Богословское обоснование трезвенной работы Церкви. Личный пример священника в деле утверждения трезвости

Содержание

Слайд 2

Если бы какой-либо ветреник
выдумал ложь и сказал:
«я буду проповедывать тебе
о вине и

Если бы какой-либо ветреник выдумал ложь и сказал: «я буду проповедывать тебе
сикере», то он и был бы
угодным проповедником
для этого народа (Мих. 2:11)

Слайд 3

Священномученик Владимир (Богоявленский) 1848 – 1918 гг.
В 1912 году на Всероссийском съезде

Священномученик Владимир (Богоявленский) 1848 – 1918 гг. В 1912 году на Всероссийском
практических деятелей по борьбе с алкоголизмом представил свой доклад: Против ли нас (абстинентов) Библия

Слайд 4

Священномученик Владимир (Богоявленский):

«Борьба против алкоголя и пьянства, которую ставим мы своею задачею,

Священномученик Владимир (Богоявленский): «Борьба против алкоголя и пьянства, которую ставим мы своею
– борьба серьезная и очень нелегкая. Нелегкая сама по себе, она еще более затрудняется для нас превратным образом мыслей его защитников, которые и сейчас еще имеют дерзость стоять за распространение и употребление алкоголя»

Слайд 5

Священномученик Владимир (Богоявленский):

«Но как же, в каком отношении мы – противники алкоголя

Священномученик Владимир (Богоявленский): «Но как же, в каком отношении мы – противники
стоим к «библейскому вопросу о вине»? … Так как со стороны чаще всего духовных, а иногда <…> и мирян, очень часто с большим или меньшим искусством пускается в ход против нас и Библия <…>, то по сей причине мы вынуждены бываем чаще, чем это было бы нам желательно, возвращаться к этому вопросу и занимать в отношении его определенную позицию…»

Слайд 6

Как же относится Библия к употреблению вина?

Позиция Библии
в этом вопросе
на первый взгляд кажется
ПРОТИВОРЕЧИВОЙ

Как же относится Библия к употреблению вина? Позиция Библии в этом вопросе
!

Слайд 7

С одной стороны Библия несомненно
одобряет как само вино, так и его употребление

Пс.103:15.

С одной стороны Библия несомненно одобряет как само вино, так и его
И вино, которое веселит
сердце человека, и елей, от которого
блистает лице его, и хлеб,
который укрепляет сердце человека

Иоил.2:19. И ответит Господь, и скажет
народу Своему: вот, Я пошлю вам хлеб
и вино и елей, и будете насыщаться ими,
и более не отдам вас на поругание народам

Слайд 8

С другой стороны Библия несомненно
осуждает как само вино, так и его употребление

Еф.

С другой стороны Библия несомненно осуждает как само вино, так и его
5:18 . И не упивайтесь вином, в нем же
есть блуд, но исполняйтесь Духом

Откр.14:8–10. И другой Ангел следовал
за ним, говоря: пал, пал Вавилон, город
великий, потому что он яростным вином
блуда своего напоил все народы. И третий
Ангел последовал за ними, говоря громким
голосом: кто поклоняется зверю и образу
его и принимает начертание на чело свое,
или на руку свою, тот будет пить вино
ярости Божией, вино цельное,
приготовленное в чаше гнева Его

Слайд 9

Даже внутри одной и той же книги
нередко можно встретить
противоречивые высказывания

Ис. 55:1-2. Жаждущие!

Даже внутри одной и той же книги нередко можно встретить противоречивые высказывания
идите все к водам;
даже и вы, у которых нет серебра, идите,
покупайте и ешьте; идите, покупайте без
серебра и без платы вино и тук <…>
Послушайте Меня внимательно и вкушайте
благо, и душа ваша да насладится туком

Ис. 28:7. …шатаются от вина и сбиваются
с пути от сикеры; священник и пророк
спотыкаются от крепких напитков;
побеждены вином, обезумели от сикеры…

Слайд 10

В Библии нет противоречия
в ее отношении к вину, поскольку
в древности под словом

В Библии нет противоречия в ее отношении к вину, поскольку в древности
«вино»
понималось как «хмельное вино»
так и «виноградный сок»

Слайд 11


В Ветхом Завете используется 13 (!) слов иврита, которые
в русском синодальном переводе
могут быть

В Ветхом Завете используется 13 (!) слов иврита, которые в русском синодальном
переведены как «вино»
Хéмер: вино (еще бродящее) : 1 раз в Библии
Хамáр: вино : 6 раз в Библии
Дéма: сок (первая слеза) : 1 раз в Библии
Йáйин: вино : 133 раза в Библии
Мéзег: ароматное вино : 1 раз в Библии
Сóве: (алкогольный) напиток, вино, пшеничное пиво : 1
Асúйс: свежий виноградный сок : 2 (сок : 3)
Шекáр: крепкий алкогольный напиток : 21
Шéмер: вино (очищенное от осадка) : 2
Тийрóш: молодое вино, виноградный сок : 28 (сок : 8)

Слайд 12

Сам факт, что под словом «вино» в Библии
в зависимости от контекста может

Сам факт, что под словом «вино» в Библии в зависимости от контекста
пониматься
не только хмельной напиток, но неперебродивший
виноградный сок и даже сам виноград,
сам этот факт является поистине
революционным для сознания современного
человека. Но об этом непреложно свидетельствуют
как сами тексты Библии, так и свидетельства
Св. Отцов, а также многочисленные произведения
античной литературы

Слайд 13

Ис 16:10.  Исчезло с плодоносной земли
веселье и ликование, и в виноградниках
не поют, не

Ис 16:10. Исчезло с плодоносной земли веселье и ликование, и в виноградниках
ликуют; виноградарь
не топчет винограда (йайин) в точилах :
Я прекратил ликование

Иер 40:12. И возвратились все сии Иудеи
из всех мест, куда были изгнаны, и пришли
в землю Иудейскую к Годолии в Массифу,
и собрали вина (йайин) и летних плодов
очень много

Слайд 14

Сщмч. Владимир (Богоявленский)

«jajin в Библии есть родовое понятие для обозначения виноград-ных ягод

Сщмч. Владимир (Богоявленский) «jajin в Библии есть родовое понятие для обозначения виноград-ных
и виноград-ного вина, перебродив-шаго и неперебродив-шаго, алкогольнаго и неалкогольнаго, опьяняющаго и неопьяняющаго»

Слайд 15

Аристотель (384 - 322 до Р.Х.)
свидетельствует о «сладком вине»,
что оно было неопьяняющим:
«Сладкое вино летуче,

Аристотель (384 - 322 до Р.Х.) свидетельствует о «сладком вине», что оно
потому что оно
жирное и ведет себя как оливковое масло:
от холода оно не застывает и может гореть.
Вином оно является только по имени,
а на деле нет. И вкус у него не такой, как
у вина, и не опьяняет [оно] поэтому так,
как [обычное] вино»

Слайд 16

Аристотель, «Метеорологика»
«[Жидкости], которые сгущаются от тепла,
составные. Среди жидкостей некоторое
затруднение представляет, пожалуй, вино.
<…>

Аристотель, «Метеорологика» «[Жидкости], которые сгущаются от тепла, составные. Среди жидкостей некоторое затруднение
Это связано с тем, что вином
называют не один вид [жидкости, а разные];
разное же и [ведет себя] по-разному.
<…> Так, в Аркадии вино в мехах настолько
высушивается над дымом, что, прежде чем
пить, нужно отскоблить»

Слайд 17

Неперебродивший виноградный сок и виноградный грозд у древних народов играл важную роль

Неперебродивший виноградный сок и виноградный грозд у древних народов играл важную роль
как питательное средство и полезный напиток
В те времена, когда жили пророки и апостолы, знали различные способы предохранять виноградный сок
от брожения

Свежевыжатый сок могли прокипятить и
герметично укупорить, могли хранить в холод-
ном месте, могли уварить до состояния сиропа
или меда, использовали и другие способы

Слайд 18

Гомер. «Одиссея»
(приблизительно VIII-VII век до Р.Х.)
Если когда тем пурпурно-медвяным
вином

Гомер. «Одиссея» (приблизительно VIII-VII век до Р.Х.) Если когда тем пурпурно-медвяным вином
насладиться
В ком пробуждалось желанье, то,
в чашу его нацедивши,
В двадцать раз более воды подбав-
ляли, и запах из чаши
Был несказанный: не мог тут никто
от питья воздержаться

Слайд 19

Климент Александрийский : «Особенно хорошо
к вину подмешивать возможно более воды, но
пить эту

Климент Александрийский : «Особенно хорошо к вину подмешивать возможно более воды, но
смесь нужно не для удовлетворения
жажды, как воду, и таким образом не доходить
через пьянство до совершенного тупоумия;
и не следует в пристрастии к вину, (хотя бы
и смешанному с водой), его пить много, как
если бы это была вода…»

Слайд 20

В свете этих знаний анализ текстов
Библии и связанных с ними свято-
отеческих комментариев

В свете этих знаний анализ текстов Библии и связанных с ними свято-
показывает,
что Библия одобряет трезвость и
осуждает опьянение, видит в вине
древнейший символ крови, указывает
на опасность хмельного вина,
а нехмельное вино рассматривает как
благословение Божие и как ценный
питательный продукт

Слайд 21

Обет назорейства
«И сказал Господь Моисею, говоря: объяви сынам Израилевым и

Обет назорейства «И сказал Господь Моисею, говоря: объяви сынам Израилевым и скажи
скажи им: если мужчина или женщина решится дать обет назорейства, чтобы посвятить себя в назореи Господу, то он должен воздержаться от вина и [крепкого] напитка, и не должен употреблять ни уксусу из вина, ни уксусу из напитка, и ничего приготовленного из винограда не должен пить, и не должен есть ни сырых, ни сушеных виноградных ягод» (Чис.6:1-3)

Слайд 22

Род рехавитов
«Но они сказали: мы вина не пьем; потому что

Род рехавитов «Но они сказали: мы вина не пьем; потому что Ионадав,
Ионадав, сын Рехава, отец наш, дал нам заповедь, сказав: «не пейте вина ни вы, ни дети ваши, вовеки»» (Иер.35:6)

Слайд 23

«Жена (мать Самсона) пришла и сказала мужу своему: человек Божий приходил ко

«Жена (мать Самсона) пришла и сказала мужу своему: человек Божий приходил ко
мне, которого вид, как вид Ангела Божия, весьма почтенный; я не спросила его, откуда он, и он не сказал мне имени своего; он сказал мне: "вот, ты зачнешь и родишь сына; итак не пей вина и сикера и не ешь ничего нечистого, ибо младенец от самого чрева до смерти своей будет назорей Божий» (Суд.13:6-7)

Самый сильный человек Библии – Самсон

Слайд 24

«И будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его

«И будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются,
возрадуются, ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей»
(Лук. 1:14,15)

Пророк Иоанн Креститель, назорей

Слайд 25

Из Новозаветных святых приведем
хотя бы некоторых, о трезвости которых
достоверно известно:
Апостол Иаков, брат

Из Новозаветных святых приведем хотя бы некоторых, о трезвости которых достоверно известно:
Господень
Преп. Пахомий Великий
Преп. Паисий Великий
Преп. Иоанникий Великий
Преп. Пимен Великий
Преп. Симеон Столпник
Свт. Иоанн Златоуст
Блаж. Иероним

Слайд 26

Особо отметим русских святых:
Преп. Антоний печерский
Преп. Афанасий печерский
Преп. Марк Пещерник (Гробокопатель)
Преп.

Особо отметим русских святых: Преп. Антоний печерский Преп. Афанасий печерский Преп. Марк
Сергий Радонежский
Преп. Иринарх Затворник
Преп. Кирилл Белоезерский
Преп. Иосиф Волоцкий
Преп. Макарий Колязинский
Преп. Александр Свирский
Преп. Серафим Саровский

Слайд 27

Свт. Иов, Патриарх Московский
Свт. Иоанн, епископ Суздальский
Свт. Тихон, епископ Воронежский
Свт. Феофан, Затворник

Свт. Иов, Патриарх Московский Свт. Иоанн, епископ Суздальский Свт. Тихон, епископ Воронежский
Вышенский
Свт. Игнатий, еп. Кавказский
Сщмч. Владимир, митр. Киевский
Сщмч. Сильвестр, архиеп. Омский
Сщмч. Андроник, архиеп. Пермский
Сщмч. Митрофан, архиеп. Астраханский
Сщмч. Мефодий, еп. Петропавловский
Сщмч. Амвросий, еп. Сарапульский

Слайд 28

Типикон (Устав): Глава 35. Разсуждение о ястии и питии

Аще случится и во уреченныя

Типикон (Устав): Глава 35. Разсуждение о ястии и питии Аще случится и
дни, якоже рехом всегда, якоже и Великий Симеон чудотворец глаголет: яко похвала монаху, еже не пити вина. Аще ли и пиет немощи ради тела своего, мало да испивает. Подобно же и Великий Пимен отец наш глаголет: яко вина отнюд не подобает пити монахом.

Слайд 29

Стоглавый собор РПЦ (XVI век) гл. 51:

«Подобает прежде всего заботу и попечение

Стоглавый собор РПЦ (XVI век) гл. 51: «Подобает прежде всего заботу и
иметь о том, чтобы не было в обители ни в трапезах, ни в кельях пития, от которого пьянство бывает. Если что и писано в уставах и Житиях святых отец, что инокам разрешается пить вино когда по чаше, когда по две или по три и имелось вино в монастырях как в первых, так и в нынешних, но до пьянства его не пили… В русской земле другой обычай и другой закон. И если имеем питье пьянственное, то не можем воздерживаться и пьем до пьянства. А что повелевают святые отцы пить по чаше или по две или по три то этого и слышать не хотим или не ведаем меры чаш этих… И ради этого обычая и погибельного нрава и грехолюбного навыка не подобает нам иметь во обители питья, от которого бывает пьянство, чтобы не впасть в конечную погибель...»

Слайд 30

Стоглавый собор РПЦ (XVI век) гл. 52:

«Отныне изволиша с Божиею помощию, доколе

Стоглавый собор РПЦ (XVI век) гл. 52: «Отныне изволиша с Божиею помощию,
Господь повелит и поможет, в митрополии и во архиепископьях, и епископьях, и по всем святым честным монастырем общим и особь сушим, такоже и по девичим монастырем общим и особь сущим пиянственнаго пития, сиречь хмельного и вина горячаго, не держати и не пити, а держати и пити святителем и по всем святым монастырем и священноиноком, и дияконом, и иноком, и игуменьям, и старицам житныя и медвеныя всякия квасы по своим обиходом»

Слайд 31

Указ Святейшего Синода, 7 авг. 1859 г.

«... Святейший Синод благословляет священнослужителей живым

Указ Святейшего Синода, 7 авг. 1859 г. «... Святейший Синод благословляет священнослужителей
примером собственной жизни и частым проповедованием в церкви Божией о пользе воздержания ревностно содействовать возникшей в некоторых городских сельских сословиях благой решимости воздер-живаться от употребления вина»

Слайд 32

Свт. Феофан Затворник: «…для всех нас
и на все случаи закон: ничего не

Свт. Феофан Затворник: «…для всех нас и на все случаи закон: ничего
делать,
чем можно соблазнить брата <…>
Воздерживайся также от вина и от всего,
что только служит соблазном; потому что
спасение брата не идет ни с чем в сравнение»
(Толкование на Первое послание
св. апостола Павла к римлянам)

Слайд 33

Еф. 5:18. И не упивайтесь вином,
от которого бывает распутство;
но исполняйтесь Духом

Свт.

Еф. 5:18. И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь
Феофан Затворник: «Как положить меру, с которой
начинается упивание? Христианам скорее идет – совсем
не пей, – разве только в крайностях, в видах врачевания.
Конечно, не вино укоризненно, а пьянство; но огонь в кровь
влагается и малым количеством вина, и прибывшее от того
развеселение плотское развевает мысли и расшатывает
нравственную крепость. Какая же нужда ввергать себя
в такое опасное положение? Особенно когда сознается,
что всякую минуту времени надобно искупать, а этим
поступком не минуты, а дни отдаются даром врагам,
и добро бы даром, а то еще и с приплатой! Итак, строго
судя, винопитие совсем должно быть изгнано из
употребления из среды христиан»
(Толкование на Первое послание
св. апостола Павла к коринфянам)

Слайд 34

Свт. Игнатий Брянчанинов: «Монах отнюдь
не должен употреблять вина», сказал
преп. Пимен Великий .

Свт. Игнатий Брянчанинов: «Монах отнюдь не должен употреблять вина», сказал преп. Пимен
Этому правилу
должен последовать и всякий благочестивый
христианин, желающий сохранить свое
девство и целомудрие. Св.Отцы следовали
этому правилу, а если и употребляли вино,
то весьма редко и с величайшею умеренностию»
(Поучение «О посте»)
«В России существенно нужно устранение вина
из обителей. Это понимали благоразумные
и благочестивые настоятели…»
(О монашестве)

Слайд 35

“Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого,

“Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого,
отчего брат твой претыкается или соблазняется, или изнемогает” (Рим 14, 21)
„Все мне позволительно, но не все полезно”
„Никто не ищи своего, но каждый пользы другого…”
„Итак едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте во славу Божию”.
(1 Кор. 10: 23, 24, 31)

Учение апостола Павла

Слайд 36

Таким образом, суть дела заключается в том, к чему приводит пример, а

Таким образом, суть дела заключается в том, к чему приводит пример, а
потому-то апостол Павел так убедительно и предостерегает от злоупотребления христианской свободой.
1 Кор. 8:8. “Берегитесь однако ж, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных”

Учение апостола Павла

Слайд 37


Сщмч. Владимир, митр. Киевский:
«Если, таким образом, я знаю, что весь народ,
среди

Сщмч. Владимир, митр. Киевский: «Если, таким образом, я знаю, что весь народ,
которого живу я, тяжело страдает от
какого-нибудь бедствия, то эта любовь обязывает
меня сделать все, что только я могу предпринять
к устранению бедствия, прежде всего употребить
то средство, которое может быть наиболее
действенным. А самое действительное средство
против алкоголя <…> есть совершенное отречение
от употребления спиртных напитков. Если мой
взгляд на это дело таков, что я глубоко
проникнут убеждением в истинности его, то
это полное воздержание может быть для меня
индивидуальным нравственным долгом любви»

Слайд 38

«Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей

«Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин.15:13)
своих»
(Ин.15:13)
Имя файла: Богословское-обоснование-трезвенной-работы-Церкви.-Личный-пример-священника-в-деле-утверждения-трезвости.pptx
Количество просмотров: 21
Количество скачиваний: 0