Буддизм

Содержание

Слайд 2

БУДДИЗМ – ЭТО ДРЕВНЕЙШАЯ МИРОВАЯ РЕЛИГИЯ, ВОЗНИКШАЯ ОКОЛО VI В. ДО. Н.

БУДДИЗМ – ЭТО ДРЕВНЕЙШАЯ МИРОВАЯ РЕЛИГИЯ, ВОЗНИКШАЯ ОКОЛО VI В. ДО. Н.
Э. В ЮЖНОЙ АЗИИ И ОКАЗАВШАЯ ВЛИЯНИЕ НА ВСЕ СФЕРЫ ЖИЗНИ ПОСЛЕДОВАТЕЛЕЙ.

Основателем буддизма считается Сиддхартха Гаутама Шакьямуни Будда. В возрасте 29 лет Гаутама оставил мирскую жизнь для того, чтобы стать монахом. В целях духовного самосовершенствования он занялся йогической медитацией, позже он начал вести аскетическую жизнь отшельника. Постепенно Гаутама сконцентрировался на «срединном пути», избегая крайностей чувственной жизни и самоистязания, и посредством медитации достиг «пробуждения» в возрасте 35 лет. Последующие 45 лет Будда посвятил проповеднической деятельности.

Слайд 3

ЧИСЛЕННОСТЬ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ ВЕРУЮЩИХ

ЧИСЛЕННОСТЬ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ ВЕРУЮЩИХ

Слайд 4

ЧИСЛЕННОСТЬ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ ВЕРУЮЩИХ

ЧИСЛЕННОСТЬ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ ВЕРУЮЩИХ

Слайд 5

ОСНОВЫ БУДДИЙСКОГО ВЕРОУЧЕНИЯ:

1. Истина о страдании (духкха – болезнь и страдание). Рождение,

ОСНОВЫ БУДДИЙСКОГО ВЕРОУЧЕНИЯ: 1. Истина о страдании (духкха – болезнь и страдание).
жизнь и смерть рассматриваются в качестве страдания, которое может быть вызвано не только прямым причинением зла, но и разлучением с приятным. Человек не властен над обстоятельствами, влияющими на его физическое и эмоциональное состояние.
2. Истина о происхождении и причинах страдания (самудая – источник). В качестве причины страдания называется «жажда», приводящая к круговороту рождения и смерти, т.е. стремление к переживанию чувственного опыта.
3. Истина о прекращении страдания и устранении его источников (ниродха – подавление). На этом этапе последователь буддизма достигает состояния, в котором понимает, что отсутствие страданий достижимо в нирване.
4. Истина о путях прекращения страдания (марга – путь). Согласно буддийской доктрине освобождение от страданий возможно, если следовать Восьмеричному Благородному Пути – средин- ному пути достижения нирваны.

Слайд 6

ВОСЬМЕРИЧНЫЙ БЛАГОРОДНЫЙ ПУТЬ

I. Этап мудрости (праджня):
1. Истинное понимание – усвоение Четырех Благородных

ВОСЬМЕРИЧНЫЙ БЛАГОРОДНЫЙ ПУТЬ I. Этап мудрости (праджня): 1. Истинное понимание – усвоение
Истин.
2. Истинная решимость – кончательное решение встать на путь освобождения.
II. Этап нравственности или соблюдения обетов (шила):
3. Истинная речь – воздержание от лжи, грубости, сплетен.
4. Истинная деятельность – принятие определенных обетов, необходимых для улучшения кармы. Минимальное количество обетов для буддистов-мирян:
отказ от неправильной (дурной) речи;
неприсвоение чужого (отказ от воровства);
отказ от употребления одурманивающих веществ (алкоголь, наркотики);
отказ от прелюбодеяния;
ненасилие.

5. Истинный образ жизни – истинная деятельность, но в более широком социальном измерении. Этот обет воспринимается в широком понимании и включает все то, что не совместимо с правильным поведением или принципами морали: торговля оружием, наркотиками, людьми и животными, проституция, гадания и составление гороскопов (поскольку это обман) и др.
III. Этап сосредоточения или концентрации (самадхи):
6. Истинное усердие, усилие – занятие буддийской йогой.
7. Истинная осознанность (правильное «помятование») – полный контроль над психологическими и физиологическими процессами, избавление от аффектов.
8. Истинное сосредоточение – форма созерцания, при которой исчезают различия между субъектом, объектом и процессом созерцания.

Слайд 7

БОЛЬШОЕ ЗНАЧЕНИЕ В БУДДИЙСКОМ ВЕРОУЧЕНИИ ИГРАЕТ КАТЕГОРИЯ «ВЕРА». ПУТЬ К ПРОСВЕТЛЕНИЮ И

БОЛЬШОЕ ЗНАЧЕНИЕ В БУДДИЙСКОМ ВЕРОУЧЕНИИ ИГРАЕТ КАТЕГОРИЯ «ВЕРА». ПУТЬ К ПРОСВЕТЛЕНИЮ И
НИРВАНЕ НАЧИНАЕТСЯ ДЛЯ БУДДИСТА С ВЕРЫ

Фигура Будды лежит в основе учения как эталон. Будда продемонстрировал путь к спасению.
«Дхарма». В узком значении дхарма – это явление, часть сознания о мире и себе. В широком значении дхарма – это универсальный закон бытия, открытый Буддой, и в целом буддийское учение.
Важным компонентом веры является опора на сангху. В узком смысле термин «сангха» используется для обозначения всех святых, достигших просветления. В более широкой трактовке сангха обозначает монашескую общину или локальную общину буддистов-мирян.

Стоящий Будда. I-II вв. Гандхара (Восточный Афганистан, Северо- Западный Пакистан

Слайд 8

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ИСТОРИИ БУДДИЗМА

1. Ранний буддизм (VI-V вв. до н. э.). Этот период

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ИСТОРИИ БУДДИЗМА 1. Ранний буддизм (VI-V вв. до н. э.).
связан с миссионерской деятельностью самого Сиддархтхи Гаутамы и складыванием основ религиозной системы: норм и правил монашеского поведения, буддийского канона – Трипитаки, распространением останков Будды, которые помещали в качестве святынь в специально построенные ступы.

2. Период Второго буддийского собора (IV- первая половина III вв. до н. э.). На этом этапе произошло разделение буддизма на два направления. Первоначально только монахи рассматривались в качестве строгих последователей Дхармы, а жизнь мирян считалась несовместимой с высшей религиозной целью. Однако данная теория не могла устраивать буддистов-мирян.

3. Ранний миссионерский период (III–I в. до н. э.). В середине III в. до н. э. в относительно благоприятных условиях (при поддержке государства) буддизм получает значительное распространение в Индии. Правитель империи Мауриев Ашока (273-232 гг. до н. э.) проводил политику веротерпимости. Вероятно, буддийская религиозность Ашоки носила внешний характер. Считается, что Ашока построил в Индии 84 тысячи ступ, в которые были заложены частицы праха Будды. Около 250 г. до н. э. Ашока провел в Паталипутре Третий буддийский собор с целью примирения различных буддийских школ организации миссионеров в другие страны.

Слайд 9

4. Период распространения Махаяны (I-X вв. н. э.). Махаяна («Большая колесница») способствовала привлечению

4. Период распространения Махаяны (I-X вв. н. э.). Махаяна («Большая колесница») способствовала
к буддизму более широких слоев. Постепенно буддизм распространяется на территории Центральной Азии и Дальнего Востока. Первое тысячелетие н. э. становится временем зарождения региональных направлений буддизма.
4.1. Буддизм в Юго-Восточной Азии. Первые буддийские миссионеры появились в странах Юго-Восточной Азии уже в III в. до н. э. В I в. до н. э. на Шри-Ланке был записан буддийский канон на пали – Типитака (санскр. – Трипитака) в традиции Тхеравады. В III-V вв. в регион проникает уче- ние Махаяны, и два основных направления вступают в противоборство. В середине первого тысячелетия буддизм Тхеравады становится господствующей религией на Шри-Ланке и частично распространяется в Мьянме, Сиаме, Камбодже, Лаосе, Вьетнаме, Малайзии и Индонезии.
4.2. Буддизм в Китае. Буддизм проникает в Китай в I-II вв. в виде переходного типа от Тхеравады к Махаяне. В результате перевода буддийских текстов на китайский язык, наличия национальных религиозно-философских систем (конфуцианства и даосизма) и особенностей китайской ментальности буддизм проходит процесс адаптации или «китаизации».

Слайд 10

Вместе с конфуцианством и даосизмом буддизм составил синкретический комплекс сань цзяо («три

Вместе с конфуцианством и даосизмом буддизм составил синкретический комплекс сань цзяо («три
религии»). В рамках традиционной обрядности в ведении буддистов оказались заупокойные обряды.
В конце VI- начале VII вв. в Китае сформировались основные школы национального буддизма, которые можно разделить на три основные группы:
1. Школы трактатов, занимавшиеся философской проблематикой: Саньлунь цзун («Школа трех трактатов»), Шэдунь цзун («Школа трактата Махаяна Санграха») и др.
2. Школы сутр, основывающиеся на доктринальных текстах, приписываемых Будде: «Лотосовая сутра» – Тяньтай цзун («Школа горы Тяньтай»), «Сутра цветочной гирлянды» – Хуаянь цзун.
3. Школы дхъяны, ориентирующиеся на буддийские психотехники (медитация, йога) и культовые практики: Чань цзун («Школа созерцания»), Цзинту цзун («Школа чистой земли»).

ОСНОВНЫЕ ШКОЛЫ

Слайд 11

5. Период интеграции буддизма (первая половина второго тысячелетия).
С XII в. в Китае появляются

5. Период интеграции буддизма (первая половина второго тысячелетия). С XII в. в
оппозиционные секты, основывавшиеся на буддийских идеях, но отрицавшие официальный буддизм. Среди этих движений наибольшее распространение получила секта Белого лотоса (Байляньцзяо), чьи последователи верили в конец света (окончание эры Будды Шакьямуни – эра Красного солнца) и наступление эры Белого солнца.

Слайд 12

6. Буддизм в эпоху нового времени (XVI-XIX вв.).
В период нового времени в буддизме

6. Буддизм в эпоху нового времени (XVI-XIX вв.). В период нового времени
не появилось новых школ, и его развитие происходило на основе тенденций, заложенных в эпоху средневековья. Этот период до середины XIX в. условно можно назвать временем некоторой стагнации.

7. Буддизм в новейшее время. Необуддизм (XX- начало XXI вв.).
В начале ХХ в. в рамках Эпохи пробуждения Азии наблюдается некий «ренессанс буддизма». В Индии, где буддизм в период нового времени практически исчез, получает развитие ново- буддийское движение. Усиливается политическая роль буддизма в ряде стран Юго-Восточной Азии,где он выступал в качестве идеологической базы антиколониального движения. Кроме того, активизируется миссионерская деятельность и наблюдается проникновение буддизма в страны Запада.

Тибет в XIX в.

Слайд 13

СРЕДИ МНОЖЕСТВА ШКОЛ БУДДИЗМА НА СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ СОХРАНИЛИСЬ ШКОЛЫ НАПРАВЛЕНИЙ ТХЕРАВАДА, МАХАЯНА

СРЕДИ МНОЖЕСТВА ШКОЛ БУДДИЗМА НА СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ СОХРАНИЛИСЬ ШКОЛЫ НАПРАВЛЕНИЙ ТХЕРАВАДА, МАХАЯНА
И ВАДЖРАЯНА.

В Тхераваде Будда воспринимается не в качестве бога, а в виде примера. Поэтому поклонение требуется не Будде, а людям, воздающим таким образом своеобразный долг памяти. Буддисты-миряне не могут достичь нирваны, а способны лишь к улучшению своей кармы за счет добрых дел, для того чтобы в последующей жизни стать достойными принять обеты монашества.
Будда воспринимается махаянистами не как человек, а как особая метафизическая реальность, которая может проявляться в других Буддах. Значение Будды в том, что он стал бодхисатвой («Про- светленным существом»).
Ваджраяна основывается на философских учениях Махаяны. И отличия заключаются не столько в теории, сколько в практике достижения Пробуждения. По сути, Ваджраяна – это оккультная модификация буддизма. Главным средством достижения просветления считаются не достоинства человека, а тайная мантра.

Имя файла: Буддизм.pptx
Количество просмотров: 33
Количество скачиваний: 0