Библиотека Авсюнино час фольклора. Со времён старинных, давних

Содержание

Слайд 2

…Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы

…Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы
переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков. А. С. Пушкин. “Истинная национальность состоит не в описании сарафана, но в самом духе народном”. В.Г. Белинский

Слайд 3

Цель:

Задачи:

Выявить значение народных традиций в произведениях русских писателей и поэтов.

Познакомиться

Цель: Задачи: Выявить значение народных традиций в произведениях русских писателей и поэтов.
с дополнительной литературой, описывающей народные праздники.
Прочитать произведения русских поэтов и писателей (Н.В.Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки», А.С.Пушкина «Евгений Онегин»(отрывки), Н.Островский «Снегурочка», л.н. Толстого «Война и мир», В.А.Жуковский «Светлана», А.К.Толстой «Благовест», стихи И.Бунина, С.А.Есенина.

Слайд 4

Народные праздники

Умели русские люди работать, умели и отдыхать. “Делу - время, потехе

Народные праздники Умели русские люди работать, умели и отдыхать. “Делу - время,
- час”, - так еще в старину говорили наши предки. Нередко в ткань повседневной жизни вплетались яркие нити праздников.

Слайд 5

Праздники

Рождественские святки. Крещение. Широкая масленица. Вербное воскресенье . Пасха. Семик честной. Троица. Иван Купала.
Многие праздники сохранились с

Праздники Рождественские святки. Крещение. Широкая масленица. Вербное воскресенье . Пасха. Семик честной.
языческих, дохристианских времен, которые соотносились с явлениями природы, сменой времен года - проводы зимы и встреча весны. Языческие истоки сохранили многие народные праздники - Иван Купала, Масленица, Семик. С особым размахом отмечались церковные праздники - Рождество, Пасха, Крещение, Преображение, Успение, Троица. В такие дни гудели колокола сотен церквей. Сопровождаемые хорами, двигались крестные ходы. Нарядно одетые горожане шли на церковные службы. В богатых домах устраивались шумные пиры. Все праздники сопровождались щедрой раздачей милостыни многочисленным нищим.

Слайд 6

Святки, светлые вечера, так обычно называются в России, да не в

Святки, светлые вечера, так обычно называются в России, да не в одном
одном нашем Отечестве, а и за границей дни празднества, дни веселья и дни священного торжества Рождества Христова, начинавшегося с 7 января (по новому стилю) и оканчивавшегося обычно 19 января.

Слайд 7

Время святочных гаданий широко представлено в творчестве В.А. Жуковского, А.С. Пушкина,

Время святочных гаданий широко представлено в творчестве В.А. Жуковского, А.С. Пушкина, Н.В.Гоголя, Л.Н.Толстого
Н.В.Гоголя, Л.Н.Толстого

Слайд 8

Действие многих произведений русской литературы совершается на Святки. Это неслучайно: с

Действие многих произведений русской литературы совершается на Святки. Это неслучайно: с одной
одной стороны, Святки — время всяческих чудес, необыкновенных происшествий, время преображения мира, смещения привычных ценностей. Таково время Святок в «Ночи перед Рождеством» Н.В.Гоголя, в романе Л.Н.Толстого «Война и мир», в «Онегине» А.С. Пушкина, в «Светлане» В.А. Жуковского.

Слайд 9

Ряженые - элемент народных праздников, обрядовое и игровое переодевание с использованием

Ряженые - элемент народных праздников, обрядовое и игровое переодевание с использованием масок,
масок, праздничных ритуалов, имевших, как правило, древние языческие корни. В памятниках Древней Руси, начиная с XII в., упоминаются ряженые, надевающие на себя “личины”. Ряжение чаще всего совершалось на Святки и Масленицу.
Одевались ряженые в костюмы животных (коза, медведь, волк и т.п.), чертей, ведьм, покойников, святых (св. Андрея, св. Николая, ангелов), представителей других национальностей и социальных групп (цыгана, арапа, немца, барина, нищего). Все ряженые, кроме одетых в святых, старались выглядеть пострашней, устраивали шутливые дебоши и даже потасовку.

Слайд 10

К началу 19 века символика забылась , а переодевания остались и

К началу 19 века символика забылась , а переодевания остались и превратились
превратились в веселый маскарад, как в доме Ростовых накануне 1812 года в романе Л.Н. Толстого « Война и мир»

Слайд 11

Во втором томе «Войны и мира» есть несколько эпизодов, события которых

Во втором томе «Войны и мира» есть несколько эпизодов, события которых разворачиваются
разворачиваются в имении Ростовых на святки. В один из вечеров появляются ряженые
Наряженные дворовые: медведи, турки, трактирщики, барыни, страшные и смешные, принеся с собою холод и веселье, сначала робко жались в передней; потом, прячась один за другого, вытеснились в залу; и сначала застенчиво, а потом все веселее и дружнее начались песни, пляски, хороводы и святочные игры...
Через полчаса в зале между другими ряжеными появилась еще старая барыня в фижмах — это был Николай. Турчанка был Петя. Паяс — это был Диммлер, гусар — Наташа и черкес — Соня, с нарисованными пробочными усами и бровями.

Слайд 12

Святочное веселье представлено в повести «Ночь перед Рождеством» с большим знанием

Святочное веселье представлено в повести «Ночь перед Рождеством» с большим знанием дела
дела — известно, что Гоголь внимательно изучал фольклор, народные обычаи, пытаясь постичь через них дух своего народа. Ему с блеском удалось передать саму атмосферу праздника святок, атмосферу игры и разнообразных превращений.

Слайд 13

« Шумнее и шумнее раздавались по улицам песни и крики. Толпы толкавшегося народа

« Шумнее и шумнее раздавались по улицам песни и крики. Толпы толкавшегося
были увеличены еще пришедшими из соседних деревень. Парубки шалили и бесились вволю. Часто между колядками слышалась какая-нибудь веселая песня, которую тут же успел сложить кто-нибудь из молодых козаков. То вдруг один из толпы вместо колядки отпускал щедровку и ревел во все горло:   Щедрик, ведрик!   Дайте вареник,   Грудочку кашки,   Кiльце ковбаски!   Хохот награждал затейника...»(«Ночь перед Рождеством.»

Слайд 14

«Евгений Онегин»(отрывки)

 
Народнопоэтические мотивы в своих произведениях широко использует и А.С. Пушкин. Фольклор

«Евгений Онегин»(отрывки) Народнопоэтические мотивы в своих произведениях широко использует и А.С. Пушкин.
выступает как средство характеристики народной жизни. О «привычках милой старины» Пушкин пишет и в романе «Евгений Онегин», рассказывая о деревенской жизни семьи Лариных.

Слайд 15

Татьяна Ларина , «русская душою», верила и снам , и карточным

Татьяна Ларина , «русская душою», верила и снам , и карточным гаданьям
гаданьям , и гаданьям святочным.
Морозна ночь, все небо ясно; Светил небесных дивный хор Течет так тихо, так согласно... Татьяна на широкой двор В открытом платьице выходит, На месяц зеркало наводит; Но в темном зеркале одна Дрожит печальная луна...
(А.С. Пушкин)

Слайд 16

Чу... снег хрустит... прохожий; дева К нему на цыпочках летит И голосок ее

Чу... снег хрустит... прохожий; дева К нему на цыпочках летит И голосок
звучит Нежней свирельного напева: Как ваше имя? Смотрит он И отвечает: Агафон.
(А.С. Пушкин)

Слайд 17

Святки

Во время Святок молодежь собиралась в теплых домах и устраивала колядование, гадание,

Святки Во время Святок молодежь собиралась в теплых домах и устраивала колядование,
игрища ряженых. Гадание на святки было главным девичьим развлечением. Каждой девушке хотелось узнать, что ее ожидает в будущем, особенно волновали мысли о предстоящем замужестве. “Кто станет суженым?” – вот главный предмет ночных святочных гаданий. Способов гадания знали множество. В стихотворении “Светлана” Василий Андреевич Жуковский перечислил самые распространенные гадания, правда, не рождественские, а крещенские.

Слайд 18

Один из способов гадания и, наверное, самый распространенный в старину описал

Один из способов гадания и, наверное, самый распространенный в старину описал Жуковский.
Жуковский. Молодые незамужние девушки выходили за ограды своих домов и кидали обувь со своей левой ноги прямо перед собой. Суть гадания заключалась в следующем: красны девицы глядели, в какую именно сторону указывает носок их обуви. Ведь именно с той сторонки и следовало ожидать появления жениха.

Слайд 19

Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги,

Раз в крещенский вечерок Девушки гадали: За ворота башмачок, Сняв с ноги,
бросали;
Снег пололи; под окном
Слушали; кормили
Счетным курицу зерном;
Ярый воск топили;
В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой,
Серьги изумрудны;
Расстилали белый плат
И над чашей пели в лад
Песенки подблюдны.
В. А. Жуковский
«Светлана»

Слайд 20

В.А.Жуковский «Светлана»

Пожалуй, самым интересным, но самым страшным, было гадание с зеркалом и

В.А.Жуковский «Светлана» Пожалуй, самым интересным, но самым страшным, было гадание с зеркалом
свечой:
Вот в светлице стол накрыт Белой пеленою, И на том столе стоит Зеркало с свечою...
Девушка смотрела сквозь пламень свечи в зеркало, и в какой-то момент ей начинало мерещиться:
...Робко в зеркало глядит: За ее плечами Кто-то, чудилось, блестит Яркими глазами...
Что только не могло привидеться в крещенскую или рождественскую ночь испуганной гадальщице!

Слайд 21

Главное в сюжете этих произведений — идея гармонии человека и природы, преклонение перед

Главное в сюжете этих произведений — идея гармонии человека и природы, преклонение
красотой окружающего мира и целесообразностью законов естественной жизни. Все это, по мысли многих представителей русской интеллигенции XIX в., когда-то было свойственно человеческому обществу и потеряно с приходом цивилизации западноевропейско
го, урбанистического типа.

Слайд 22

Сегодня видно, насколько сильна была в русском обществе ностальгия по «идеальному прошлому» и насколько

Сегодня видно, насколько сильна была в русском обществе ностальгия по «идеальному прошлому»
это опиралось на характерное для России стремление узнать свои корни, откуда что «есть пошло», понять и осмыслить себя сегодняшнего через свое прошлое — историческое и мифологическое, оздоровить и исправить современное общество через обращение к заветам старины седой.

Слайд 23

Немало воды утекло с того далекого времени. Растеряв много ценного на

Немало воды утекло с того далекого времени. Растеряв много ценного на этом
этом пути, люди, наконец, становятся мудрее и бережливее. Возрождаются из небытия многие русские традиции и обряды. Растет интерес к народной культуре и быту. Хочется надеяться, что это не временное увлечение, не дань мимолетной моде, а серьезное желание восстановить прерванную связь времен, освободиться от проклятого комплекса “Ивана, не помнящего своего родства”. Человек, с надеждой смотрящий в будущее, не может жить только настоящим. Еще Пушкин заметил, что «уважение к минувшему - черта, отличающая образованность от дикости».

Слайд 24

Применение презентации

Наша презентация может быть использована на классных часах, посвященных народным праздникам;

Применение презентации Наша презентация может быть использована на классных часах, посвященных народным
уроках литературы , факультативах.
Имя файла: Библиотека-Авсюнино-час-фольклора.-Со-времён-старинных,-давних.pptx
Количество просмотров: 41
Количество скачиваний: 0