Слайд 2На протяжении всего семнадцатого века жанр придворного балета развивался главным образом во
Франции. Вначале это были балеты-маскарады, а затем помпезные мелодраматические балеты на рыцарские и фантастические сюжеты, где танцевальные эпизоды сменялись вокальными ариями и декламацией стихов.
Слайд 3Танец стал превращаться в балет, когда его начали исполнять по определенным правилам.
Впервые их сформулировал французский балетмейстер Пьер Бошан (1637–1705), живший и творивший во времена короля Людовика XIV. Тогда спектакли придворного балета достигли особого великолепия.
Слайд 4Король Франции Людовик в молодости сам любил участвовать в спектаклях, и свое
знаменитое прозвище «король-солнце» получил после исполнения роли Солнца в «Балете ночи». В 1661 году он создал Королевскую академию музыки и танца, в которую вошли 13 ведущих танцмейстеров. Их обязанностью стало сохранение танцевальных традиций. Директором академии был назначен Бошан.
Слайд 5Он записал каноны благородной манеры танца, в основу которой положил принцип выворотности
ног (endehors). Такое положение давало человеческому телу возможность свободно двигаться в разные стороны.
Слайд 6Все движения танцовщика он разделил на группы: приседания (плие), прыжки (заноски, антраша,
кабриоли, жете, способность зависать в прыжке – элевация), вращения (пируэты, фуэте), положения корпуса (аттитюды, арабески). Выполнение этих движений осуществлялось на основе пяти позиций ног и трех позиций рук (portdebras). Все па классического танца стали производными от этих позиций ног и рук.
Эта классификация Бошана жива по сей день. Более того – в результате французская терминология стала общей для артистов всего мира, как латынь – для медиков.
Слайд 7Бошан разделил танцы на три основных вида: серьезный, полухарактерный и комический.
Серьезный танец
(прообраз современного классического) требовал академической строгости исполнения, красоты внешней формы, изящества. Это был «благородный» танец, он приличествовал персонажам трагедий – царям, богам, мифологическим героям.
Слайд 8Полухарактерный – объединял танцы пасторальные, пейзанские и фантастические, в которых на сцену
являлись силы природы или одушевлённые человеческие страсти. Пляски фурий, нимф и сатиров также подчинялись его законам.
Слайд 9Наконец, комический танец отличался виртуозностью, допускал утрированные движения и импровизацию. Он был
нужен для экзотических танцев, встречавшихся в комедиях театра классицизма.
Так началось формирование балета, развившегося к восемнадцатому веку из интермедий и дивертисментов в самостоятельное искусство.
Слайд 10Вскоре была открыта Парижская опера, балетмейстером которой был назначен тот же Бошан.
Под его началом была сформирована балетная труппа из одних мужчин-танцовщиков. Женщины на сцене Парижской оперы появились лишь в 1681 году. Первой профессиональной танцовщицей стала мадемуазель Лафонтен, выступив в опере-балете Люлли «Триумф любви». Вскоре ее прозвали «королевой танца».