Содержание
- 2. Биография А.С. Грибоедова. Грибоедов родился в Москве в 1795 году 15 января( по старому стилю 4
- 3. Во время войны у Грибоедова были первые литературные опыты — «Письмо из Брест-Литовска к издателю», очерк
- 4. В сентябре 1826 вернулся в Тифлис и продолжил дипломатическую деятельность; принял участие в заключении выгодного для
- 5. Гибель А.С.Грибоедова. Иностранные посольства располагались не в столице, а в Тавризе, при дворе принца Аббаса-Мирзы, но
- 6. Улаживать дипломатический скандал персидский шах послал в Петербург своего сына. В возмещение пролитой крови он привез
- 7. Могила Грибоедова. Александр Сергеевич Грибоедов похоронен был в соответствии с его пожеланиями на горе Давида в
- 8. История создания комедии. Грибоедов знаменит как творец одного произведения, но столь значительна роль его комедии в
- 9. После трех лет службы в Тавризе Грибоедов перевелся в Тифлис к главноуправляющему Грузией А. П. Ермолову
- 10. Композиция произведения. Написанная под влиянием 3 направлений, комедия «Горе от ума» существенно отличалась от ранее написанных
- 11. В произведении он обретает двойственность, - происходит взаимодействие любовного и социального планов, в чем состоит своеобразие
- 12. это удел романтического героя. Спасаясь от воспоминаний, Чацкий пускается в странствие с «мильоном терзаний» в душе.
- 13. «Век нынешний» и «век минувший» в комедии «Горе от ума». «Горе от ума» одно из самых
- 14. В восторженных рассказах Фамусова и обличительных речах Чацкого автор создает образ 18-го, «минувшего» века. Век «минувший»
- 15. В следующей «оде» Фамусова - хвала барству, гимн раболепной и корыстной Москве: Вот например, у нас
- 16. Чацкий характеризует Скалозуба так: Хрипун, удавленник, фагот, Созвездие маневров и мазурки. Свою карьеру Скалозуб начал делать
- 17. До Фамусова дошли слухи, что Чацкий «славно пишет, переводит». Такое увлечение литературой было характерно для свободомыслящей
- 18. Мне кажется, что в комедии есть идея самостоятельности русского народа. Низкопоклонство перед всем иностранным, французское воспитание,
- 19. Еще совсем недавно «прямой был век покорности и страха». Нынче пробуждается чувство личного достоинства. Не все
- 20. Образ Чацкого. Фигура Чацкого определяет конфликт комедии, обе ее сюжетные линии. Пьеса писалась в те времена
- 21. . Он ненавидит все прошлое, в том числе рабское преклонение перед всем иностранным, угодничество, низкопоклонство. И
- 22. А юмор Чацкого, его остроты — как они привлекательны. Все это и придает такую жизненность, теплоту
- 23. Образ Молчалина в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Во многих произведениях авторы вводят в
- 24. Если говорить о «Молчалине в действии», то вся его политика сводится к формуле, которую он высказал
- 25. Лизой мы видим «настоящего» Молчалина. Но несмотря на всё это, Молчалин явно не вызывает смеха. В
- 26. Лизой мы видим «настоящего» Молчалина. Но несмотря на всё это, Молчалин явно не вызывает смеха. В
- 27. Образ Софьи. Единственный персонаж, задуманный и исполненный в комедии «Горе от ума» как близкий Чацкому, —
- 28. Софья — лицо драматическое, она персонаж бытовой драмы, а не социальной комедии. Она, так же как
- 29. . Чувства настолько переполняют душу, что она исповедуется в своей любви, казалось бы, совершенно случайным людям:
- 30. И как это ни трагично, отказавшись от Молчалина, Софья не откажется от «молчалинского типа». Вспомним сцену
- 32. Скачать презентацию
Слайд 2Биография А.С. Грибоедова.
Грибоедов родился в Москве в 1795 году 15 января( по
Биография А.С. Грибоедова.
Грибоедов родился в Москве в 1795 году 15 января( по
По свидетельству родственников, в детстве Грибоедов был очень сосредоточен и необыкновенно развит.
В 1802 году Грибоедов был отдан в Благородный пансион. А через три года, одиннадцатилетним мальчиком, он поступил в университет. Александр Сергеевич окончил словесное отделение философского факультета Московского университета. Грибоедов был «вундеркиндом», окончившим университет в 15 лет.
В 1808 году получил звание кандидата словесных наук, но не оставил учёбу, а поступил на этико-юридическое отделение, а потом на физико-математический факультет.
Летом 1812 г., во время Отечественной войны 1812 года, когда неприятель приблизился к границе России, Грибоедов вступил в Московский гусарский полк
Слайд 3Во время войны у Грибоедова были первые литературные опыты — «Письмо из
Во время войны у Грибоедова были первые литературные опыты — «Письмо из
Восторженно-лирическое «Письмо…» из Брест-Литовска к издателю «Вестника Европы» написано им после награждения Кологривова в 1814 г. «орденом Святого Равноапостольского Владимира 1-й степени» и праздника 22 июня в Брест-Литовске, в кавалерийских резервах, по этому поводу.
В конце 1814 Грибоедов приезжает в Петербург, знакомится и сближается с кружком «младших архаистов», где он почерпнул идею создания национального искусства, стремление к высокости и естественности стиля.
С 1817 служил в Коллегии иностранных дел в Петербурге; в это время познакомился с Пушкиным.
С 1818 секретарь русской миссии в Тегеране, с 1822 в Тифлисе секретарём по дипломатической части при командующем русскими войсками А. П. Ермолове.
В январе 1826 арестован в крепости Грозная по подозрению к принадлежности к декабристам (со многими из которых был знаком лично, одобрял их цели, но к перспективе заговора относился скептически); был привезён в Петербург и сумел доказать непринадлежность к тайному обществу.
Слайд 4В сентябре 1826 вернулся в Тифлис и продолжил дипломатическую деятельность; принял участие
Слайд 5Гибель А.С.Грибоедова.
Иностранные посольства располагались не в столице, а в Тавризе, при дворе
Гибель А.С.Грибоедова.
Иностранные посольства располагались не в столице, а в Тавризе, при дворе
Слайд 6Улаживать дипломатический скандал персидский шах послал в Петербург своего сына. В возмещение
Улаживать дипломатический скандал персидский шах послал в Петербург своего сына. В возмещение
Слайд 7Могила Грибоедова.
Александр Сергеевич Грибоедов похоронен был в соответствии с его пожеланиями на
Могила Грибоедова.
Александр Сергеевич Грибоедов похоронен был в соответствии с его пожеланиями на
Слайд 8История создания комедии.
Грибоедов знаменит как творец одного произведения, но столь значительна роль
История создания комедии.
Грибоедов знаменит как творец одного произведения, но столь значительна роль
Комедия Грибоедова была написана в годы создания тайных революционных организаций декабристов. Борьба декабристов с многочисленными и сильными противниками — дворянами-реакционерами, борьба нового со старым разгоралась все сильнее, проникая в разные сферы жизни, отражаясь в искусстве и литературе. Наблюдая эту борьбу в жизни, являясь ее непосредственным участником, Грибоедов и показал ее в своей комедии, причем показал с точки зрения передового человека своего времени, близкого по взглядам к декабристам. Общественная позиция автора в литературном произведении всегда играет большую роль. В "Горе от ума" она проявляется ясно, четко — и в выборе темы, и в том, какие вопросы общественного и нравственного характера автор затрагивает в пьесе и как их решает, и в том, как он рисует характеры героев и оценивает их взгляды и поступки.
Слайд 9После трех лет службы в Тавризе Грибоедов перевелся в Тифлис к главноуправляющему
После трех лет службы в Тавризе Грибоедов перевелся в Тифлис к главноуправляющему
Весной 1823 Грибоедов отправляется в отпуск. В Москве, а также в имении С. Бегичева под Тулой, где он проводит лето, создаются 3 и 4 акты "Горя от ума". К осени 1824 комедия завершена. Грибоедов едет в Петербург, намереваясь использовать свои связи в столице, чтобы получить разрешение на ее публикацию и театральную постановку. Однако вскоре убеждается, что комедии "нет пропуску". Через цензуру удалось провести лишь отрывки, напечатанные в 1825 Ф. В. Булгариным в альманахе "Русская Талия " (первая полная публикация в России - 1862; первая постановка на профессиональной сцене - 1831). Тем не менее, грибоедовское творение сразу стало событием русской культуры, распространившись среди читающей публики в рукописных списках, число которых приближалось к книжным тиражам того времени (распространению списков содействовали декабристы, рассматривавшие комедию как рупор своих идей; уже в январе 1825 И. И. Пущин привез Пушкину в Михайловское список "Горя от ума").
Слайд 10Композиция произведения.
Написанная под влиянием 3 направлений, комедия «Горе от ума» существенно отличалась
Композиция произведения.
Написанная под влиянием 3 направлений, комедия «Горе от ума» существенно отличалась
Основным отличием «Горе от ума» является сюжет. Традиционной для комедии классицизма была сюжетная схема, где на руку благородной девицы претендовали сразу 2 молодых человека, образы которых противопоставлены, причем один из них уверен в своем превосходстве, говорлив и насмешлив, а второй скромен и почтителен; его любит невеста, обладающая такими же качествами, и он в конце пьесы добивался ее руки. Сохранив эту схему, Грибоедов изменил трактовку характеров, оставив их характеристики. В его комедии соответственно противопоставлены Чацкий и Молчалин, который и пользуется успехом, причем основными его качествами остаются «умеренность и аккуратность».
Сильно отступает от канонов классицизма и развитие сюжета. Странно, что завязка любовного конфликта происходит не в начале, а лишь в 7-9 явлениях (с приездом Чацкого), а первые явления - всего лишь подробное описание жизни Софьи и Фамусова, это подготавливает фон, на котором в скором времени разовьется конфликт. Кульминацией можно назвать последнее IV действие, в котором Чацкий «отрезвился сполна», ею же является и развязка любовной интриги.
Однако важно заметить, что личный конфликт в комедии «Горе от ума» не единственный.
Слайд 11В произведении он обретает двойственность, - происходит взаимодействие любовного и социального планов,
В произведении он обретает двойственность, - происходит взаимодействие любовного и социального планов,
Из-за необычной сюжетной схемы не соблюдаются и единства места, времени и действия, которые, как кажется вначале, соблюдаются. В самом деле, все действие происходит в доме Фамусова и в течение одних суток. Но иногда Грибоедов незаметно отодвигает хронологические рамки.(монологи Фамусова о его дядюшке Максиме Петровиче). А единства действия и не может быть, ведь оно разворачивается вокруг 2 сюжетных линий...
Так же видимо и соблюдение систематизации персонажей.
На первый взгляд в комедии четко прослеживается деление героев на положительных и отрицательных, но при более внимательном рассмотрении это деление исчезает. Фамусов, например, с одной стороны предстает безнравственным и низкообразованным, а с другой - он заботливый и любящий отец, а вначале симпатичен и Чацкому. «Софья начертана неясно». И даже приблизительно нельзя сказать положительный она герой или отрицательный. Да, она совершила низкий поступок, распуская слухи, но ведь она совершает это в защиту своей любви, а это говорит о том, что она способна любить, а это, несомненно, качество положительное. Вообще, при детальном рассмотрении образа Софьи, мы поймем, что ее выбор ее облагораживает, ведь она любит не подлеца Молчалина, а благородного бедного юношу, ради любви к которому готова на все.
Впрочем, все образы многогранны, каждый по-своему интересен и заслуживает внимательного рассмотрения. Эта многогранность позволяет говорить о присутствии в комедии черт романтизма. Чацкий, в частности - типичный романтический герой -одиночка, противостоящий всему свету, а в данном случае «всей братии отцов и старших». Конечно, у Чацкого есть союзники, но их нет на сцене. На сцене Чацкий одинок. Несчастная любовь, изгнание - все
Слайд 12это удел романтического героя. Спасаясь от воспоминаний, Чацкий пускается в странствие с
это удел романтического героя. Спасаясь от воспоминаний, Чацкий пускается в странствие с
Также, подобно романтическому произведению, здесь есть и сильные чувства, и личная драма, и душевные переживания...
Итак, мы видим, что и главные герои, и система персонажей, и построение сюжета, и даже видимое соблюдение 3 единств - все отступает от классицистистических канонов. Необходимо помнить, что комедия была написана в XIX веке (1824), когда классицизм постепенно отходил на второй план, романтизм был в самом расцвете, и только зарождался реализм... Комедия «Горе от ума» была написана на стыке 3 литературных эпох, в этом ее своеобразие, в этом ее отличие, в этом ее бессмертие...
Слайд 13«Век нынешний» и «век минувший» в комедии «Горе от ума».
«Горе от ума»
«Век нынешний» и «век минувший» в комедии «Горе от ума».
«Горе от ума»
«Горе от ума» - плод патриотических раздумий Грибоедова о судьбе России, о путях обновления, переустройства ее жизни. С этой точки зрения и освещены в комедии важнейшие политические, моральные и культурные проблемы эпохи.
Содержание комедии раскрывается как столкновение и смена двух эпох русской жизни - века «нынешнего» и века «минувшего». Границей между ними, на мой взгляд, является война 1812 года - пожар Москвы, разгром Наполеона, возвращение армии из заграничных походов. После Отечественной войны в русском обществе сложились два общественных лагеря. Это лагерь феодальной реакции в лице Фамусова, Скалозуба и других, и лагеря передовой дворянской молодежи в лице Чацкого. В комедии ясно показано, что столкновение веков было выражением борьбы этих двух лагерей.
Слайд 14В восторженных рассказах Фамусова и обличительных речах Чацкого автор создает образ 18-го,
В восторженных рассказах Фамусова и обличительных речах Чацкого автор создает образ 18-го,
* Вот то-то, все вы гордецы! Спросили бы, как делали отцы? Учились бы, на старших глядя. Фамусов хвастается как собственным полупросвещением, так и всего сословия, к которому он принадлежит; хвастая тем, что московские девицы «верхние выводят нотки»; что дверь у него отперта для всех, как званых, так и незваных, «особенно из иностранных».
Слайд 15В следующей «оде» Фамусова - хвала барству, гимн раболепной и корыстной Москве:
Вот
В следующей «оде» Фамусова - хвала барству, гимн раболепной и корыстной Москве:
Вот
Рядом с Фамусовым в комедии стоит Скалозуб - «и золотой мешок и метит в генералы» Полковник Скалозуб типичный представитель аракчеевской армейской среды. На первый взгляд, его образ карикатурен. Но это не так: исторически он вполне правдив. Как и Фамусов, полковник руководствуется в своей жизни философией и идеалами века «минувшего», но в более грубой форме. Цель своей жизни он видит не в службе отечеству, а в достижении чинов и наград,
которые для военного, по его мнению, более доступны:
Довольно счастлив я в товарищах моих,
Вакансии как раз открыты:
То старых выключат иных,
Другие, смотришь, перебиты.
Слайд 16Чацкий характеризует Скалозуба так:
Хрипун, удавленник, фагот, Созвездие маневров и мазурки. Свою карьеру
Чацкий характеризует Скалозуба так:
Хрипун, удавленник, фагот, Созвездие маневров и мазурки. Свою карьеру
На мой взгляд, Фамусову и Скалозубу в описании барской Москвы принадлежит первое место. Люди Фамусовского круга -эгоисты и корыстолюбцы. Все свое время они проводят в светских развлечениях, пошлых интригах и глупых сплетнях. Это особое общество имеет свою идеологию, свой быт, взгляды на жизнь. Они уверены, что нет другого идеала, кроме богатства, власти и всеобщего уважения. «Ведь только здесь еще и дорожат дворянством», - говорит Фамусов о барской Москве. Грибоедов разоблачает реакционность крепостнического общества и этим показывает, куда ведет Россию господство Фамусовых.
Свои разоблачения, он вкладывает в монологи Чацкого, который обладает острым умом, быстро определяет суть предмета. Для друзей и для врагов, Чацкий был не просто умным, а «вольнодумцем», принадлежащим к передовому кругу людей. Думы, волновавшие его, тревожили умы всей прогрессивной молодежи того времени. В Петербург Чацкий попадает тогда, когда том зарождается движение «либералистов». В этой обстановке, по - моему складываются взгляды и стремления Чацкого. Он хорошо знает литературу.
Слайд 17До Фамусова дошли слухи, что Чацкий «славно пишет, переводит». Такое увлечение литературой
До Фамусова дошли слухи, что Чацкий «славно пишет, переводит». Такое увлечение литературой
Так же, как и Грибоедов, Чацкий является гуманистом, защищает свободы и независимость личности. Крепостническую основу он резко разоблачает в гневной речи «о судьях». Здесь Чацкий обличает ненавистный ему крепостной строй. Он высоко оценивает русский народ, говорит о его уме, свободолюбии, и это, на мой взгляд, тоже перекликается с идеологией декабристов.
Слайд 18Мне кажется, что в комедии есть идея самостоятельности русского народа. Низкопоклонство перед
Мне кажется, что в комедии есть идея самостоятельности русского народа. Низкопоклонство перед
Я одаль воссылал желанья
Смиренные, однако вслух,
Чтоб истребил господь нечистый этот дух
Пустого, рабского, слепого подражанья;
Чтоб искру заронил он в ком - нибудь с душой;
Кто мог бы словом и примером
Нас удержать как крепкою вожжой, От жалкой тошноты по стороне чужой.
Очевидно, что Чацкий в комедии не одинок. Он выступает от имени всего поколения. Возникает закономерный вопрос: кого же имел в виду герой под словом «мы»? Вероятно, молодое поколение, идущее другим путем. То, что Чацкий не одинок в своих взглядах, понимает и Фамусов. «Нынче пуще, чем когда, безумных развелось людей, и дел, и мнений!» - восклицает он. У Чацкого преобладает оптимистическое представление о характере современной ему жизни. Он верит в наступление новой эры. Чацкий с удовлетворением говорит Фамусову:
Как посравнить да посмотреть
Век нынешний и век минувший:
Свежо предание, а верится с трудом.
Слайд 19Еще совсем недавно «прямой был век покорности и страха». Нынче пробуждается чувство
Еще совсем недавно «прямой был век покорности и страха». Нынче пробуждается чувство
Слайд 20Образ Чацкого.
Фигура Чацкого определяет конфликт комедии, обе ее сюжетные линии. Пьеса писалась
Образ Чацкого.
Фигура Чацкого определяет конфликт комедии, обе ее сюжетные линии. Пьеса писалась
Слайд 21. Он ненавидит все прошлое, в том числе рабское преклонение перед всем
. Он ненавидит все прошлое, в том числе рабское преклонение перед всем
Слайд 22А юмор Чацкого, его остроты — как они привлекательны. Все это и
А юмор Чацкого, его остроты — как они привлекательны. Все это и
Слайд 23Образ Молчалина в комедии
А. С. Грибоедова «Горе от ума»
Во многих произведениях
Образ Молчалина в комедии
А. С. Грибоедова «Горе от ума»
Во многих произведениях
Так кто же такой Молчалин? Этот персонаж, на самом деле, довольно умён в бытовом плане. Это поощряет Фамусов, правда, ставя в пример не Молчалина, а своего дядю, Максима Петровича: «А? как по-вашему? По-нашему – смышлён.» Как известно, авторское отношение к какой-либо проблеме или персонажу передаётся через слова героев или непосредственно через слова автора. Но в пьесе второй вариант всегда «вычёркивается», поэтому, рассмотрев мнение Фамусова, надо обратить внимание именно на реплики других основных действующих лиц – Лизы, Софьи и, конечно, Чацкого. Лиза не даёт чёткого определённого портрета Молчалина, игнорируя фамусовского секретаря и лишь иногда говоря с ним и стараясь помочь Софье в любовных делах. При этом Лиза чуть опасается Молчалина, но скорее не сама, а предостерегая Софью. Чацкий считает Молчалина глупцом («Молчалин прежде был так глуп!.. Уж разве поумнел?»), однако не отрицает его замечательной приспособляемости к ситуации: «Не худо, чтоб при них услужник знаменитый тут был как громовой отвод. Молчалин! – Кто другой так мирно всё уладит!» Софья близка Чацкому в оценке Молчалина, тоже отмечая его способность приспосабливаться и в то же время покладистость: «…уступчив, скромен, тих…», кроме того, она, сама того не подозревая, становится жертвой молчалинского «таланта», когда он делает вид, что Софья для него что-то значит. Молчалин, в свою очередь, открывается Лизе: «Её [Софью] по должности [люблю]»), а Софья, тем не менее, принимает всё за чистую монету.
Слайд 24Если говорить о «Молчалине в действии», то вся его политика сводится к
Если говорить о «Молчалине в действии», то вся его политика сводится к
Слайд 25Лизой мы видим «настоящего» Молчалина.
Но несмотря на всё это, Молчалин явно не
Лизой мы видим «настоящего» Молчалина. Но несмотря на всё это, Молчалин явно не
Слайд 26Лизой мы видим «настоящего» Молчалина.
Но несмотря на всё это, Молчалин явно не
Лизой мы видим «настоящего» Молчалина. Но несмотря на всё это, Молчалин явно не
Безусловно, как личность – жалок. Он всегда останется таким. Но из первого утверждения вытекает, что таких людей масса («Молчалины блаженствуют на свете»), и все они живут, обладая при своем низком духовном и интеллектуальном уровне всем необходимым и даже чуть более этого. Им, «Молчалиным» противостоят непримиримые, непоколебимые «Чацкие», и борьба между ними, пример которой мы увидели в произведении, далеко не окончена. Подводя итоги, вернёмся к начальному тезису: антигерой ли Молчалин? Безусловно. Но новый антигерой, не такой, какие создавались раньше. Менее заметный и влиятельный, но тем не менее страшный в своём множестве, похожий на бактерию, которая сама по себе не так опасна, но при большой концентрации может вызвать серьёзную болезнь. Молчалин крайне важен, прежде всего, как один из серьёзнейших «противовесов» Чацкому и как необходимая часть фамусовского общества.
Слайд 27Образ Софьи.
Единственный персонаж, задуманный и исполненный в комедии «Горе от ума» как
Образ Софьи.
Единственный персонаж, задуманный и исполненный в комедии «Горе от ума» как
Слайд 28Софья — лицо драматическое, она персонаж бытовой драмы, а не социальной комедии.
Софья — лицо драматическое, она персонаж бытовой драмы, а не социальной комедии.
Слайд 29. Чувства настолько переполняют душу, что она исповедуется в своей любви, казалось
. Чувства настолько переполняют душу, что она исповедуется в своей любви, казалось
Софья настолько влюблена и одновременно удручена необходимостью постоянно таиться от отца, что ей попросту изменяет здравый смысл. Сама ситуация лишает ее возможности рассуждать: «Да что мне до кого? До них? До всей вселенны?» Но в выборе ее столько же свободы, сколько и предопределенности. Она выбрала и полюбила человека удобного: мягкого, тихого и безропотного (таким предстает Молчалин из ее слов). Софья, как ей кажется, относится к нему здраво и критически: «Конечно, нет в нем этого ума, Что гений для иных, а для иных чума, Который скор, блестящ и скоро опротивит… Да эдакий ли ум семейство осчастливит?» Вероятно, ей кажется, что она поступила очень практично. Но в финале, когда она становится невольной свидетельницей «ухаживания» Молчалина за Лизой, она поражена в самое сердце, она уничтожена — это один из самых драматичных моментов пьесы.
Слайд 30И как это ни трагично, отказавшись от Молчалина, Софья не откажется от
…будьте рады,
Что при свиданиях со мной в ночной тиши
Держались более вы робости во нраве,
Чем даже днем, и при людях, и въяве;.
В вас меньше дерзости, чем кривизны души.
Даже эта «кривизна души», доставившая Софье такое страдание, пугает ее меньше, чем дерзость — определяющее качество Чацкого. Вся жизнь света построена на криводушии. А вот дерзости свет не приемлет. Разочаровавшись в Молчалине, Софья продолжает ценить его робость: верный залог того, что следующий ее избранник не многим будет отличаться от Молчалина.
Софья, безусловно, натура неординарная — страстная, глубокая, самоотверженная. Но все лучшие ее качества получили страшное, уродливое развитие — вот почему поистине драматичен образ главной героини «Горя от ума».