732/slide-17.jpg)
говорить о статусно-престижной ценности образования. Именно этот аспект ценности образования оказывается сегодня наиболее привлекательным и значимым в нашей стране. Именно им объясняется парадоксальная российская ситуация, при которой в условиях общего кризиса и периферийного положения образования его статус и ценность остаются достаточно высокими. Социологи утверждают, что 70 % старшеклассников намерены по окончании школы продолжить учебу, причем большинство из них — в вузе. В среде работающей молодежи те, кто не имеют никаких намерений относительно продолжения образования, составляют всего 6 %.
Слайд 19Статусно-престижная ценность образования в современных российских условиях является доминирующей в функциональном аспекте
![Статусно-престижная ценность образования в современных российских условиях является доминирующей в функциональном аспекте](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/475732/slide-18.jpg)
и определяет ценность образования как таковую. Это происходит в силу преобладания в самом образовании престижных сторон в ущерб содержательным.
Слайд 20Смысл
Наиболее глубинный и сущностный смысл образования для общества в целом и для
![Смысл Наиболее глубинный и сущностный смысл образования для общества в целом и](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/475732/slide-19.jpg)
молодежи в частности реализуется через его культурно-мировоззренческую функцию. Это ведущая функция, так как ценностные аспекты образования, связанные с культурно-мировоззренческой функцией, представляют собой нравственно-этическую ценность образования, фиксирующую необходимость формирования свободной и ответственной личности.
Слайд 21Содержание образования
Согласно исследованию И.Я. Лернера, теоретический уровень рассмотрения содержания образования представляет собой
![Содержание образования Согласно исследованию И.Я. Лернера, теоретический уровень рассмотрения содержания образования представляет](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/475732/slide-20.jpg)
осознание элементов содержания образования как систему их функций и структуры – осознание, являющееся исходным для конструирования любого содержания современного общества.
Слайд 22Следует подчеркнуть, что единственным источником, откуда черпается содержание образования, является материальная и
![Следует подчеркнуть, что единственным источником, откуда черпается содержание образования, является материальная и](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/475732/slide-21.jpg)
духовная культура, воплощенная в социальном опыте общества. В состав социального опыта входят знания о природе, обществе, человеке; опыт осуществления известных способов деятельности; опыт эмоционально-ценностного отношения к деятельности (восприятие, воспроизведение, преобразование), которые проникнуты мировоззрением общества. Вместе с тем, содержание образования, отражающее состав социального опыта, следует определить как социально ориентированную и педагогически адаптированную систему знаний, умений, способов деятельности, опыта эмоционально-ценностного отношения – систему, усвоение которой обеспечивает формирование познавательной активности школьников.
Слайд 23Становится очевидным, что учебный план в современной школе и вузе должен строиться
![Становится очевидным, что учебный план в современной школе и вузе должен строиться](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/475732/slide-22.jpg)
на принципах научности и систематичности. Это означает, во-первых, нацеленность образования на формирование научной картины мира и активной жизненной позиции у подростков и молодежи, во-вторых, нацеленность образования на передачу обучающимся системы знаний (основ наук), на высокий уровень теоретической подготовки.
Слайд 24Задача учебного предмета
Задача любого учебного предмета – рассмотреть сквозь призму структуры философского
![Задача учебного предмета Задача любого учебного предмета – рассмотреть сквозь призму структуры](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/475732/slide-23.jpg)
сознания программный, т.е. в целом доступный учебный материал разных предметов всех лет обучения и включение отобранного материала в учебный процесс в соответствующей философскому сознанию системе учебных ситуаций.