Слайд 2Начало 20 века
Лучизм
Аристарх Лентулов
Основоположник направления лучизма.
Выполняя свое знаменитое
панно «Василий блаженный», он, как и художники «Бубнового валета», отталкивается от примитивизма. Ему захотелось изобразить собор Василия Блаженного как русскую сказку: разноцветные купола, яркие лубочные краски.
Слайд 3Лентулов. Собор Василия Блаженого
Он хотел изобразить на плоскости объемный собор так, чтобы
все его стороны были видны одновременно. Для достижения этой цели он использует опыт художников кубизма, только куб в лентуловском варианте дробится невидимыми лучами. В панно, наряду с масляными красками, он использует фольгу.
Слайд 4Футуризм (будущее)
Владимир Маяковский
Стиль футуристов приближен к плакату: плоскостное изображение предметов, цветовая локальность.
В большей степени футуризм проявился в творчестве Владимира Маяковского как поэта и художника. Его поэзия лаконична, как плакат. Он умеет выражать чувства и эмоции ассоциативно по каким-то сравнениям и своим знаковым системам.
Слайд 5Графично и двухцветно выражает Маяковский ночное одиночество в поэме «Облако в штанах»:
Растерзанной тенью,
большой,
лохматый
несусь к стене,
луной облитый.
Слайд 6кубофутуризм
Искусство притязает на новый уровень постижения Природы и мировидения. Новые научные открытия
о материи и пространстве, неэвклидова геометрия, теория относительности, оказали сильное влияние на художественные установки.
Футуристы стали называть себя «кубофутуристами».
Слайд 7Душой этого авангардного течения был поэт Велимир Хлебников.
В поэме «Ладомир» Хлебников ярко
передает общее настроение того периода:
Это Разина мятеж,
Долетев до неба Невского,
Увлекает и чертеж
И пространство Лобачевского.
Пусть Лобачевского кривые
Украсят города
Дугою над рабочей выей
Всемирного труда.
И будет молния рыдать,
Что вечно носится слугой,
И будет некому продать
Мешок от золота тугой.
Слайд 8Казимир Малевич. «Точильщик»
Кубофутуризм возник на основе переосмысления художественных теорий кубизма, футуризма и
русского примитивизма. Композиция, изображающая геометрические формы, близкие к «машинной» ритмике (цилиндры, конусы, кожухи и др.)
Слайд 9Супрематизм –(наивысший)
Супрематизм
Казимир Малевич (1878-1935)
Супрематизм— направление в авангардистском искусстве, основанное в
1910 году русским художником Казимиром Малевичем. Являясь разновидностью абстракционизма, супрематизм выражался в комбинациях разноцветных плоскостей простейших геометрических фигур (линия, квадрат, круг, прямоугольник).
Слайд 10Малевич. Композиция.
В отличие от кубофутуризма, куб поменялся на квадрат, шар на круг
и т.д., то есть, объем превратился в плоскость, и каждая плоскость обрела свой локальный цвет. Сочетание разноцветных и разновеликих геометрических фигур образуют динамические либо статические композиции
Слайд 11Малевич. «Чёрный квадрат»
Малевич лишает форму индивидуальности, а цвет – полутонов.
Представление о
самой законченной обобщенной форме всех предметов выразилось в одном знаке – квадрате, а самой лаконичной цветовой моделировкой всех предметов оказался, по мнению Малевича, черный цвет. В итоге получился «Черный квадрат».
Слайд 12Абстракционизм (от латинского слова – удаленный, отвлеченный).
Абстракционизм или беспредметное искусство зародился
в 1910 – 1913 годах в странах Европы и в России. Основоположники абстракционизма — русские художники Василий Кандинский и Казимир Малевич. В основе их живописного метода лежит стремление к «гармонизации», создание определённых цветовых сочетаний и геометрических форм, чтобы вызвать у созерцателя разнообразные ассоциации.
Слайд 13Малевич. Композиция
Художники-абстракционисты выстраивали свои композиции исходя из формальных элементов: линия, цветовое
пятно, отвлеченная конфигурация формы.
Абстрактное искусство развивалось в двух направлениях.
Слайд 14Василий Кандинский
Считая главным в искусстве внутреннее, духовное содержание, Кандинский полагал, что
лучше всего оно выражается прямым психофизическим воздействием чистых красочных созвучий и ритмов. Драматургия картин строится на свободной игре цветовых пятен, точек, линий, отдельных символов.
Слайд 15 Аналитическое искусство
Павел Филонов (1883- 1941 умер от голода в блокадном Ленинграде) –
русский, советский художник один из лидеров русского авангарда; основатель и теоретик аналитического искусства.
В 1912г. Филонов пишет статью «Канон и закон», где уже ясно сформулированы принципы аналитического искусства: антикубизм, принцип «органического» — от частного к общему.
Слайд 16Филонов. «Святое семейство»
«Упорно и точно рисуй каждый атом. Упорно и точно вводи
выявленный цвет в каждый атом, чтобы он туда въедался, как тепло в тело или органически был связан с формой, как в природе клетчатка цветка с цветом». Филонову важны методы, которыми действует природа, а не её формы, как, например, в картине «Святое семейство».
Слайд 17Конструктивизм
Владимир Татлин (1885-1953)
Наряду с увлечением живописью, Татлин увлекается объемно-пространсвенными композициями. С
его абстракции из железа и дерева, с использованием стекла, штукатурки, обоев, фрагментов готовых вещей и отчасти обработанные живописными средствами, началась конструктивистская линия в русском авангарде, линия материаловедения, противопоставляемая отвлеченно-знаковому супрематизму.