Аз есмь и Аз несмь

Содержание

Слайд 2

Фраза «Аз есмь» является именем, с которым Бог открылся пророку Моисею
Господь употребляет

Фраза «Аз есмь» является именем, с которым Бог открылся пророку Моисею Господь
выражение ἐγὼ εἰμί, что по-славянски звучит как Аз есмь, а на русский обыкновенно переводится как это Я, и реже — Я есмь
Но дело в том, что в еврейском языке фраза Аз есмь является именем, с которым Бог открылся пророку Моисею у подножия горы Хорив (Исх. 3,1), и в письменном начертании известна как священная тетраграмма
Тетрагра́мма или тетраграмматон (от греч. τετρα, «четыре», и γράμμα, «буква» — четырехбуквие) — имя Божие, состоящие из четырех букв

Слайд 3

Изображалось на письме четырьмя согласными буквами Й-Х-В-Х (на евр. י (йод) ה

Изображалось на письме четырьмя согласными буквами Й-Х-В-Х (на евр. י (йод) ה
(хей) ו (вав) ה (хей): יהוה‎
Предположительно до разрушения Первого храма (586 г. до Р. Х.) это имя произносилось вслух в соответствующей огласовке. Однако, по меньшей мере с 3 в. до Р.Х. из-за опасения нарушить третью заповедь евреи перестали произносить это имя вслух, причем было запрещено произносить его и в богослужениях. При чтении Священного Писания тетраграмма заменялась именем Господь (евр. Адонай)
В соответствии с этим Септуагинта, а вместе с ней и большинство переводов Библии, приняли прочтение «Господь» (греч. Кюриос)

Слайд 4

Из евангельских случаев употребления этого выражения хочется остановиться на двух, наиболее, на

Из евангельских случаев употребления этого выражения хочется остановиться на двух, наиболее, на
наш взгляд, показательных. Это Евангелие от Иоанна, 8 глава, 58 стих и 18 глава с 5 по 7 стих в том же Евангелии
В первом случае Господь, отвечая на упоминание иудеями Авраама, произносит фразу: Прежде, нежели был Авраам, Я есмь (Ин. 8,58). Почему после этой фразы оппоненты Христа уже не пытаются продолжить беседу, но делают попытку умертвить Его: Тогда взяли каменья, чтобы бросить на Него (Ин. 8,59). В чем причина столь молниеносной реакции?

Слайд 5

Публичное произнесение этого имени строго запрещалось, а нарушение запрета наказывалось карами небесными

Публичное произнесение этого имени строго запрещалось, а нарушение запрета наказывалось карами небесными
и земными. «Во II веке авва Саул на всякого, осмеливающегося произнести это имя, провозглашает грозное запрещение – лишение прав в будущей жизни»
Есть свидетельство этого же века, что осмелившиеся нарушить запрет карались смертью: «Когда привели рабби Ханина бен-Терадиона, то его спросили: почему ты занимаешься Торой? Он ответил: потому что יהוה, мой Бог, повелел мне. Тотчас решили его сжечь… Почему постановили над ним приговор смерти сожжением? Потому что он Божественное имя произнес его буквами»

Слайд 6

Таким образом, мы можем сделать вывод, что, с одной стороны, во времена

Таким образом, мы можем сделать вывод, что, с одной стороны, во времена
Христа библейское Божественное имя «Аз есмь» было известно в израильском народе
С другой стороны, произнесение священного имени вне храмового богослужения было табуировано, и нарушение этого табу каралось вплоть до смертной казни
Табу́ — строгий запрет на совершение какого-либо действия, основанный на вере в то, что подобное действие является либо священным, либо несущим проклятие для обывателей, под угрозой сверхъестественного наказания

Слайд 7

В свете сказанного, становится более понятной ответная реакция иудеев на слова Христа: Иисус

В свете сказанного, становится более понятной ответная реакция иудеев на слова Христа:
сказал им: истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь. Тогда взяли каменья, чтобы бросить на Него; но Иисус скрылся и вышел из храма, пройдя посреди них, и пошел далее (Ин. 8,58-59)

Слайд 8

Епископ Кассиан (Безобразов) пишет: «Как утверждение собственного бытия в полном и единственном

Епископ Кассиан (Безобразов) пишет: «Как утверждение собственного бытия в полном и единственном
смысле слова, ἐγὼ εἰμί в греческом подлиннике и “Я есмь” в современном переводе допускает сближение с ветхозаветной Тетраграммой. В этом понимании ἐγὼ εἰμί могло бы выражать откровение во Христе Отца
<...> Но учение Иисуса в гл. VIII кончается торжественными словами ст. 58: ...истинно, истинно говорю, прежде, чем Авраам был, Я есмь. <...> Господь заключает беседу торжественным свидетельством не только о Своем предсуществовании, но и о предсуществовании в Божественном достоинстве»

Слайд 9

Вне Бога – вне жизни

Бог есть Сущий. Он имеет жизнь в Самом Себе(Ин.

Вне Бога – вне жизни Бог есть Сущий. Он имеет жизнь в
5,26)
Человек, как и весь мир, создан из ничего и не имеет автономного источника существования. Он существует только в меру причастности к Богу. Вне Бога – вне жизни
Итак, если Господь есть Тот, Кто поистине существует, то что же есть человек сам по себе? Это нам показал апостол Петр в своем ответе служанке первосвященника. После взятия Христа под стражу ближайший ученик впадает в состояние, которое на языке православных молитв называется «окамененным нечувствием». Пред читателем Евангелия предстает человек, который хочет скрыться, остаться неузнанным, возможно даже – исчезнуть, испариться, аннигилироваться, одним словом – не быть
Имя файла: Аз-есмь-и-Аз-несмь.pptx
Количество просмотров: 27
Количество скачиваний: 0