Слайд 2Посёлок Арти в XIX веке
История посёлка Арти тесно связана с развитием завода.
Углежог,
литейщик, горных дел мастер – это всё профессии, связанные с заводским производством.
Но жители посёлка, рабочие завода зарабатывали себе на жизнь не только заводским трудом.
Они использовали и богатства нашей природы: грибы, ягоды, дичь, рыбу.
Для этого требовалось специальное снаряжение и посуда.
Прочное место в традиционном укладе жизни нашего заводского посёлка занимали промыслы, связанные с изготовлением берестяной утвари.
Слайд 3Как это называлось?
Бурачный промысел - изготовление и роспись туесов (коробок с
крышкой) из бересты.
Бурак (туес) - сосуд цилиндрической формы, изготовленный из бересты, берёзовой коры.
Пестерь – заплечный кузов из бересты квадратной формы.
Пайва – кузов из лыка или бересты с крышкой.
Сколотень – цилиндр из бересты, который снимался целиком с берёзового кряжа.
Лапти – низкая крестьянская обувь, сплетённая из древесного лыка, бересты или пеньки.
Слайд 4Почему из бересты? Особенности материала.
мягкая и гибкая при обработке;
совершенно не
впитывает воду;
не проводит тепло;
способна обеззараживать;
имеет малый вес и достаточную прочность;
устойчива к гниению.
Слайд 5Бурачный промысел в нашем посёлке
Точных сведений, кто конкретно делал изделия из бересты
– посуду, обувь, детские игрушки – мы не нашли.
Известно, что такие изделия были в каждом доме с глубокой древности и пользовались спросом у жителей вплоть до 50-60 гг. ХХ века. Их не выбрасывали и даже передавали из поколения в поколение.
Из воспоминаний Баушевой В.Н., детство которой пришлось на годы Великой Отечественной войны: «Моя баба хорошо умела валенки подшивать. Соседи ей несли валенки, а за работу рассчитывались, кто чем мог – кто картошки принесёт, кто ложки деревянные, кто и туесок. До сих пор в туеске соль храню. Память о бабе»
В нашем музее уже собралась небольшая коллекция изделий из бересты.
Слайд 7Туес (бурак)
Сосуд для хранения продуктов высотой 30 см.
Имеет круглую цилиндрическую форму, состоит
из двух слоёв: внутренний слой (сколотень) и верхний из верхнего слоя бересты, соединённого в замок.
По верхнему и нижнему краю идёт оплётка из бересты.
Туес имеет деревянное донышко и крышку.
Холодная вода в жаркий день не нагревается, а горячая не остывает, молоко долго не скисает.
Соль будет оставаться всегда сухой.
Слайд 8Туес высотой 60 см.
Выполнен в той же технике.
Большие туеса использовались для засолки
овощей, грибов.
Солёные грибы или огурцы не только долго хранятся, но приобретают необычный аромат.
Также в таком большом туесе можно было хранить мёд, рыбу, молочные продукты.
Также изготовлен из бересты.
Слайд 9Берёзовая фляга
Перед нами сосуд для питья.
Форма сосуда квадратная, с круглым зауживающимся горлом.
Выполнен
в технике прямого плетения толстых и широких берястяных лент.
Береста светлого цвета, была заготовлена весной.
Вода не портилась в таком сосуде благодаря природному антисептику – дёгтю, который содержится в верхнем слое берёзовой коры.
Такой сосуд брали с собой на сенокос, в лес.
Слайд 10Берестяной кузов
Для переноски предметов, сбора даров леса использовались заплечные берестяные кузова.
Кузов выполнен
в технике прямого плетения.
Высота – 60 см.
Имеет однослойную структуру.
Очень лёгкий.
Крепился за спиной с помощью верёвок (как лапти на ноге).
Для изготовления кузовов использовали осеннюю бересту, когда она приобретала дополнительную прочность, более тёмный цвет.
Слайд 11Кузов - вид сверху (слева)
Крепление заплечных верёвок к кузову (внизу)
Слайд 12В технике плетения изготавливалась обувь - лапти
Лапти плели не только из лыка,
но еще из бересты и кожаных ремешков.
Самыми красивыми считались лапти из лыка вяза.
Самыми зазорными – из ивовой коры (уж очень они быстро портились).
Из коры тала плели шелюжники.
Из дубовой коры –дубовики или дубочары.
Лапти из пеньковых очесов и ветхих веревок назывались чуни (курпы, крутцы) и носились в жаркую сухую погоду.
Слайд 13А что сейчас с берестяным промыслом?
Берестяные изделия перестали быть необходимыми бытовыми вещами.
Они стали предметами интерьера, украшением быта.
Современные мастера при изготовлении изделий используют различные техники украшения – от выдавливания рисунка по бересте до росписи красками и украшения драгоценными камнями.
В нашем музее есть современная берестяная солонка. Воды в неё уже не нальёшь, так как основа клеевая.
Слайд 14Список источников:
Береста Руси. - http://nastroeniya.ru/
Берестяное дело на Урале. - https://nashural.ru/
Бурачный промысел среднего
Урала. - https://pandia.ru/
Тихомирова О.М. История и современное состояние бурачного промысла на Урале. - https://elar.rsvpu.ru/
Что о лаптях нужно знать каждому русскому. https://woman.rambler.ru/