Богатырь

Содержание

Слайд 2

Содержание

Богатырь (общее значение) – слайд№4,5
Воинские доблести Богатырей – слайд№6,7,8
Происхождение слова Богатырь –

Содержание Богатырь (общее значение) – слайд№4,5 Воинские доблести Богатырей – слайд№6,7,8 Происхождение
слайд№9
Богатыри в былинах – слайд№10

Слайд 3

Содержание

«Старшие» Богатыри – слайд№11
«Младшие» Богатыри – слайд№12,13
Святогор – слайд№14,15
Микула Селянович – слайд№16,17
Илья

Содержание «Старшие» Богатыри – слайд№11 «Младшие» Богатыри – слайд№12,13 Святогор – слайд№14,15
Муромец – слайд№18,19
Алёша Попович – слайд№20,21,22
Добрыня Никитич – слайд№23,24
Синонимы – слайд№25
Источники – слайд№ 26
Спасибо за внимание!!! – слайд№ 27

Слайд 4

Богатыри (общее значение)

Богатыри - былинные образы героев древних славянских племен. Богатыри стояли

Богатыри (общее значение) Богатыри - былинные образы героев древних славянских племен. Богатыри
на страже Руси, на заставе. Образы русских богатырей нашли широкое отражение в творчестве известных деятелей искусства, например, Михаила Александровича Врубеля — декоративное панно «Богатырь», или Виктора Михайловича Васнецова — «Богатыри» (картина, которую он писал почти двадцать лет).

Слайд 5

Богатыри (общее значение)

Богатыри обладают более или менее общими для них свойствами: силой

Богатыри (общее значение) Богатыри обладают более или менее общими для них свойствами:
и молодостью. Хотя в былинах часто говорится о «старом казаке» Илье Муромце, однако здесь слово старый не значит «обременённый летами», а только возмужалый, опытный в военном деле.

Слайд 6

Воинские доблести Богатырей
Совокупность воинских доблестей составляет одну из главнейших черт русского богатыря,

Воинские доблести Богатырей Совокупность воинских доблестей составляет одну из главнейших черт русского
но недостаточно одних физических доблестей, надо ещё, чтобы вся деятельность богатыря имела религиозно-патриотический характер.

Слайд 7

Воинские доблести Богатырей

Вообще народ идеализирует своих богатырей, и если он гиперболически представляет

Воинские доблести Богатырей Вообще народ идеализирует своих богатырей, и если он гиперболически
их физические качества: силу, ловкость, тяжёлую походку, оглушительный голос, продолжительный сон, то всё-таки в них нет той зверской обжорливости других являющихся в былинах чудовищных великанов, не принадлежащих к разряду богатырей.

Слайд 8

Воинские доблести Богатырей

Элемент чудесного играет большую роль в судьбах богатырей: они часто

Воинские доблести Богатырей Элемент чудесного играет большую роль в судьбах богатырей: они
встречаются с благотворными и враждебными сверхъестественными силами, но в общем всё-таки в былинах замечается стремление сглаживать чудесный элемент, который не играет в них такой роли, как, например, в сказках, и имеет своим назначением, по мнению Майкова, придать богатырям более идеальный характер.

Слайд 9

Происхождение слова Богатырь

Уже давно было высказано мнение, что оно заимствовано из языков

Происхождение слова Богатырь Уже давно было высказано мнение, что оно заимствовано из
алтайской языковой семьи, где является в различных формах: багатур, бахадир, багадур, батур, батыр, батор, баатар. Но явились противники (Орест Миллер и др.) этого мнения: они исходили из того положения, что и багадур слово не тюрко-монгольское, а заимствовано с санскритского bhagadhara (обладающий счастьем, удачный), и что вследствие этого русское «богатырь» тоже восходит к праарийскому началу. Другие прямо выводили «богатырь» из «Бог» через посредство «богатый» (Щепкин, Буслаев).

Слайд 10

Богатыри в былинах

Былины изучались первоначально по двум методам: сравнительному и историческому. Первый

Богатыри в былинах Былины изучались первоначально по двум методам: сравнительному и историческому.
привёл к двум взглядам: 1) что богатыри суть мифологические существа (Орест Миллер, Марте и др.) и 2) что они являются отражением типов чужестранных литератур (Стасов); второй метод привёл к заключению, что богатыри служат отражением действительно живших лиц или персонификацией бытовых и исторических явлений в жизни русского народа (Бессонов).

Слайд 11

«Старшие» Богатыри

К старшим богатырям Миллер причисляет только Святогора, Вольгу Святославича и Микулу

«Старшие» Богатыри К старшим богатырям Миллер причисляет только Святогора, Вольгу Святославича и
Селяниновича; Бессонов прибавляет ещё Самсона, Сухана и далее Полкана, Павла Прохоркина, Колывана Ивановича, Ивана Колывановича, Самсона Ивановича, Самсона Самойловича и Молофера или Малафея; некоторые присоединяют также Дона Ивановича и Дуная Ивановича.

Слайд 12

«Младшие» Богатыри

Младшие богатыри в свою очередь делятся на туземных и заезжих; к

«Младшие» Богатыри Младшие богатыри в свою очередь делятся на туземных и заезжих;
последним принадлежит: Соловей Будимирович (с чем не согласен Халанский и отчасти Веселовский), Чурило Пленкович, Дюк Степанович и др.

Слайд 13

«Младшие» Богатыри

С указанным делением, как мы уже говорили, совершенно не согласен Халанский,

«Младшие» Богатыри С указанным делением, как мы уже говорили, совершенно не согласен
который делит богатырей на типы, относящиеся к эпохе дотатарской, татарской и послетатарской, или московской: к первой группе он причисляет Добрыню Никитича, Ивана Даниловича и Алёшу Поповича; ко второй: богатырей на заставе, Идолище, Илью Муромца, Василья Игнатьевича и богатырей, которые «перевелись»; к третьей: Микулу Селяниновича, Хотена Блудовича, Чурилу Пленковича, Дюка Степановича, Данила Ловченина, сорок калик со каликою, Соловья Будимировича.

Слайд 14

Святогор

Святогор ужасный великан, которого даже земля не держит, лежит на горе в

Святогор Святогор ужасный великан, которого даже земля не держит, лежит на горе
бездействии, когда к нему приходит Илья. Другие былины рассказывают о его женитьбе, о встрече с тягой земной и смерти в волшебной могиле. В некоторых былинах Святогор сменяется Самсоном, который назван по отчеству Колывановичем, Самойловичем или Васильевичем.

Слайд 15

Святогор

На Святогора перенесены многие черты личности и жизни библейского богатыря Самсона, но

Святогор На Святогора перенесены многие черты личности и жизни библейского богатыря Самсона,
вообще былины о Святогоре мало ещё разработаны. Все, не исключая даже Миллера, признают, что в создании его образа сильно сказалось библейское влияние, но не умеют объяснить происхождения других, небиблейских черт характера.

Слайд 16

Микула Селянинович

Микула Селянинович встречается в 2-х былинах: о Святогоре и о Вольге

Микула Селянинович Микула Селянинович встречается в 2-х былинах: о Святогоре и о
Святославиче. На него смотрят тоже различно: Миллер в своём «Опыте» говорит, что он своей умелостью выступает из ряда старших богатырей; он представитель земледельческого быта, обладающий не количественной, как Святогор, а качественной силой, которую можно назвать выносливостью.

Слайд 17

Микула Селянович

Он предвещает появление младших богатырей, хотя ещё остаётся земледельческим божеством. В

Микула Селянович Он предвещает появление младших богатырей, хотя ещё остаётся земледельческим божеством.
другом месте («Илья Муромец») Миллер называет Микулу пахарем, первоначально олицетворением небесного грома, тогда как волшебная его кобылка, которую нагнать нельзя, представляет собою громовую тучу.

Слайд 18

Илья Муромец

Ряд младших богатырей начинает собою главный их представитель, оберегатель русской земли,

Илья Муромец Ряд младших богатырей начинает собою главный их представитель, оберегатель русской
Илья Муромец. Ему посвящена, сравнительно с другими богатырями, громадная литература, но, несмотря на то, вопрос о нём тоже остаётся далеко не выясненным. Самое его название Муромец вызывает несогласие относительно того, первоначально ли оно или нет.

Слайд 19

Илья Муромец

Мы ограничимся здесь указанием на более оригинальные взгляды учёных исследователей, касающиеся

Илья Муромец Мы ограничимся здесь указанием на более оригинальные взгляды учёных исследователей,
этого богатыря, взгляды крайне разнообразные и противоречащие друг другу, так как одни усматривают в Илье мифическое существо, другие видят в нём представителя русского крестьянского сословия, третьи считают его типом заимствованным и, наконец, 4-е смотрят на него как на смешение разнородных элементов: мифических, исторических, бытовых и иностранных.

Слайд 20

Алёша Попович

Алёша Попович тесно связан с Ильёй Муромцем и с Добрыней Никитычем:

Алёша Попович Алёша Попович тесно связан с Ильёй Муромцем и с Добрыней
он находится в постоянных отношениях с ними. Кроме того, между Алёшей и Добрыней существует поражающее сходство не в характерах, а в приключениях и некоторых других обстоятельствах их жизни; именно, былины о змееборстве Добрыни и Алёши почти совершенно сходны друг с другом.

Слайд 21

Алёша Попович

Исходя из этого, О. Миллер сравнивает Алёшу и Добрыню с индийским

Алёша Попович Исходя из этого, О. Миллер сравнивает Алёшу и Добрыню с
Индрой, считает их общеарийским достоянием, перешедшим к нам путём традиции, и видит в них первоначальное олицетворение солнца. Таким образом, и борьба его с Тугарином принимает естественно мифологическое освещение.

Слайд 22

Алёша Попович

Самого Тугарина Орест Миллер считает мифическим существом, Веселовский склонён признать в

Алёша Попович Самого Тугарина Орест Миллер считает мифическим существом, Веселовский склонён признать
нём половецкого хана Тугархана, Халанский же доказывает, что он стоит в ближайшей связи с южнославянскими народными верованиями в чудовищных змеев; он тоже признаёт в Тугарине мифическую основу, затемнённую заимствованными из книжных сказаний чертами; сближение его имени с именем Тугархана он считает шатким и принимает здесь просто случайное созвучие.

Слайд 23

Добрыня Никитич

Добрыню Никитича уже давно многие сопоставляли с летописным Добрыней, дядей Владимира,

Добрыня Никитич Добрыню Никитича уже давно многие сопоставляли с летописным Добрыней, дядей
и считали его представителем высшего русского общества, типом князя-дружинника. Халанский видит в нём отражение не только дяди Владимира, но и другого летописного лица, именно рязанского богатыря Добрыни или Тимона Золотой-пояс; таким образом в лице Добрыни былинного слились две летописные личности, одна южно-русская, другая северно-русская. Характерные черты, приписываемые Добрыне в былине, воспевающей его молодость, по Волльнеру, перенесены на него от Вольги.

Слайд 24

Добрыня Никитич

Стасов считает Добрыню отражением Кришны, воплощения Вишну, воспеваемого в Харивансе, против

Добрыня Никитич Стасов считает Добрыню отражением Кришны, воплощения Вишну, воспеваемого в Харивансе,
чего протестует О. Миллер, указывая на Добрыню и Алёшу как на мифические, унаследованные русскими по традиции, древнеарийские типы, соответствующие не Кришне, а Индре, и изображающие собою солнце; он сопоставляет тоже Добрыню с Одином. Волльнер, указывая на имя матери Добрыни (Амельфа или Мамельфа) сближает его с именем Μεμφις, жены Пентефрия; этот учёный рассматривает Добрыню в трёх эпизодах его жизни: как борца со змеем, как воюющего с Мариной и как долго отсутствующего мужа.

Слайд 25

Синонимы

Атлет витязь силач
Геркулес герой Самсон исполин здоровяк
АНТОНИМЫ
Хиляк
Заморыш

Синонимы Атлет витязь силач Геркулес герой Самсон исполин здоровяк АНТОНИМЫ Хиляк Заморыш слабак
слабак

Слайд 26

Источники

Интернет - Википедия

Источники Интернет - Википедия
Имя файла: Богатырь.pptx
Количество просмотров: 137
Количество скачиваний: 0